5 мин.

Футбол на руинах Сталинграда

Предупрежу сразу что статья не моя. Натолкнулся на просторах интернета и вот решил поделиться.

2 мая 1943 года в Сталинграде на стадионе завода "Азот" состоялась товарищеская футбольная встреча между местным "Динамо" и московским "Спартаком". Событие, организованное для жителей освобожденного от врага 2 февраля 1943 года города, вошло в историю под названием "Матч на руинах Сталинграда".

Эта встреча состоялась 2 мая 1943 года в освобождённом Сталинграде между футбольными командами «Спартак» (Москва) и «Динамо» (Сталинград) на чудом уцелевшем стадионе «Азот» на южной окраине города в Бекетовке. Спортивное мероприятие было организовано по инициативе руководства НКВД и городской власти. Идея заключалась в том, чтобы создать настроение праздника для населения, показать, что город возвращается к полноценной гражданской жизни. Организаторы спортивного мероприятия прекрасно осознавали значение психологического фактора предстоящей встречи. Ведь ничто так не объединяет людей, как состояние, когда они болеют «за наших». И это единение должно было стать залогом общих усилий по возрождению Сталинграда.

Для придания важности происходящему было принято решение пригласить на товарищескую встречу одну из ведущих команд страны — московский «Спартак».

Первоначально встреча должна была проводится 1 мая, однако была перенесена на следующий день в связи с ожидаемым налетом немецкой авиации на Сталинград. На восстановленные трибуны стадиона «Азот», едва вмещавшие 3000 человек собралось по меньшей мере 10000. В составе команды москвичей в Сталинград приехали и Анатолий Акимов, прославленный вратарь, уже успевший послужить Льву Кассилю прообразом для непробиваемого вратаря Антона Кандидова в романе «Вратарь Республики», и хладнокровный пенальтист Георгий Глазков, и Владимир Степанов, забивший 3 мяча баскам, во время их турне в 37–м году (итоговый счет 6:2), и Николай Морозов, будущий тренер сборной СССР на самом успешном для нее мировом чемпионате в Англии, и Василий Соколов, капитан послевоенного «Спартака», и герой финальных кубковых матчей 46–го и 47–го годов Олег Тимаков.

Команда «Динамо», получившая тогда такое название из–за того, что в ней выступали воины частей и отрядов особого назначения: В. Ермасов, К. Беликов, Л. Шеремет, А. Моисеев, А. Колосов, В. Зуев, И. Фролов, Ф. Гусев, Г. Шляпин, С. Плонский, С. Пеликян, Ю. Белоусов, Л. Назарчук и В. Иванов.

Безусловно самой интересной является история жизни одного из участников той команды Константина Беликова. Начало войны 22 июня 1941 года застало его в Донецке перед матчем с «Шахтером», который должен был состоятся 26 июня (и, к слову, состоялся, несмотря на начало войны). Вернувшись домой Беликов мобилизуется на фронт, но на передовую его не отправляют и он трудится на заводе. Когда война уже на пороге Сталинграда его завод эвакуируется в Челябинск, но он остается (с ним так же остаются В. Ермасов, С. Плонский, А. Колосов, Г. Шляпин, Ф. Гусев.)

Спартаковцы добирались в город на Волге самолетом. Перелет «Москва-Сталинград» был небезопасен: лететь предстояло через линию фронта. Один раз вылет из Москвы задержали из-за угрозы налета немецкой авиации, а когда все-таки вылетели, самолет с футболистами сопровождал эскорт из двух боевых истребителей.

Вот каким увидел Сталинград спартаковский вратарь Алексей Леонтьев: «Под самолетом расстилалась черная выжженная, земля, на которой серыми квадратиками выделялись бывшие кварталы на многие километры раскинувшегося вдоль Волги города... Громоздились руины некогда высоких и красивых зданий...»

В день игры временные трибуны, рассчитанные на три тысячи зрителей, ломились от публики: на матч пришли около десяти тысяч болельщиков, в основном, конечно, бойцы расположенных поблизости подразделений. И посмотреть было на что и на кого.

Костяк «Динамо» составили оказавшиеся в городе игроки «Трактора», который представлял Сталинград в чемпионате СССР. Спартаковцы не ожидали встретить со стороны сталинградцев серьезного сопротивления — ведь у динамовцев, в отличие от «Спартака», игравшего на первенство и кубок Москвы, был по существу несыгранный коллектив.

Москвичи с первых минут бросились на штурм сталинградских ворот, надеясь решить исход игры уже в дебюте. Но Василий Ермасов — вратарь «Динамо», которому буквально перед матчем вручили медаль «За отвагу», прерывал все атаки москвичей. Его уверенность невольно передалась и другим сталинградцам, они заиграли пошире, покомбинационнее. Но сталинградцы не только выстояли, но и сумели победить. В одном из моментов мяч попал к Савве Пиликяну. Он медленно двигался по краю, дожидаясь, пока кто-нибудь из партнёров откроется впереди. Но динамовцев плотно держали игроки «Спартака». По пути Савва обманул одного из братьев Соколовых, перед ним вырос Глазков, но и от него ловким движением ушел хавбек. И здесь Савва увидел, как освобождается от опеки Шляпин, и быстро адресовал ему мяч. Все последующее произошло в какие-то мгновения. Георгий Шляпин, почти не обрабатывая мяч, переправил его Александру Моисееву, а тот также без обработки сильно пробил в сторону ворот Анатолия Акимова. Опытный голкипер запоздал с броском и пропустил гол в верхний угол ворот, который оказался в матче единственным. Несмотря на отчаянные усилия, «Спартаку» не удалось сравнять счёт.

По одной из легенд мяч в игру был введён с пикирующего истребителя, который сопровождал спартаковскую делегацию. Будто бы мяч после этого ударился о кочку и улетел за пределы стадиона. Этот миф в 1983 году развеял один из участников матча Георгий Шляпин.

После матча на имя участников этого матча пришли поздравления от английских летчиков, футболистов команды «Арсенал», а в зарубежных газетах появились восторженные сообщения об этом матче. Английский журналист Брюс Харрис писал: «Мы узнали из наших газет о матче московского «Спартака» со сталинградской командой... можно ли было думать, что Сталинград после таких переживаний, какие не выпадали ни одному городу, сумеет выставить на футбольное поле команду? Не есть ли это одно из проявлений того сталинградского духа, который свойствен русским воинам, и такого несокрушимого, который ничто не может сломить?!»