5 мин.

Зачем Москве хоккей? Мнения

Александр Хаванов: нужно учиться продавать хоккей.

Хоккей - это прежде всего зрелище, а в Москве таких зрелищ - масса. Получается, что московского зрителя просто не хватает на все многочисленные события. Поэтому нужно учиться продавать хоккей и продавать зрелище. Но такую игру, которую мы недавно видели на "Ходынке" между "Динамо" и "Спартаком", продать будет очень трудно. Тем не менее, учиться продавать хоккей - просто необходимо, тогда и ситуация в московском регионе улучшится.

Сказать, что мы совсем не учимся - нельзя, но вектор этого обучения направлен немного не в ту сторону. Прежде всего, нужно создавать такие условия, чтобы зритель шел на хоккей целыми семьями, с детьми. Чтобы люди шли получать удовольствие от игры, от самого действия, приходили провести хорошо время и отдохнуть. Билет на хоккей должен стать тем хорошим подарком на День Рождения, как это, например, заведено за океаном.

Если рассматривать непосредственно Канаду, то там хоккей - это не просто игра, а это часть национальной культуры страны. Я, поиграв в Торонто, понял, насколько это заразно. Потому что  Торонто - это достаточно многонациональный город. Например, в нашем доме на первом этаже был магазин, где работала девушка с Украины, которой мы периодически носили билеты на хоккей. Рядом был ещё и японский ресторан, где мы иногда расплачивались билетами на игру, и их там с удовольствием принимали к оплате. Иногда в Торонто можно даже сезонный абонемент поменять на машину!

Возвращаясь к нашим же реалиями, нужно задаться вопросом о том, кого мы хотим видеть на трибунах арены. Когда ответ на это будет получен, тогда и станет понятно, в каком именно направлении нужно двигаться дальше. Тогда и станет видно, за счёт чего можно привлекать зрителей. Для человека, приехавшего на хоккей с детьми, должны быть созданы все условия, чтобы он, например, смог спокойно припарковать свою машину, смог спокойно пройти с детьми. Для фанатской части болельщиков -  это не проблема, а вот семейный поход на стадион в Москве - это сложный вопрос. А ведь основную прибыль клубу могут нести именно вот такие вот семейные походы, потому что дети на арене захотят пить, есть, им нужны сувениры. А это нужно учитывать. Ну и про фанатов тоже не стоит забывать. Задача клубов - выстраивать работу, как с семейными походами, так и с фанатами.

По поводу "звезд" в московских командах, не считаю, что это существенная проблема. Конечно приятно ходить на хоккей, когда в твоей команде играют, например, Александр Радулов, Сергей Федоров или Карри Рамо. Это помогает увеличивать посещаемость игр, но не стоит забывать и многих других факторов. Один из которых - московским клубам арены, на которых они выступают, не принадлежат. И порой наладить сотрудничество клуба с руководством этих спортивных сооружений весьма проблематично. Это вопрос тоже нужно решать.

На мой взгляд, чтобы продавать игру, не обязательно загружаться звёздами, так как не ими едиными хоккей живет. Мы не наблюдаем работы самих клубов по раскрутке своих игроков. Если в НХЛ есть специальный отдел, то в России, увы, этого нет или все только-только зарождается. А если это и появляется, то другими клубами не поддерживается. Пример - работа "Атланта". Только вот опытом подмосковной команды далеко не все пользуются. Вот представьте себе офис команды НХЛ, где работает порядка двухсот человек и где работают с утра до вечера. Каждый отвечает за свой фронт работ, кто-то работает над продвижением команды на радио, кто-то на телевидении и т.д. И ведь у них это получается. Попробуйте у нас заманить игрока на телевидение или радио - целая проблема. За океаном же таких проблем практически не существует. А это тоже ведь работа по привлечению зрителей. Работы полно и надо работать днём и ночью. Ведь мало только лишь привлечь болельщиков, надо добиться того, чтобы они постоянно шли на хоккей. Вот например, помните, как у нас открыли раздевалки, вот как их открыли так и закрыли или, так скажем, не всегда они открываются.

А болельщик хочет знать, что происходит в его команде. По моему мнению, чем быстрее клубы поймут, что с болельщиками надо работать, тем быстрее ледовые арены начнут заполняться.

Владимир Герасимов: болельщики с арен перемещаются в спорт-бары.

Команда - это не клюшки и шайбы, команда - это дух и культура. В столице хоккейный проблем хватает. В частности, устаревшие стадионы, из-за которых страдает сервис по обслуживанию болельщиков. Человек приехал с работы, и он хочет поесть, отдохнуть, расслабиться, а не получается. Хочется комфорта, а его-то и не хватает. Многие болельщики, которые раньше активно ходили на стадионы, сейчас, по моему наблюдению, перемещаются в спорт-бары. Они получают там более качественный продукт, туда приглашаются профессиональные комментаторы, с которым можно пообщаться и посмотреть на его работу. А такие вещи привлекают  болельщиков. Поэтому отсутствие сервиса на стадионе, заставляет людей этот сервис искать в другом месте, где можно тоже смотреть хоккей, но в более комфортных условиях. Хоть он и не увидит игру живьём, зато он получит массу положительных эмоций от общения.

Ещё одна очень важная проблема - это то, что в Москве не хватает раскрутки самого факта наличия хоккея в регионе. Есть несколько рекламных щитов, но они в основном ближе к стадионам. Нет информации и в газетах, и на радио нет рекламы. Доходило даже до того, что как-то раз звонили из посольства США и спрашивали, где в Москве можно посмотреть хоккей. Люди не могут найти информацию, куда им идти. Но ведь реклама - это достаточно дорогое удовольствие. Я считаю, что с болельщиками очень мало работают, они не вовлечены в процесс игры, они находятся в стороне от игры, а это тоже проблема. Стадионы настолько устарели, что это сказывается отрицательно. Пришло опять к тому, что всё сводится к комфорту.

Так где же найти выход? А выход - в строительстве новых спортивных сооружений, в работе команды пиарщиков, которые будут раскручивать такой продукт, как хоккей. В регионах проще решить вопрос со строительством, а в Москве так просто этот вопрос не решишь. Региону проще потянуть одну команду, а в Москве их сразу три.

На мой взгляд, командам надо учиться самим зарабатывать деньги и работать с болельщиками, а не только задумываться о комплектовании состава команды. Мы все равно придём к тому, что клубам придётся создавать отделы, которые будут работать именно с привлечением болельщиков. Тут и работа со СМИ, тут и реклама и поиск новых рынков сбыта. Нужно создавать продукт, который будет нравиться болельщикам. А вот если объединить три клуба и сделать один, это вряд ли пойдёт на пользу. Ну не будет эта  команда привлекательна. Ведь у каждой команды своя богатейшая история, а значит надо сделать так, что бы все три команды чувствовали себя комфортно. Как это сделать? Просто надо работать. Работать каждый день.