15 мин.

Фанатка была на всех 80 матчах СКА в сезоне – это 72 тысячи километров и семь месяцев путешествий

Рассказала, как уложилась в 400 тысяч и зачем везде фотографируется босиком.

Пробить золотой сезон за клуб = посетить все его официальные матчи. Некоторые фанаты считают, что достаточно побывать в городе в день проведения игры, но классическое правило – сходить на стадион, только тогда выезд будет засчитан.

Ольга – фанатка хоккейного СКА, прозвище – Босоногая (позже вы узнаете почему), фамилию не афиширует. Ей 29 лет, по профессии инженер-проектировщик. Была на всех матчах команды сезона: в регулярном чемпионате и в плей-офф (62+18=80), в Китае и Казахстане и на вынесенных в Европу матчах. Суммарно – 72 640 км и три месяца вне дома. Она начала сезон-2018/19 в Казани и не могла остановиться.

«Первый выезд золотого сезона был на машине, – говорит Ольга. – Из 3000 км сама проехала около 2400. Маршрут был не прямой: Питер – Владимир – Казань, матч в Казани, из Казани – в Чебоксары. Владимир и Чебоксары – не хоккейные города, просто хотелось посмотреть что-то еще. Из Чебоксар уже ехали на хоккей в Нижний».

В сезоне-2018/19 СКА дошел до финала Западной конференции, но проиграл ЦСКА в седьмом матче серии. Тогда на «ЦСКА-Арене» в Москве для Ольги закончился золотой сезон. «Перед матчем я не скрывала, что при любом раскладе буду счастлива, – вспоминает она. – Но после – разрыдалась как девочка. Не потому что проиграли, не потому что золотой сезон, а потому что устала. Просто устала. Домой должна была ехать на поезде, у меня был билет, но я решила сесть со всеми в автобус. Хотелось напиться и забыться, но алкоголь упорно отказывался действовать. Утром приехала домой – муж на работе. Когда он вернулся – я все еще лежала, внутри была пустота».

Перед вами – история героини из КХЛ, которая очень любит путешествия. Но прежде вы должны узнать кое-что об Ольге:

• Полноценно работает и пробивает выезда на собственные деньги; 

• Никогда не любила хоккей (только смотрела с папой ЧМ), не болела за «Зенит», но после рассказа подруги в 2010-м подсела на СКА и начала ходить на фанатскую трибуну;

• Первый абонемент купила в 2012 году;

• До золотого сезона пробила больше 50 выездов;

• Замужем, а муж любит футбол и активный фанат «Зенита»;  

• Занимается спортивным ориентированием и играет в ЧГК. 

Золотой сезон – что это и как это?

– В футболе золотой сезон – вопрос денег. Без еврокубков матчи бывают раз в неделю, большая часть игр по выходным, так что человек, работающий на пятидневке, может спокойно гонять. В хоккее золотой сезон – вопрос времени и внутренних сил. Не все могут постоянно быть в дороге: для кого-то командировка на Дальний Восток – уже стресс, а я, возвращаясь домой в Питер, знала, что через четыре дня уже снова в путь.  

У меня все начиналось так: шел сезон-2016/17, плей-офф в Ярославле, после матча отдыхаем в хостеле, вокруг – веселье и музыка. Я сидела на подоконнике и заявила: «Было бы круто пробить золотой!». – «Ты ненормальная, это же нереально. Ты видела календарь? Для этого нужен целый миллион». Я промолчала, но это меня зацепило.

Из каждого города Ольга отправляет открытку себе домой

После второго чемпионства в 2017 году появился календарь на будущий сезон. Я первым делом посмотрела Дальний Восток плюс Китай. Цены – ужас. Только билеты за тройник Хабаровск-Владивосток-Пекин вылетают далеко за сто тысяч. А ведь еще много выездов, так что решила отложить эту идею. Через год я начала те же поиски: после Китая – игра с Хабаровском, а там только один перелет 26 тысяч. Блин! Еще до Китая надо долететь и из Владивостока вернуться в Питер. Огромный ценник выходит. Но тут решила посмотреть: а сколько до Владика из Китая стоит? Нашла билет на самолет за 4958 рублей из Пекина до Владика, а оттуда до Хабаровска на поезде. И весь остальной выезд уменьшился по деньгам.

Оставалось купить билет до Пекина, но если брать заранее, – можно поймать неплохую акцию. Просчитываю весь сезон – 150 тысяч на транспорт. Самый дешевый вариант. 62 матча в регулярном сезоне, 31 выездной матч. Я поняла, что нормально. Надо взять основные билеты, пока они дешевые. Через неделю после того, как решила, пришли деньги за халтуру, за большой проект. Все их я вложила в билеты, прикупила за раз большую часть.

Самое обидное, что билет на самолет Пекин – Владивосток мне пришлось сдавать, потому что матч перенесли в Шанхай. Из-за этого потратила лишних тысяч тридцать. В итоге из Пекина мне пришлось лететь в Шанхай, из Шанхая – в Хабаровск. У меня уже была пробита треть сезона, билетов было взято до дури, отступать некуда. Билет Шанхай – Хабаровск пришлось покупать за 18 с чем-то тысяч. Я не успевала вернуться в Пекин ни на поезде, ни на самолете. Тогда из Шанхая пришлось лететь в Сеул, там полтора часа пересадки – и во Владивосток, из Владивостока после 12-часовой ночной пересадки – в Хабаровск. Думала, с ума сойду в аэропортах. Во Владивостоке сняла маленькую комнату полтора на полтора метра, думала, высплюсь, а в Питере был день – так и не смогла заснуть, но пересмотрела две серии «Железного человека».

Как совмещать регулярный хоккей с работой?

– Я инженер-проектировщик слаботочных сетей: это пожарные сигнализации, видеонаблюдение, охранные системы. С 2015 года работаю на дому, у меня две официальные полноценные работы. Объема работы на неделю у меня нет – есть проект, и я должна сдать его к сроку, а когда я его буду делать, решать только мне: ночью, днем, в Питере или во Владивостоке. За сезон только один проект не сдала в срок, и то это была халтура, по основной работе все успевала.

Работала везде: в автобусах, аэропортах, гостиницах, хостелах, самолетах, дома в Питере. Даже на хоккейных секторах. Семнадцать минут перерыва – это немало, за них можно многое успеть. Просто беру с собой комп. Самое экстремальное место – метро в Петербурге: там напряжно, что могут упереть. Как-то сидела на проходном месте на станции на лавочке, мне срочно позвонили, надо было моментально откорректировать и отправить – было неприятно. 

Золотой сезон – тяжело для здоровья?

– Пару раз возникали мысли, что пора бросить, усталость была такая, что шевелиться не хочется. Но я из тех людей, которые если что-то начинают, то добивают это до конца.

У меня же был ад. Конец декабря, тройник на Дальний Восток со всеми сменами часовых поясов; потом четыре дня дома, на них выпадает Новый год, его надо отметить с семьей и друзьями, а потом – четыре матча через день с географией, за которую хочется убить составителей календаря. Из Питера в Минск на автобусе, возвращаюсь в Питер и еду оттуда на автобусе в Хельсинки, возвращаюсь в Питер, лечу в Екатеринбург, а следующий матч у меня в Ярославле. Между ними один свободный день. Первые четыре ночи я провела просто в автобусах. Приехала утром из Минска, зашла домой, сходила в душ, переоделась и вечером поехала на автобусе в Хельсинки. То же самое после Финляндии.  

Бывало, четыре-пять дней спала по два-три часа: там же хоккей, работа, другие дела, дом и друзья, мои интеллектуальные игры (я не переставала играть в квизы в Питере). Еще у меня есть муж, хаха. Я все это успевала, поэтому на сон оставалась пара часов. А когда организм говорил «я устал», могла отключиться на сутки.

В Новосибирске я заболела. Пришлось простывшей пробивать Балашиху. После нее приехала домой, два дня просто лежала трупом, было очень плохо. Как только поправилась, была домашка. В любимом Питере была адская слякоть, я промочила ноги, отстояла матч с мокрыми ногами – снова температура. А на следующий день надо было ехать в Москву на «Спартак». Хорошо еще, что одиночный матч. Мне вечером выезжать, а днем понимаю, что у меня температура. Ехала на автобусе. Ночь туда, ночь обратно. Спала под лекарствами: закинулась всем, чем только можно. К тому моменту уже многое было позади, останавливаться было не вариант.

Сколько стоит золотой сезон и как на него заработать?

– Чуть не дотянула до 400 тысяч.

Я не знаю, сколько я точно зарабатываю: за один месяц могут быть три халтуры, а потом три месяца могу ничего не получать. Зарабатываю в среднем сто тысяч плюс. Езжу на свои, не на деньги мужа, а семейный бюджет как был, так и остался.

Что нужно взять собой на выезд?

– Купила перед этим сезоном рюкзак, который помещается в «Победу». У меня есть список необходимого – ни разу ничего не забыла: документы, деньги, билеты, роза, футболка, тапки, надувная подушка, повязка для сна, ноутбук, жесткий диск, пауэрбэнк, зарядки, средства гигиены, аптечка, салфетки влажные и сухие, ежедневник, ручка. Кофта везде со мной (моя любимая, я в ней везде), одни штаны. Трусы, носки, футболки и тапочки. И баннер, который сделала к золотому сезону. Он выглядит большим, но компактный, не занимает много места. 

Как при этом сохранить семью?

– Мой муж – фанат «Зенита» – сказал, что не поддерживает конкретно золотой сезон, но меня лично в любой инициативе поддержит. Но у нас было изначальное условие: дома перед выездом чистота и полный холодильник приготовленной еды. Выезда чаще всего вечером, и целый день до этого я убираю квартиру, варю суп и готовлю второе дня на четыре. Когда уезжала на девять дней на четверники (четыре гостевых матча подряд без заезда домой – Sports.ru), покупала нагетсы и пельмени, либо сама делала фарш, а из него – заготовки котлет, замораживала, чтобы он мог разогреть.

Зачем фотографироваться босиком перед каждой ареной?

– Однодневные автобусные выезда смешиваются, поэтому не можем вспомнить тот, где придумали мое прозвище – Босоногая. Вроде как ехали на автобусе в Мытищи на плей-офф с «Атлантом».

Вышли на одной из остановок подышать воздухом, я в темноте не заметила и встала в лужу в тапочках. А кроссовки промочила до поездки, они сушились на батарее в автобусе. Когда засыпала, положила туда и тапочки. В ночи автобус, видимо, резко затормозил, и вся обувь скатилась. Просыпаюсь – ни кроссовок, ни тапочек, ни носков. Босиком перехожу на задние ряды. Сижу ноги под себя, немного тяжко с утра, меня потряхивает, подходит знакомый фанат: «Что, босоногая, плохо?». Прозвище наглухо привязалось.

И оно меня бесило, но чтобы оно полюбилось в золотом сезоне, я решила сделать из него свою фишечку. На выездах фоткаюсь босиком возле арены. Первый раз было очень стремно, хотя и в тепле за 20 градусов. Но как я сниму обувь возле арены?

Окна нашей квартиры выходили на арену, с балкона видно стадион, поэтому с первым фото я схалявила. На втором выезде, в Нижнем Новгороде, разулась. Когда наступили холода – в Череповце – впервые подложила пакетик, потому что выпал снег. В Подольске было очень холодно: минус 18, ветрище, я еще где-то подзаболела. Поэтому на пакетик положила перчатки и встала на них. 

Россия – она какая?

– Любимая и родная. В каждом регионе своя жизнь. Все говорят: «Съезди в регионы, посмотри, как люди живут». Понятно, что я была в центральных городах, но там нет той жесткой нищеты, про которую все рассказывают. Там те же самые люди, вы пьете одинаковый алкоголь и едите одинаковые продукты, при том что в регионах они дешевле, чем в Питере. Да, у них зарплата меньше, но продукты и транспорт дешевле.

В Омске – дно, вот максимально дно: грязный и убитый. Многие города стараются, чтобы хотя бы центр был чистым и красивым, но в Омске даже там грязища. Вроде крупный город, по статусу уровень Челябинска, но в Челябе центр вылизан, много ресторанов, кафе и отелей.

Лучший – Владивосток. Кайфовый город: чистый, море, сопки. Правда, проблемы с транспортом, наглухо стоит в пробках. Теперь мечтаю побывать там летом и съездить на остров Русский.

В Башкирии надо ехать на гору Шихан – вот где красота. У них еще есть вкусное одноименное пиво «Шихан» – светлое, легкое.

Шихан Юрактау

А вообще по пиву на аренах всех делает Нижнекамск. За 80 рублей бокал вкуснейшего пива. Еще с пивом все в порядке в Риге, а вот у нас в «Ледовом» за 250 продают редкостную дрянь, пить невозможно.

Если говорить о других странах КХЛ, то неплохой город Астана: там, правда, холодно. Прежде чем туда ехать, нужно смотреть не только на градусы, но и на ветер. В первый раз ехали туда: «О, минус семь, фигня». А там с ветром по ощущениям было минус 20.

Чем удивил Китай?

– В этом году я толком не успела посмотреть ничего, а вот два года назад мы почти неделю были там с подругой. Главный ужас – антисанитария! Вот в доме есть овощной магазин: на белых пенопластовых подложках лежат очищенные грейпфруты. Такие вкусные, очищенные – бери и ешь. И мне прямо так захотелось! А за углом этого дома на деревянных ящиках из-под фруктов сидят две китаянки с черными ногтями и чистят эти грейпфруты. Хорошо, что не купила.

Дальше – хоккей. Перед ареной у них билеты и атрибутика как на рынке разложены в лотки. Зашла и поняла, что не хочу искать место, которое было на билете. Встала туда, где мы стояли в прошлый раз, за воротами. Ко мне подошел русский парень: питерский, но живет с семьей и детьми пять лет в Китае. Удивился, реально ли я приехала на матч из Питера. Он болел вместе со мной, хотя не знал слов – просто повторял. Еще он меня очень выручил деньгами. Атрибутика в магазине «Куньлуня» только за наличные, мне не хватало немного юаней, чтобы купить талисман клуба. А у меня коллекция мягких талисманов клубов КХЛ – не хватает только Новосибирска. Спасибо ему.

На стадионе для 4,5 тысяч было 500 человек. В основном пришли русские, без атрибутики, просто с российскими флагами. Но заряжали за СКА только мы вдвоем, вряд ли было слышно. Команда после игры не подъехала. Было печально. Они не могли меня не видеть, потому что у меня висел баннер. И мы с тем русским чуваком пытались поймать момент, когда вбрасывание было около нас: стадион молчал, и мы в этот момент заводили. Кричали все три периода. Ну не как обычно, потому что вдвоем это сложно, только короткие и громкие: «Армейцы с Невы», «Только СКА и только победа», «Побеждать». После матча они подняли клюшки в сторону, где сидели русские зрители, а к фанатам – то есть к нам – не подъехали. Это было прям неприятно.

А так хоккей в Китае никому не нужен. Туда ходят русские, канадцы, американцы. Ни одного китайца нет, в курилке все разговаривали на русском и английском.

Зачем это вообще нужно?

– Я советую бить золото, потому что это проверка себя и миллион приключений, общение со старыми и новыми друзьями. Не связанная с хоккеем подруга живет в Москве: я никогда столько с ней не виделась, сколько в этот сезон.

– В твоих словах нет хоккея.

– Мы вроде бы любим свою работу, ходим на нее, но когда тебя спросят, за что мы ее любим, мы ответим: коллектив, что-то еще, но не сама работа. Работа – совокупность всего этого. Так же и хоккей.

– План на следующий сезон?

– Планки нет, абонемент брать не буду, на домашки особо не тянет. Схожу на открытие сезона, на «Спартак» и что-то интересное и в хорошей компании.  

– Последнее. Зачем ты это сделала?

– Для себя.

Фото: из личного архива Ольги; commons.wikimedia.org/Игорь326 (6)

Футбол 80-х жив в Бристоле: ненависть, пение 8 тысяч на игре третьей лиги и никаких селфи

15-летний русский в «Леванте»: переезд всей семьей на ПМЖ, учеба в двух школах, тренировки с Карповой