5 мин.

Борьба нанайских мальчиков

Долгоиграющий конфликт между командами «Ф-1» и ФИА вышел на очередной виток. Карты открыты, позиции объявлены, стороны в своих намерениях готовы идти до конца. Или не до конца?..

Мосли

Намерения президента ФИА выглядят наиболее очевидными. Как говорится, кому война, а кому – мать родна! Макс Мосли начал свою предвыборную кампанию наиболее эффективным способом: предъявив федерации врага, угрожающего ее – страшное дело! – благосостоянию, покушающемуся на ее собственность.

Слова «Не могу в лихую годину покинуть ответственный пост» звучали уже не раз. До сих пор срабатывало. Под лозунгами священной борьбы против ненавистного неприятеля легче ломать оппозицию. Это вообще удобное оправдание для любых действий.

Но не все так просто! Невозможно бесконечно и безнаказанно играть на нервах у крупнейших концернов мира, занимаясь банальным вымогательством и одновременно всячески показывая, что ФИА не ставит их ни в грош. Мало кому известно, что, слезая в декабре прошлого года с трибуны после своей речи по поводу ухода «Хонды» из «Формулы-1», Такео Фукуи, президент и генеральный директор компании, обронил фразу, смысл которой примерно таков: «Проклятые британцы! Дай им денег, дай денег, дай денег… Сколько можно!»

Чемпионат мира «Ф-1», а точнее, чемпионат мира «Формулы-1» ФИА для федерации – дойная корова. Великолепно раскрученное и раздутое на фондовых биржах предприятие, позволяющее при желании отрывать дорогостоящие офисы в Лондоне и Монте-Карло, летать по свету на роскошных самолетах – и не иметь президентской зарплаты!

«Формула-1» – собственность федерации, а значит, с ней можно делать все что угодно. Важно не перегнуть палку! Вот почему в действиях Мосли столько противоречий. Вроде бы все уже ясно, но нет, президент всякий раз, загнав оппонентов в угол, доведя дело до грани, тут же дает понять, что компромисс возможен.

Федерации не нужен раскол! Бренд «Ф-1» обладает огромной стоимостью – в нынешней системе координат. Как бы ни поносили высшие спортивные чиновники алчность автоконцернов и отдельных примазавшихся к гонкам личностей, сколько бы ни ссылались на сиюминутность их интересов в спорте, они все же прекрасно понимают, что одно дело угощать публику (и зарабатывать на ее азарте) соперничеством «Мерседеса», «Феррари» и «Рено», и совсем другое – непонятными «Н.Текнолоджи» и «Эпсилон Ускади».

Былая романтика не работает, на идолов рассчитывать не приходится. Где они, идолы? Придушены совместными усилиями федерации и команд! Последним был Шумахер.

В общем, как ни крути, а федерации без ветеранов никуда, причем одним «Уильямсом» не обойтись. Отсюда и тактика: дезавуировать любые акции ФОТА и любыми средствами внести раскол в ее ряды, чтобы выбить из нее – кого угрозами, кого подкупом – пару-тройку знаковых игроков. Пускай автокомпании отваливаются – но не все! Хорошо (для Мосли), если уйдет «Рено» – это ослабит позиции Бриаторе, но неплохо бы сохранить немцев и японцев. И самый оптимальный вариант – вернуть в свои ряды «Феррари».

ФОТА

Идея о независимом от ФИА чемпионате существует уже более десяти лет, но все как-то не материализуется. Не было нужды. Не хватало единства. Представители автоконцернов уже однажды образовали свою Ассоциацию производителей (техники) Гран-при, и даже учредили оргкомитет альтернативного чемпионата – Мирового чемпионата Гран-при. Нет сомнений, что им вполне по силам и средствам было бы организовать и провести такое первенство.

Но ФИА удачно использовала слабости того объединения, в котором не были представлены команды, а только автокомпании, участвующие в чемпионате. Когда «Макларен», «Уильямс» и «Тиррел» отказались подписывать Договор Согласия в редакции 1997 года, протестуя против «карманного» решения ФИА передать коммерческие права «Ф-1» в управление компании Берни Экклстоуна, входившего тогда в президиум ФИА, бунтовщиков удалось сломать спустя год, просто подержав их на голодном пайке.

В 2004 году, когда было объявлено о чемпионате Гран-при, пришлось действовать изощреннее. Во-первых, Экклстоун «купил» согласие большинства команд поставить подписи под очередной редакцией Договора Согласия, пообещав в качестве компенсации полмиллиарда долларов с выплатой в течение трех лет. Ну а для того, чтобы наверняка нейтрализовать Ассоциацию автопроизводителей, из нее выделили одного из самых активных и влиятельных членов, «Феррари», «купив» ее еще раз отдельным договором.

Кстати, еще до этого, летом 2004 года Мосли сначала во всеуслышание заявил о решении отказаться от выдвижения на следующий президентский срок – а затем взял свои слова обратно, объяснив это невозможностью оставить ответственный пост в столь напряженный момент.

То же самое происходит и сегодня, но протестанты действуют грамотнее. ФОТА, как известно, объединяет не автоконцерны, а команды, в ее недрах уже полтора года действуют комитеты, дублирующие некоторые комиссии ФИА – и ФИА с этими комитетами вынуждена считаться.

Без раскольников не обошлось и тут: членство «Уильямс» и «Форс-Индии» приостановлено после того, как эти команды нарушили принципиальные договоренности, касающиеся позиции членов ФОТА в переговорах с ФИА.

Остальные пока выжидают. Раскол им, по большому счету, тоже не выгоден – это крайняя мера, на которую члены ФОТА готовы пуститься, если не будут учтены их интересы. Вот только время работает против них…

Берни

Некогда могущественный «Царь всея Ф-1» ныне дряхлеющий старик, еще способный сыграть роль миротворца, но явно предпочитающий не волноваться лишний раз, не лезть в драку – ни с командами, ни с Мосли. Именно это обстоятельство, судя по всему, и подстегивает президента ФИА на активные действия в тех направлениях, куда он раньше не особенно совался.

Экклстоун в ответ только кряхтит, да отделывается колкими замечаниями, не жалея ни Мосли, ни его оппонентов. (Помните его ответ на вопрос о том, каким должно в идеале должно быть число канавок на шинах с протектором – еще одна идея президента-реформатора? «Я предпочел бы, чтобы оно стремилось к бесконечности».) Слабость Берни со всей очевидностью проявилась еще летом 2005 года, о чем я уже писал. Я был тогда в Маньи-Куре (на следующем после Индианаполиса этапе чемпионата мира), и меня здорово озадачило то, что я увидел. В четверг представители команд собрались возле моторхоума «Мишлена», чтобы объяснить произошедшее в США. Это было очень грустное объяснение, полное недоговоренностей и скрытых намеков.

С ними был и Экклстоун, ясно выразивший поддержку французским шинникам и их клиентам. Но в Индианаполисе он не стал вмешиваться в конфликт, не настоял, чтобы Мосли отдал распоряжения, которые могли бы спасти американский Гран-при. Предпочел остаться вне схватки.

Такова его нынешняя позиция. Силы уходят, былого задора уже нет, а дела ведут другие люди, помощники. Но раскол не нужен и Берни.

Вы ждете резюме? Оно в заголовке. Ну куда им друг без друга!..