25 мин.

Предновогодняя феерия на льду Екатеринбурга. Субъективные заметки о завершившемся чемпионате России

Ожидавшееся с таким нетерпением всеми любителями фигурного катания первенство России завершилось столь звонким и мажорным финальным аккордом, что его отзвуки, не сомневаюсь, долго будут звучать в сердцах всех тех, кто имел счастье лицезреть этот праздник на льду.

Но начну по порядку – с соревнований мужчин, которые открыли этот чемпионат. С сожалением можно констатировать, что из 18 участников по-настоящему интересных было меньше половины.

В очередной раз, увы, разочаровал Морис Квителашвили. Кажется, все дано этому фигуристу – приятная внешность, культура движений, чувство музыки, пластика, на редкость удачно поставлены и обе его программы, но недокруты, падения (я уже как-то потеряла всякую надежду увидеть в его исполнении чистые квады, которые он неизменно заявляет) напрочь смазывают впечатление от его катания.

Морис

Константин Меньшов, постоянно борющийся с травмами и упорно продирающийся сквозь тернии, которые подбрасывает ему спортивная судьба, несомненно, заслуживает уважения. Но, глядя на его катание, не могу отделаться от мысли, что мне скучно смотреть его программы, потому что в них нет каких-то запоминающихся находок, изюминок, из года в год они похожи по хореографии, и даже музыка для них подобрана, в принципе, в одном ключе. Не думаю, что от него можно ожидать прорыва.

Меньшов

Не складывается этот сезон у Сергея Воронова: будто бы тот запал, который отличал его с начала прошлого сезона, сошел на нет. Наверно, не случайно мне обе его нынешние программы долго «не давались» в восприятии. Но если короткую Сережа, хоть и не идеально, но все же вкатал, то от произвольной, поставленной Джеффри Баттлом, он, в конце концов, отказался и вернулся к прошлогодней. Однако ни одна из его программ на этом чемпионате у него не «прозвучала» в полную силу – Воронов выглядел бледной тенью самого себя «прошлогоднего разлива» и, как следствие, не попал на пьедестал, что для него (не хочу оказаться пророком, но, полагаю, что к этому неизбежно идет) равносильно закату его карьеры.

Воронов

Хороший конек, проникновение в музыку отличают петербуржца Гордея Горшкова, в особенности его произвольная программа на музыку Сен-Санса «Умирающий лебедь» мне по душе (хотя ему и не удалось избежать падения с 3А), но отсутствие квадов сразу же ставит его в неравные условия с теми, кто этими прыжками владеет.

Приятное впечатление произвел на меня юный москвич Александр Самарин, в котором чувствуется хороший потенциал и способность бороться – он «вытащил» почти безнадежный 3А в короткой программе.

Самарин

Не могу не отметить и столь же юного Дмитрия Алиева, в арсенале которого есть 4Т, и делает он его довольно уверенно. Для произвольной программы он выбрал мелодии мюзикла «Нотр-Дам», причем те из них, далеко не самые растиражированные, которые связаны с образом священника Клода Фролло, снедаемого страстью к прекрасной Эсмеральде: песня « Ta vas me détruire » - «Ты меня погубишь» является музыкальным фоном средней части его программы. Но как раз в этой части мне не хватило убедительности в художественном воплощении этого образа; видимо, Дима «не заморачивался» тем, о чем там поется в этой песне, а просто катался под нее, выполняя все заданные элементы.

Алиев

Моя боль и печаль этого первенства – Адьян Питкеев, давняя моя симпатия. Не буду скрывать, что именно ему я больше всего желала победы, помня о его прекрасном выступлении на московском этапе Гран-при. И начал он свою задушевную короткую программу с отличного каскада 4-3, прекрасно был исполнен и 3Л, но 3А закончился падением. Правда, у Адьяна оставались еще шансы на пьедестал при удачном прокате произвольной программы.

Адьян

Но он стал для Питкеева настоящей трагедией. Падение с 4Т было столь болезненным, что всю остальную часть программы, в которой были и «бабочки», и другие сорванные элементы, Адьян прокатал буквально «на автопилоте» и с трудом смог разогнуться после ее окончания. Сердце сжималось при взгляде на то, как он борется из всех сил с подступающими слезами, чтобы не показать своего отчаяния. Понятно, что этот сезон у него пошел насмарку, что особенно печально после столь многообещающего выступления на московском этапе Гран-при, и остается лишь пожелать Адьяну вплотную заняться своим здоровьем и полностью восстановиться к следующему сезону.

Михаил Коляда, ярко блеснув на том же московском этапе, доказал всем, что он отнюдь не является «калифом на час», а пришел  – очень хочется в это верить! -  всерьез и надолго. Уже в короткой программе он застолбил за собой место в лидирующей тройке, исполнив в самом ее начале каскад 4-3, причем буквально «вытащил» этот тройной после не совсем удачного приземления на кваде, а потом с блеском исполнил и 3А, и 3Л, и все остальные предписанные элементы.

Миша

Программа эта, с интереснейшей хореографией, переносит зрителя в атмосферу танцплощадки 30-х гг., и сам исполнитель настолько увлечен ею, что зрители не могут не откликнуться на этот порыв души. В контакте Миши с залом нет ни малейшей наигранности, поскольку он абсолютно органичен в каждом своем жесте.

Миша

Произвольная программа хоть и не на 100% удалась фигуристу (второй прыжок в обоих исполненных им каскадах оказался не тройным, а двойным), но все равно смотреть на него было одно удовольствие – настолько самозабвенно и с юмором  катался Миша, и настолько тонко хореография отражала самую суть программы, что лично для меня его выступление стало настоящим откровением. И сколько же обаяния в этом симпатичном пареньке! Подкупает и то взаимопонимание, которое, судя по всему, царит в их отношениях с тренером Валентиной Чеботаревой.

Очень симпатизирую я и бронзовому призеру этих соревнований Александру Петрову. Я обратила на него внимание в прошлом году на турнире Finlandia Trophy, где он занял третье место вслед за Сергеем Вороновым и Адамом Риппоном. Уже тогда он привлек меня тем, что выполнял все элементы с максимальной отточенностью, не позволяя себе ни малейшей небрежности, а еще тем, что, будучи учеником Алексея Николаевича Мишина, совсем не выглядел «клоном» Плющенко, чем на протяжении всей своей карьеры грешил такой способный фигурист, как Артур Гачинский.  

На этот раз Саша в обеих программах выступал очень ровно и при этом очень музыкально, демонстрируя и хорошее скольжение, и артистизм. Да, в его арсенале пока еще нет четверных прыжков, но мне кажется, что такой крупный специалист, как Мишин, не случайно не форсирует их освоение, памятуя печальный опыт Евгения Плющенко, который начал исполнять подобные прыжки с 14-летнего возраста, и все помнят, чем это закончилась в Сочи. Саше сейчас 16, и права ТАТ, у него еще есть время их освоить. Хотя, конечно, нам, болельщикам, хотелось бы, чтобы наши фигуристы как можно скорее смогли составлять реальную конкуренцию зарубежным звездам.

Саша

 Мне могут возразить: а как же наш чемпион, Максим Ковтун? Если вспомнить ту эйфорию, которая охватилa, похоже, всех, имеющих хоть какое-то отношение к подготовке Ковтуна – его тренерский штаб, функционеров из ФФК во главе с ее председателем А.Г. Горшковым, неподдельную радость ТАТ, то можно было подумать, что празднуется триумф либо олимпийский (как это было в Сочи после победы Аделины Сотниковой), либо мировой. Но в реальности Максим одержал победу всего лишь на чемпионате России.

Максим

И опять меня могут упрекнуть: разве победа на первенстве страны – не большое достижение? Большое, более того – огромное, если конкуренция там такая же, как у наших девочек. Но, справедливости ради, стоит сказать, что общий уровень нашего мужского катания весьма далек от мировых рекордов. Ковтун победил с результатом 266,13 баллов. И как это выглядит по сравнению даже не с заоблачным мировым рекордом Ханью (330, 43), а с результатами тех, кто в финале Гран-при были за спиной Юзуру: Фернандеса – 292,95; Уно – 276,79; Чана – 271,14?

Да, результат Максима сравним с тем, что показал занявший там 5-е место китаец Боян Цзинь – 266, 42. Но, положа руку на сердце, если во всех компонентах, кроме прыжков, эти два фигуриста мне кажутся довольно близкими по своему уровню, то прыжки Бояна все-таки выглядят не в пример сложнее и увереннее, чем прыжки Максима. Ну а «девятки» Максима за компоненты вообще считаю «притянутыми за уши».Поэтому я не разделяю тот энтузиазм в отношении результата, показанного Ковтуном, который, казалось, готов был выплеснуться аж за экраны телевизоров.  

Макс

Теперь, рискуя вызвать на себя огонь критики поклонников этого фигуриста, скажу несколько слов о своих ощущениях от прокатов Максима. Впечатление от короткой программы было смазано не только его падением с 3А: он катался, на мой взгляд, вымученно, не знал, куда девать руки, да и сама хореография программы мне не кажется удачной, как, впрочем, и костюм.

По поводу неприятия его произвольной программы я уже как-то писала, но многие стали убеждать меня в том, что подобная трактовка классической музыки имеет право на сущестование, что лишь некачественное исполнение программы мешает воспринять ее подобающим образом. И что же? На сей раз исполнение было близким к идеалу (без помарок все же не обошлось), но сказать, что я приняла эту программу, почувствовала ее, по-прежнему не могу.

Заигрывания Максима с залом отдавали, лично для меня, каким-то дешевым дурновкусием – эти его закатывания глаз, бросания рук, изгибания корпусом во все стороны – что они должны были означать? По льду же Максим, на мой взгляд, передвигается с изяществом танка, едущего по пересеченной местности.

Вполне допускаю, что  другие люди могут иметь совершенно противоположное мнение об этом спортсмене, и никто не мешает им любить его всей душой, но я в очередной раз убедилась, что Ковтун – «не мой» фигурист, поэтому, как бы он ни выступал, его «ледовое творчество» не находит (возможно, пока) отклика в моей душе. При этом я все-таки желаю ему успехов на международных соревнованиях как представителю нашей страны, но болеть буду за других наших фигуристов – Питкеева (пусть он скорее поправится!), Коляду, Петрова.  

Наименее интересными (увы, не в первый уже раз) оказались для меня соревнования танцоров. Столь щедро осыпаемая комплиментами на юниорском уровне пара Анна Яновская - Сергей Мозгов, перейдя на взрослый уровень, не «зацепила» меня буквально ничем, и особенно не понравился мне их короткий танец, завершавшийся какой-то скрюченной вращательной поддержкой. 

Елена Ильиных и Руслан Жиганшин вновь не совершили чуда, которого многие так ждали: падение партнерши в первой части короткого танца сразу же сделало проблематичным их попадание на пьедестал. Они могли там оказаться только при наличии грубых ошибок у Александры Степановой и Ивана Букина. Задаваясь в очередной раз причиной неудач этого дуэта, не могу не отметить какую-то магическую «отрицательную энергию» этого танца: словно бы сам он, точно живое существо, сопротивляется исполнителям, отторгает их, не хочет им даваться.

«Фрида» получилась у Лены с Русланом значительно лучше, но, на мой взгляд, все-таки не стоила тех баллов, которые позволили им занять второе место в произвольном танце. Сам по себе он мне кажется очень интересным, в нем есть нерв, поступательное движение (с удовлетворением я отметила, что Лена и Руслан несколько видоизменили в лучшую сторону очень уж малоэстетичную вращательную поддержку), но он ни разу не был исполнен безупречно, так, чтобы у судей не осталось сомнений в том, что это – танец лидеров.

Лена и Руслан

Боюсь, что это следствие не только чисто технической недоработки, но и отсутствие внутренней уверенности в притязаниях на лидерство у самих ребят. Создается ощущение, что они находятся в каком-то лабиринте, выход из которого пока не просматривается.

Виктория Синицина и Никита Кацалапов в коротком танце, наоборот, выглядели очень хорошо: единственным недочетом стал небольшой рассинхрон в твиззлах. Их вальс, как мне кажется, выделялся из всех остальных тем, что в наибольшей степени отвечал идее короткого танца: вальс как танец-праздник души, как ликующая демонстрация единения мужского и женского начала. Он был и воздушным, и нежным, и изящным.

В произвольном же танце ребят «захлестнуло» на твиззлах: в первой серии ошиблась Вика, в последней – Никита. И все: для меня танец сразу же рассыпался, в нем исчезла связующая нить, и он стал выглядеть обычным, проходным танцем с уклоном в лирику. Не впечатлили меня и обе поддержки, в особенности та, где Вика изгибается каким-то немыслимым образом.

Вика и Никита

Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев, с боем вырвавшие свою очередную победу, сделали максимум того, на что способны, в произвольном танце. Но все-таки ловлю себя на том, что и этот танец ни на мировом, ни даже на европейском уровне не вижу чемпионским. Хорошее скольжение, широкий ход, реберность – все это есть и это, несомненно, хорошо, но мне мешает излишняя актерская игра танцоров, которая вызывает досаду и затмевает порой сам танец. Ну а их короткий вальс в сочетании с маршем в очередной раз оставил чувство недоумения как нарезкой музыки, так и самой трактовкой темы.

Боброва

Больше всех среди танцоров мне понравились, пожалуй, Александра Степанова и Иван Букин, хотя в коротком танце им тоже не удалось избежать расхождения в первой секции твиззлов. Зато в произвольном танце они были очень хороши, продемонстрировав и интересные поддержки, и отличные твиззлы, и оригинальные дорожки, подчеркнув при этом свои отличительные качества – тонкий лиризм, изящество и взаимопонимание партнеров. Было странно, что в произвольном танце их поставили ниже, чем Ильиных и Жиганшина.

Саша

В целом, оценивая уровень российских танцев,  можно, к сожалению, с большой долей вероятности предсказать, что нашим танцорам пока не по силам будет реально вмешаться в борьбу за «золото» даже на европейском уровне, не говоря уж о мировом, хотя медалей как таковых, при хорошем исполнении, ожидать вполне возможно.

Очень захватывающими получились соревнования в парном катании. Практически не было совсем уж неинтересных дуэтов: большинство даже тех, кто не претендовал на попадание в первую шестерку, катались хорошо.

По-хорошему удивили дебютанты подобных соревнований, совсем недавно вставшие в пару - Софья Бирюкова и Андрей Филонов. Короткую программу они выполнили, что называется, «без сучка, без задоринки», а в произвольной хоть и не сумели избежать ошибок, но запомнились все же не ими, а красивой спиралью в виде  параллельного «кораблика», интересными позами во вращении, рискованными спусками с поддержек.

Бирюкова

Самое приятное впечатление оставила у меня симпатичная молодая пара Алиса Ефимова - Александр Коровин (партнер внешне чем-то напомнил мне актера Владимира Коренева, сыгравшего роль Ихтиандра в нашумевшем когда-то фильме «Человек-амфибия»).

С удовольствием отметила я явный прогресс Веры Базаровой и Андрея Депутата. Конечно, прыжки Веры никогда не станут полетами, но на сей раз она справилась с ними так хорошо, как только могла. К выбросам же вообще не было никаких придирок, а все остальные элементы были исполнены ребятами на высочайшем уровне. При таком исполнении выигрышно смотрелась не только короткая программа на музыку шопеновского «Ноктюрна», но и произвольная на мелодии «Битлз» обрела, наконец, цельность и законченность.

Вера

Наталья Забияко и Александр Энберт также уверенно продолжают поступательное движение  к новым вершинам. Партнеры удивительно подходят друг другу, гармония взаимоотношений в дуэте (то, что в парном катании я ценю превыше всего) позволяет им убедительно выглядеть в обеих программах, а их технический уровень, достигнутый после неполного года совместных тренировок, несмотря на мелкие шероховатости, не может не вызвать уважения.

Забияко-Энберт

Большие молодцы и Кристина Астахова с Алексеем Рогоновым: от старта к старту их программы обретают плоть и кровь, видно, что сами они катают их с большим удовольствием, потому что поставлены они на конкретных исполнителей, с учетом   именно их индивидуальности.

Астахова-Рогонов

Снятие со старта Ксении Столбовой и Федора Климова было, конечно, большим огорчением для всех любителей фигурного катания, тем более что становится очень тревожно за их предстоящий старт в Братиславе на ЧЕ: сумеет ли Федор восстановиться, ведь пример Адьяна Питкеева в который раз подтверждает, что со спиной шутки плохи. Но накал борьбы за пьедестал в отсутствие Ксюши и Феди ничуть не ослабел.

Прекрасно выступали в оба дня соревнований Евгения Тарасова и Владимир Морозов! Помнится, этот дуэт довольно долго не мог освоить тройную подкрутку, а здесь они с блеском исполнили четверную! Мне очень нравятся обе их программы – и короткая, на музыку ирландского танца, и произвольная на музыку Шопена.

Тарасова

Они создают два совершенно разных настроения и демонстрируют умение исполнителей выглядеть органично в различных ипостасях. Женя и Володя – дуэт акварельный, у них многое в исполнении идет на полутонах, на едва уловимых флюидах, которые партнеры посылают друг другу, и это единение душ создает очень сильное впечатление.

Юко Кавагути и Александр Смирнов прекрасно выступили в короткой программе и не избежали ошибок в произвольной: падение Юко со второго двойного акселя в комбинации выглядело неожиданно и нелепо, с помаркой был исполнен и единственный четверной выброс. Безусловно, ошибки снизили впечатление от программы, которая давно уже признана шедевром и специалистами, и зрителями.

Юко и Саша

Однако те крохи, которые Юко и Саша выиграли у основных соперников, позволили им войти в сборную для поездки на ЧЕ, а это все-таки, как мне кажется, было основной их целью. Остается пожелать этим фигуристам, особенно партнерше, большей психологической уверенности в своих силах, большей настроенности на удачный прокат, и тогда им по плечу могут быть самые высокие задачи.

Возвращение Татьяны Волосожар и Максима Транькова ожидалось всеми болельщиками и с нетерпением, и с изрядной долей волнения: процесс восстановления Максима от травмы плеча оказался и долгим, и очень нелегким во всех отношениях. Их дебютное в этом сезоне выступление в Оберстдорфе было далеко от идеала, а этап Гран-при в Бордо был сорван из-за парижских терактов. Поэтому о том, в какой форме подойдут Таня и Максим к чемпионату России, можно было только гадать.

Короткая программа удалась им на славу! Необычный выбор музыки и соответствующая хореография нашли свое блестящее отражение в безошибочной двухминутке, где каждый элемент воспринимался практически как эталонный.

Таня и Макс

Произвольная программа мне понравилась меньше, возможно потому, что была выполнена неидеально (Таня упала с одного из выбросов), а может, и потому, что я к ней еще не привыкла, а у меня чаще всего бывает, что с первого раза мне программа не слишком нравится или не нравится вовсе. Потом, по мере вкатывания, вживания исполнителями в ткань программы, она обретает свои истинные очертания и начинает восприниматься совершенно иначе (или не восприниматься вовсе, как это произошло с программами Максима Ковтуна или Константина Меньшова).

В целом же можно констатировать, что в этом виде фигурного катания у нас есть не только пары, способные побороться за самые высокие места как на ЧЕ, так и на ЧМ, но и хороший резерв в виде молодых «честолюбивых дублеров», которые в недалеком будущем, возможно, сумеют сыграть «лучше нашего», если вспомнить слова известной песни:)).

Апогеем чемпионата, как это и планировалось заранее, безусловно, стали соревнования в женском одиночном разряде. На ум невольно приходила ассоциация с девятым валом, который возносил на гребень волны одних фигуристок и с головой накрывал других. Среди «накрытых волной», к сожалению, оказались три наши самые титулованные на сегодняшний день фигуристки – Аделина Сотникова, Елизавета Туктамышева и Юлия Липницкая.

Аделина, оставшаяся шестой, выглядела совсем неубедительно как в короткой, так и в произвольной программах. Видно было, что прыжки даются ей с трудом, и эмоциональность исполнения (в короткой она мне показалась несколько наигранной) не могла залатать технические прорехи.

Аделина

Неузнаваемой предстала перед зрителями и «королева Елизавета» прошлого сезона. Куда девались ее высокие, уверенные прыжки, не говоря уж о ее элементе ультра-си - 3А? Возможно, сама Лиза сочла неудачной постановку своей короткой программы на музыку  композитора Орфа «Кармина бурана» (мне она, по правде говоря, показалась с самого начала далекой от индивидуальности исполнительницы) и вернулась к своему прошлогоднему «Болеро», надеясь обрести в нем уверенность своего победного сезона. Но, к сожалению, этот расчет не оправдался: Лиза сорвала не только 3А, но и вообще осталась без каскада.

Лиза

Столь же беспомощно, к сожалению, она выглядела и в произвольной программе, которая также, на мой взгляд, не выглядит постановочным шедевром. Как итог – 8-е место и «пролет» мимо сборной.

А вот Юлия Липницкая впервые за долгое время смогла порадовать своих многочисленных поклонников. Как шикарно выглядела она в короткой программе! Можно с уверенностью сказать, что ТАКОЙ Липницкой мы никогда еще не видели. В начале сезона у меня были большие сомнения относительно этой ее программы, поставленной Мариной Зуевой: мне казалось, что она совершенно чужда Юле, что она катает ее через силу, буквально «сквозь зубы», не чувствуя и не понимая ее.

Юля

И вот в Екатеринбурге на лед вышла совсем другая Липницкая: прелестная, неотразимая в своей расцветающей женственности, чувствующая эту свою силу и передающая ее зрителям. И как заиграли сразу ее руки, какими уверенными стали все ее прыжки, как вновь потрясающе выглядели ее вращения!

Она проживала эту программу каждой клеточкой своего тела, и не осталось ни одного музыкального нюанса, который она не передала бы своим катанием. Это было что-то невообразимое!  Будто бы к нам вернулась прежняя Юля, способная затронуть самые глубокие струны души, но на более высоком, более зрелом уровне.  

В произвольной программе чуда, к сожалению, не случилось, но это все-таки был не тот прошлогодний провал, когда у Юли не ладилось буквально ничего: в первой части программы она выглядела очень достойно, ну а потом пошли «бабочки» и ошибки, опустившие ее на 7-е место.

Мне было очень жаль, но главное, что я увидела – это то, что Юлечка явно на правильном пути, она выходит из кризиса, преодолевает себя, она уже почувствовала, что может кататься с не меньшими, чем прежде, эмоциями, и техника начинает ей подчиняться. Теперь главное для нее – успокоиться, полностью прийти в себя и продолжать делать свое дело, в котором однажды она опять – не сомневаюсь в этом! – окажется самой лучшей.  

Как же много было на этом первенстве девочек, которые в других странах могли бы запросто  ходить в чемпионках, а у нас, к большому сожалению, не могут пробиться в сборную! Уже открывающая соревнования в короткой программе Диана Первушкина показала и прекрасные сложные прыжки, и интересную хореографию, очень удачно подчеркнутую движениями рук. В произвольной программе она была не столь убедительна, но при этом отнюдь не «развалилась», продолжая бороться.

Трудно было не влюбиться в милую и непосредственную Алису Федичкину, излучающую на льду неподдельную радость от того, что играет музыка, что под нее она может выразить себя в движении, что это находит отклик у зрителей.

Алиса

Очень я была рада возвращению на высокий уровень Серафимы Саханович. В короткой программе судьи ее, на мой взгляд, недооценили, но после произвольной ей удалось подняться вверх в турнирной таблице. В Симе чувствуется сильный внутренний стержень (чувствовался, даже тогда, когда она была маленькой) и свое видение фигурного катания, что отражается и в ее исполнении.

Сима

Полина Цурская выглядела хоть и не столь безупречно, как в финале Гран-при, который она выиграла «в одну калитку», была все же очень хороша (в особенности мне нравится ее произвольная программа на музыку из мюзикла «Шахматы»), но  для меня ее катание еще совершенно детское, в нем пока нет филигранной работы конька и законченности, свойственной женскому катанию. Все это у нее еще впереди.

Полина

Совершенно феноменально выступила в оба дня Мария Сотскова! Было удивительно, что ее с безошибочной короткой программой поставили ниже вдоволь наошибавшихся Леоновой и Сотниковой. А в произвольной программе на музыку Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта» Машенька каталась так проникновенно, показав, наряду с высокими амплитудными прыжками, такую культуру движения, такую почти балетную пластику и законченность каждого жеста, что у меня просто перехватывало дыхание. С таким исполнением она была бы достойна не только европейского, но и мирового пьедестала!

Маша

Алена Леонова давно уже, к сожалению, перестала прогрессировать, и ее программы, самым сложным элементом в которых является каскад из двух 3Т, даже при интересной  постановке и безошибочном исполнении, смотрятся довольно архаично, ну а при тех ошибках, которые она склонна допускать и без которых не обошлась и на сей раз, и вовсе не делают погоды на соревнованиях подобного уровня.

Обаятельная Мария Артемьева, несомненно, способна затронуть эстетическое чувство зрителей своей зрелой женственностью, пластикой, музыкальностью, но можно подумать, что падения она включает в свои программы неотъемлемым элементом.

Как же я была рада за Аню Погорилую! Наконец-то она выступила на уровне, достойном ее таланта! И в короткой, и в произвольной программах она каталась безупречно, очень музыкально, продемонстрировав свою необычную, завораживающую пластику и не позволив никому ни на секунду усомниться в своем полном праве на пьедестал. И, видимо, так велико было потрясение обеих – тренера и ее ученицы, - что, пожалуй, впервые можно было наблюдать объятия двух Анн – Царевой и Погорилой.

Аня

Лена Радионова вновь показала себя бойцом, каких мало, с честью выйдя из трудных положений, когда не ладился первый каскад: она словно бы говорила всем, что каскады она сумеет «соорудить» в любой ситуации и никогда не останется без элемента. Повзрослевшая Леночка  очень эмоционально проживает на льду обе свои программы, и при этом ей удается избежать излишней аффектации. Наблюдать за ней, как всегда – одно удовольствие!

Лена

Звание чемпионки России по праву завоевала Евгения Медведева. В ее катании вообще нет слабых мест – ни с точки зрения техники, ни с точки зрения художественного воплощения непростой музыки. При этом ей удается совсем не выглядеть на льду бездушным роботом, для которого ошибки попросту не запрограммированы: Женя в оба дня соревнований показала по-настоящему лиричное, одухотворенное, в лучшем смысле слова пронзительное катание. И минуты своего триумфа она проживала с неподдельной радостью своих 16 лет, что, несомненно, добавляет ей зрительских симпатий.

Женя

Выступление Жени стало прекрасным восклицательным знаком, завершившим чемпионат России. А с той эстетической радостью, которую подарили всем нам наши великолепные девочки, вряд ли может сравниться впечатление от любого самого крупного международного турнира, включая чемпионат мира.

Поздравляя наших любимых фигуристов с наступающим Новым годом и Рождеством, пожелаем им новых красивых побед на главных стартах 2016 года!