«Атлетико» становится суперклубом: 562 миллиона на трансферы за два года и акцент на атакующих игроков
Клуб отдаляется от традиционной пролетарской идентичности.
Вылетев из Ла Лиги в начале двухтысячных, «Атлетико» заморочился маркетингом и запустил мощную кампанию «Год в аду». В одном из рекламных роликов ребенок спросил: «Пап, почему мы болеем за «Атлетико»? Отец замялся и не нашел ответа.
Кампания должна была ухватить философию «Атлетико» и сформировать клубную идентичность. На деле это значило, что нанятое агентство (в данном случае Senora Rushmore) выделит более-менее конкретные вещи, объединяющие фанатов, и превратит их в нечто коммерчески осязаемое.
Тогда впервые проговорили и превратили в плюс специфику существования второй команды Мадрида. Прежде за ней не стояло значительной географической или культурной общности; не было провинции, автономии, области, даже в родном городе «Атлетико» был безнадежно вторичен. Не существовало закутка, из которого стабильно пополнялась бы фан-база клуба. Мадрид оставался фанатской плантацией «Реала».
«Атлетико» доставались те, кто не хотел болеть за «галактикос». Или те, кто искал вызов в самом факте поддержки (об этом хорошо сказал Фернандо Торрес: «В Мадриде ты либо идешь легким путем и болеешь за «Реал», либо выбираешь «Атлетико» и проблемы»). Так появились маркеры восприятия: клуб и болельщики определяли себя опосредованно, через контраст с успешным и лощеным «Реалом». И соответствующе понимали себя – как команду суровую и земную, всего достигающую через борьбу.
Оттолкнувшись от этого, Senora Rushmore вывела лозунг «Никогда не теряй веру» (слоган создавали во времена Сегунды, так что девять чемпионских титулов на него не повлияли). «Атлетико» позиционировался как сообщество тех, кто принимает провалы. Это сработало – в первый же год продажи абонементов выросли на 50%.
Сегодня клуб по-прежнему постит видео, закрученные вокруг старого девиза, и продает соответствующий мерч. Но «Атлетико», подписавший 19-летнего португальца за 126 миллионов евро, уже не так близок к фирменной пролетарской идентичности. И вряд ли нуждается в ней.
«Атлетико» не соответствует своей философии. Он тратит как суперклуб
Первый концептуальный кризис возник в начале 2010-х, когда «Атлетико» выиграл четыре еврокубка за три сезона. Директор Senora Rushmore Адриан Медиавилья рассказывал, что победная серия сильно напрягла маркетологов, но они обошлись без корректировки концепции:
«У нас возникла проблема: как объяснить, что очаровательный аутсайдер вдруг превратился в машину для побед. Стратегия была очевиднее, чем мы думали: даже победы не могут изменить сущность фанатов «Атлетико». «Атлеты» могут победить или проиграть, но никогда не сдаются. Цитируя Симеоне: все возможно, если верить и усердно работать».
Регулярно побеждающий «Атлетико» ограничился лейблом маленького клуба и тем самым снизил потенциал роста: загнал себя в рамки пролетарской команды с соответствующими игровыми и трансферными задачами и повесил ярлык случайности на любые трофеи (все знают, что маленькие клубы сливаются на длинных дистанциях). «Рохибланкос» предпочли нишевой маркетинг и отказались от реальной конкуренции на больших рынках (сколько китайцев из десяти выберет второсортных пахарей вместо эффектных и звездных каталонцев?).
Да, «Атлетико» предложил нечто кардинально отличное от «Реала», и это очень хороший ход в определенных условиях (в тех, например, которые были у них в нулевые); собрал фан-клубы в 26 странах. Но, во-первых, болельщиков вряд ли было бы меньше при другом позиционировании (у проектов, сопоставимых с мадридцами по текущему уровню и доходам, охват шире – например, у «Тоттенхэма» фан-базы более чем в сорока странах). А во-вторых, сейчас условия изменились настолько, что заявленная идентичность расходится с реальностью. Что бы ни говорили маркетологи, «Атлетико» уже не рабочий клуб.
Трансфер Жоау Феликса, который попал в топ-5 самых дорогих в истории, ярко обозначил изменения в «Атлетико». Клуб уже несколько лет отдает предпочтение атакующим игрокам и не считает при этом деньги (правда, это не работает, чуть ниже объясним подробнее). Средняя стоимость покупок за последние восемь лет выросла в три раза – с 10,7 до 34,8 миллионов евро. Начиная с лета-2017 мадридцы закупаются на уровне грандов и с учетом выкупа Мораты потратили 562 миллиона евро.
Увеличились и зарплаты. В ежегодном отчете Global Sports Salaries, охватывающем все спортивные клубы мира, «Атлетико» всего за сезон поднялся с 52-го на 17-е место. А в футболе взлетел на 6-е. Средняя зарплата превышает 7,2 миллиона евро: пролетарский «Атлетико» опережает нефтяные «ПСЖ» и «Ман Сити» (во многом из-за Гризманна, который уже ушел, но клуб и без него останется в десятке).
«Атлетико» смещает акценты в традиционной идентичности. Клубу нужны перемены, чтобы вырваться за рамки нишевости. Боссы инвестируют в скорость и технику, но эти качества пока не очень сочетаются с Симеоне.
Из «Атлетико» бегут все атакующие игроки. Им не нравится игровой стиль
Что мы знаем о Жоау Феликсе? Что он техничный, тонкий и нестандартный. Что забивает благодаря импровизации, а не силе и скорости. Что играл в физически не очень требовательной португальской лиге, в команде, которая намного превосходит большинство в классе и не требует от форвардов работы на оборону.
Что мы знаем о Диего Симеоне? Что два ключевых понятия его стиля – hombres и huevos, мужики и яйца. Что в автобусе и на стадионе включают AC/DC, и игроки настраиваются на матч, подпевая первобытно-безумному Thunderstruck. Что его команды бегают больше, чем играют, а стиль построен на железе и боли – железе в защите и боли для всех, кто попытается пройти ее.
Вот почему бывший вингер «Атлетико» Симау не в восторге от выбора Феликса: «Не думаю, что он подойдет Симеоне. Гризманн настолько жестоко отрабатывал в обороне, что ему не всегда хватало топлива для атаки. Менталитет Симеоне – защита, защита, защита и только потом нападение». Симау разглядел необычную тенденцию в эволюции клуба.
За последние пять лет клуб приобрел примерно два десятка атакующих игроков, в основном техничных и быстрых. Они должны были обеспечить переход к более современному футболу, но 4-2-2-2 с двумя полуфланговыми полузащитниками, подавляющая скорость и творчество, перемолола их всех. А те, кто выдержал, сбежали из клуба (El Pais писала, что Гризманн жаловался партнерам на перебор оборонительных действий).
Одним из громких провалов стал Джексон Мартинес. Колумбиец стоил 37 миллионов евро и пришел из «Порту» в статусе потенциального супербомбардира, но «Атлетико» выжал из него всего 3 гола во всех турнирах. Позднее Симеоне прокомментировал неудачу: «Это мой косяк, у Джексона не было возможности показать свой максимум. Но я не собираюсь менять стиль игры».
Кажется, система Симеоне перешла на саморегулирование, автоматическое отсечение излишка яркости и класса: перерастая игру «Атлетико», футболисты просятся в другие клубы – там, где их качество и стиль не будут ограничены философией вечной войны. Из 18 атакующих футболистов, купленных за последние пять лет, 12 так и не вписались в футбол Симеоне.
***
Трансферный «Атлетико» отдаляется и от традиционной идентичности, и от воинственно-волевой философии Симеоне, и с каждым годом разрыв увеличивается. Диссонанс выливается в проблему: большинство покупок не срабатывает, потому что заточены под другой стиль, а топовый тренер при этом недополучает деньги на игроков под свой футбол. Система явно нуждается в балансе, синтезе нового статуса с традиционной концепцией и идеями Симеоне.
***
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: Gettyimages.ru/Denis Doyle; REUTERS/Juan Medina; Gettyimages.ru/Manuel Serrano Arce
Пример.
Мешок купит футболистов на 300 лям.
Топ?)
Да.
А условный Атлетико продаст на 500 и купит на 300 те же.
И я прочитаю, что траты Атлетико сравнялись с мешком.
Это же не так.
Валерий Газзаев - друг любого человека, а уж человека попавшего в такую беду...! На такие дела у него профессиональный нюх и хватка. Вы сами в этом убедитесь примерно через год или меньше (но будет стоить дороже(!))... Это будет почти внезапно и вдруг - Херакс! А клуб -то, уже снова не только очаровательный аутсайдер, но и неотразимый банкрот. Обращайтесь!
Забавно команды сыграли 6-6 по сумме двух матчей и команду уничтожил именно Мбаппе, который забил только 2 мяча, а точнее второй и четвертый мяч, которые даже не победные. В то время, как Лемар сделал 2 голевых, Фалькао забил 2 мяча, Фабиньо сделал 2 голевых и забил 1 гол, а Бакайока забил победный гол на 77 минуте. Мбаппе был полезным игроком Монако, но и близко не лучшим игроком состава. Фабиньо, Лемар, Силва, Фалькао, Менди играли явно не хуже.
2. С точки зрения маркетинга Атлетико в Испании в целом строит свою стратегию как "второй любимой команды". И это вполне успешно получается, если смотреть тв-рейтинги.
А если покупают дорого, то это значит, что стараются напрямую компенсировать ушедших игроков, чтобы добиться результата.
Если Феликс провалится, они не смогут на нём заработать. А деньги уже потрачены.
Раскрылись и ушли? Гризманн, карасско и Манжукич?
По французу нет вопросов, но время покажет что будет дальше.
Карасско в китай уехал. Раскрылся? тоже мне.
Манжукич провёл 1 сезон в АТМ. Раскрылся? О чем говорить?
Провальный трансфер мартинша? Парень пришёл бесплатно, потом заплатили небольшие деньги и продали его заработав 10 млн, за пол года кстати.
Не ясно с Костой? Он ушёл на пике и запросился обратно. Не ясно по Морате? Пришёл и забил больше чем за прошлый год.
А где в этом списке Торрес, Фалькао, Форлан, Вилья?
Кто ещё из списка «не раскрылся»? Ушли и раскрылись? Где все эти люди сейчас?
Ну и по сумме покупок. Атлетико на данный момент в минусе на 10млн за все покупки/продажи за 30 лет.
Продав при этом на миллиард, первыми из всех клубов между прочим.
Поэтому не пиши о том в чем не разбираешься:)
З.Ы. Плюсы мне не нужны, мне хочется знать, кому это хотя бы интересно
Кто ему поверил - идите сюда и сами смотрите - https://pikabu.ru/story/za_kogo_boleyut_v_moskve_rime_londone_i_drugikh_futbolnyikh_gorodakh_3166792
атм первый по продажам с 2009 года
за 10 лет больше всех продали
топ клубы не продают чтобы тратить
атм ферма все
Изначально де-факто написал о том, что автор выпячивает лишь цифры трат, строя на этом "становление суперклуба". ОK, берем этот сезон - "Атлетико" потратил на трансферы €243.5m, а продал на €311.1m. "Матрасники", основательно затарившись, на данный момент за 3 года в несущественном (для уровня клуба) минусе. Берем упомянутый "Эвертон", который в этом сезоне еще не обзавелся центральным защитником, правым вингером и форвардом, что входило в планы... У клуба в последние 3 года ежегодно выходит минимум €70m в минус, при этом, с учетом балласта (Миральяс, Боласи и далее по списку), игроков на 3 полных состава наберется. Руководство клуба задалось целью вклиниться в Топ-6. И дело даже не в том, что условный Тома Лемар, чья карьера на взлете, не перешел бы из "Монако" в "Эвертон"... А в том, что в угоду тренерам, которые в последнее время меняются у "ирисок" в среднем раз в 1.5 года, покупают их хотелки и нет системного подхода. Достаточно вспомнить, как после продажи Лукаку, при отточенной игре с таргетменом, начинали сезон, в том числе и в ЛЕ, с Ньяссе в глубоком запасе и с Сигурдссоном на левом фланге атаки. До прихода больших денег жили же как-то, делали точечные приобретения типа Ховарда, Артеты, Феллайни, Лукаку и докупали бойцов типа Кэйхилла, Нейсмита, Маккарти, все шло своим чередом и неплохо получалось, на команду было приятно смотреть.
Так что автор материала зря все в деньги переводит - у "Атлетико" был системный подход к достижению цели и сейчас клуб даже не тратится, а, так сказать, переобувается на пит-стопе на новую резину
-----------------
Хех, помню, когда Атлектико впервые выиграл ЛЕ, то это обыграли в испанских СМИ, где ребенок говорил: "Папа, теперь я знаю, почему мы - Атлети!"
Это было ужасно мило.)
Какой "Карраско заиграл и ушел"? Карраска не хотел отрабатывать в защите. Симеоне решил его продать.
Какой "Кореа не заиграл"?
И что это за ф*гня: указывать трансферные траты, как показатель финансовой мощи, без заработка на трансферах?
Еще одно: средняя зп не показатель. Показатель-- это вся зарплатная ведомость.
Просто какой-то цирк