8 мин.

Доннарумму видели символом «Милана». Вместо этого – споры, кто кого предал

Увяз в скандалах и ушел из-за воспитанника «ПСЖ».

Прошло два года с тех пор, как Ибрагимович грустно проводил Доннарумму: «Очень жаль. Доннарумма – лучший вратарь мира. Он мог стать олицетворением «Милана», как Мальдини».

Случилось это сразу после победного Евро, когда даже Джиджо поверил в превосходство над остальным миром. Но «Милан» ничего не потерял с его бегством. На место несостоявшегося символа клуб выписал воспитанника «ПСЖ», и он во всем превзошел итальянца. Меньян приблизил миланцев к еще одной звезде на футболке.

Джиджо так ничего серьезного и не выиграл – только Суперкубок. Мог бы его путь в «Милане» быть продуктивнее? Конечно. Но отношения между ним, клубом и городом превратились в хронику обманутых надежд.

Доннарумма появился, когда «Милан» был на дне. С первого дня его называли новым Буффоном

Восемь лет назад появление Доннаруммы обещало возвращение великого «Милана». Бывший гранд только что закончил сезон десятым, сменил очередного тренера и начал новую осень без особых надежд. Ветераны падали с травмами со скоростью октябрьских листьев. После 8 туров клуб шел 13-м.

Тогда-то и явился отчаявшейся тифозерии новый спаситель – 16-летний вратарь с данными баскетболиста. 25 октября 2015 года Доннарумма стал самым молодым кипером Серии А послевоенной эры. При этом Джиджо ничем не напоминал заполошных дебютантов, напуганных новым вызовом. Двухметрового школьника выдавало только лицо – видно было, что он берет отцовскую бритву не потому, что нужно, а потому что хочет стать тем, кому нужно.

Новичок сделал несколько сэйвов и пустил во вратарский угол штрафной Берарди. Дебют состоялся. «Милан» выиграл, потом выиграл еще и еще, и Доннарумма закрепился в основе. О Диего Лопесе, совсем недавно вытеснившем из «Реала» другого уникума, все забыли. Когда итальянец в одиночку остановил «Аталанту», Михайлович напророчил: «Он феномен, его величие предопределено».

Джиджо не был безукоризнен. Он слабо читал траекторию, плохо выбирал позицию и пасовал наудачу. Выдающееся сочетание рефлексов и габаритов маскировало изъяны при ближних угрозах, но на выходах и дальних ударах недостатки проявлялись сполна. Впрочем, ему все прощали. Очевидно было, что «Милан» вырастил вратаря поколения. С неизбежным прогрессом, возможно, лучшего в истории.

Миланцы закончили сезон-2015/16 седьмыми. Gazzetta dello Sport назвала Доннарумму «единственным поводом для улыбки в этот мучительный год».

Год спустя Джиджо превратился в Долларумму. Его перестали прощать – и он сломался

Следующий сезон оправдал ожидания. Доннарумма сыграл 12 матчей на ноль и стал первым в лиге по проценту отраженных ударов (78,8%). «Милан» зацепился за его сэйвы и выиграл первый трофей за пять лет – внутренний Суперкубок. Джиджо отразил решающий пенальти Дибалы.

Параллельно он переписывал рекорды Буффона. Самый молодой дебютант сборной. Самый молодой вратарь в основе сборной. Самый юный игрок со 100 матчами в Серии А. Джиджо как будто и правда шел к статусу лучшего кипера всех времен. Тифози сходили с ума, не боясь сглазить.

Все это важно, чтобы понять миланцев. Речь не об обычном воспитаннике, оставившем клуб, не о Локателли или Кристанте, речь о гораздо большем. В середине 2010-х школьник-акселерат был для них всем. С ним появилась надежда, с ним вернулись трофеи, с ним утвердилась приятная аура прежнего величия: когда-то «Милан» комплектовался из игроков, которых не было у других – и даже на дне обладал бриллиантом. Эти чувства стоят дороже обычной привязанности. Терять их чересчур больно.

Разрыв случился летом 2017-го. В июне гендиректор Марко Фассоне расстроенно объявил: «Мы только что встретились с агентом Доннаруммы, и он отказался продлить контракт». Утром вратарь проснулся самым ненавидимым человеком в Ломбардии. Не потому что захотел уйти – миланцы переживали и не такие расставания. Потому что отнял надежду.

Несколько дней спустя Джиджо занял обычное место в воротах молодежной сборной, но матч получился совсем не обычным. Тот вечер навсегда расколол его карьеру. Ультрас не волновали датчане. Едва вратарь оказался у фанатской трибуны, его забросали фальшивыми долларами. Тут же возник баннер со всего одним словом: «Долларумма».

«Не уверен, что хочу снова видеть его в футболке «Милана» – подсуетился болельщик и будущий министр Маттео Сальвини. – Считаю, если кто-то однажды сказал «нет», для него все кончено».

Доннарумма выбил повышение зарплаты в 38 раз! Но заиграл хуже

Этот сценарий не предполагал хэппи-энда. После месяца ссор Джиджо все-таки подписал новый контракт. «Милан» поднял зарплату в 38 раз (до 6 миллионов евро), положил чрезмерный оклад его бесталанному старшему брату (тоже вратарю) и радостно объявил о продлении. На следующий день Мино Райола сказал, что клуб вынудил вратаря расписаться «с помощью морального насилия».

«Доннарумма публиковал посты в соцсетях, а потом удалял. Знаете почему? Потому что Райола писал против его воли, а я заставлял удалять, – рассказывал Libero спортивный директор Массимилиано Мирабелли. – В решающий день собралось все руководство, Райола и Джиджо с семьей. Мино встал и сказал: «Не расписывайся, мы уходим». Едва он вышел, Джиджо поставил подпись».

В следующие несколько месяцев клуб старательно выгораживал кипера. Мирабелли обвинил в конфликте «шоумена, пытавшегося навредить «Милану». Новый тренер Рино Гаттузо взял вратаря под защиту – рассчитывая, что его репутация успокоит трибуны. Джиджо на всякий случай извинился: «Простите за весь этот шум. Я главный болельщик клуба и горд носить красно-черные цвета».

К несчастью для него, кое-что все-таки изменилось – как оказалось, главное. Джиджо больше не был для болельщиков своим парнем. Он стал хищником, который шантажом выбил зарплату топ-игрока, и относились к нему теперь так же. Его больше не ждали. С него требовали – и, следовательно, не прощали.

Перед кубковым матчем с «Вероной» вратаря встретил баннер: «Моральное насилие, 6 миллионов в год и братец-тунеядец? Пошел вон, терпение кончилось». Джиджо замер от шока. Из глаз брызнули слезы – не помогли даже утешения Бонуччи. Послематчевая оправдательная речь Гаттузо пропала зря: Райола заговорил о разрыве контракта.

Возможно, история повернула бы по другому пути, если б Доннарумма исправил хотя бы один из своих недостатков. Но он не прибавлял. Он все так же, как в первый день, восхищал невероятными сэйвами, так же косячил на выходах и пропускал дальние. Только пас стал чуть лучше.

Болельщики больше не закрывали на это глаза. Ошибки множились, копилась критика, и Доннарумма поплыл. Оказалось, он не вывозит давление. Третий сезон он провел хуже предыдущих. Четвертый начал просто кошмарно. К зиме пропускал буквально каждый второй удар в створ. В Серии А не было вратаря хуже.

«Парень на нервах, это видно за милю, – прокомментировал Дино Дзофф Corriere della Sera. – Он не справляется с хаосом вокруг. Я не удивлен, потому что после всей этой бури я бы потерял покой даже в 40 лет – представьте, каково ему».

Доннарумма восстановился, но перечеркнул все новым конфликтом. Возможно, он стоил «Милану» чемпионства

Потребовалось полтора года, чтобы Джиджо привык к новой реальности. Когда он наконец успокоился, проклятый контракт почти истек – остался всего год. Доннарумма начал сезон-2020/21, словно любовь тифозерии для него еще что-то значила.

Первые три матча он отыграл на ноль. В первом круге зафиксировал 7 сухих игр. С проблемной защитой это казалось чудом. «Милан» встретил новогодние праздники без поражений – и держался в лидерах до середины февраля.

К тому моменту разговоры о возможном скудетто велись несколько месяцев, но после праздников их вытеснили другие – о новом контракте. Мальдини начал переговоры с Райолой. Тогда же «Милан» начал проигрывать. Сначала изредка и далеко не всегда в матчах, где пропускал больше допущенного, но с каждым месяцем давление возрастало. В марте миланцы отпустили «Интер» на шесть очков – из-за нелепого пропущенного в проходной игре с «Удинезе».

За два весенних месяца Доннарумма пропустил на 3,6 гола больше ожидаемого, хотя в среднем по сезону был в большом плюсе. Новый контракт задвинул все остальное – и как будто отсрочил скудетто еще на год. Но и заключить его не удалось. Вратаря не устроили 8 миллионов в год. Он попросил время подумать.

Об этой отсрочке до сих пор спорят. Клуб уверяет, что Райола устроил аукцион и тянул время, держа «Милан» вместо страховки – и вроде не противился новому контракту, но с 12-миллионной зарплатой и большими комиссионными.

Сын Мино, Энцо, в интервью Tuttosport рассказал иную версию: «Во всем виноват клуб. Джиджо никогда не ушел бы бесплатно. Он лишь ждал выхода в Лигу чемпионов. А потом Мальдини пригласил нас на встречу: «Мы здесь для того, чтобы свернуть переговоры о контракте – мы взяли другого вратаря». Доннарумму словно камнем по голове ударили. Он бы никогда не предал клуб. В январе он даже не слушал другие предложения. «Милан» сам от него отказался».

Доннарумма перебрался в Париж и на днях обиженно обещал: «После всего, что я дал «Милану», больно целых два года выслушивать незаслуженную критику. Однажды я все проясню».

Что ж, самое обидно впереди: Джиджо впервые сыграет против «Милана». И вряд ли легко с этим справится.

***

Телеграм-канал Андрея Клещенка

Фото: /Marco Luzzani, Valerio Pennicino, Claudio Villa, Alessandro Sabattini