3 мин.

Вопросы и ответы. Часть 3

Сожалею, что так долго не удавалось пообщаться с вами. Времени, увы, немного. Признаюсь: еще не успел прочитать все комментарии. Но обещаю в ближайшее время это сделать. Пока отвечаю на часть вопросов, заданных мне в комментариях. В течение нескольких дней дам подробнейшие ответы на все оставшиеся.

– С какого возраста вы начали заниматься футболом? Всегда ли были вратарем?

– Если память меня не подводит, я начал заниматься футболом с 5-6 лет. И первоначально играл правого полузащитника. Но это была, так сказать, школьная команда: собрались мы все вместе и организовали ее. Пробыл в ней год, после чего папа взял меня в куда более известный коллектив – «Дуклу» из Праги. Там он меня уже поставил в ворота. Получается, что с 6-7 лет я и занимаюсь тем, что охраняю последний рубеж. Почему сменил амплуа? Думаете, плохо бегал? Нет, просто мой папа сам раньше был голкипером, выступал за «Дуклу», был вторым номером при Иво Викторе. Поэтому, когда я пришел туда, у тренеров не было сомнений, на какой позиции я должен действовать.

– Неужели вратарям не больно, когда они, выбивая мяч, вытягиваются в струнку, а затем падают параллельно земле на газон?

– Это привычка. На тренировке таких падений, прыжков и бросков делаешь очень много – со временем и пришедшим опытом перестаешь задумываться об этом, и оно происходит на автомате. Другое дело – после травмы. Тогда ты начинаешь оценивать ситуацию, пытаться упасть так, чтобы не усугубить повреждение, не сделать себе больно. Хотя сейчас боли уже не испытываешь. Это раньше, тренируясь на жестких полях, заметно уступающих по качеству современным полянам, приходилось попотеть.

– Как настраиваетесь на пробитие пенальти? Есть ли у вас какой-нибудь ритуал?

– Тема пенальти поднималась мною в самой первой заметке данного блога. Часть интересующей вас информации вы можете почерпнуть оттуда. Но если эта тема вас столь сильно занимает, попробую сейчас максимально удовлетворить ваше любопытство. Ритуала у меня никакого нет. Все зависит от того, кто идет пробивать пенальти. Ныне, наверное, каждый вратарь читает, смотрит, следит за командой соперников и делает для себя выводы, кто и как исполняет в ней стандарты или просто наносит удары. В игре, конечно, может случиться по-другому, но владеть этими знаниями, на мой взгляд, обязан любой голкипер. А единственный и самый главный настрой – сложившаяся в матче ситуация. Ведь невозможно думать идентично, когда счет 4:0 в твою пользу или когда на табло горят нули.

– Что думаете о различных уловках вратарей, которые они применяют при пробитии пенальти по их воротам?

– Это нам точно на пользу. Мы же ничего не теряем. Голкиперу необходимо вывести из психологического равновесия того, кто подходит к точке: вдруг ударит мимо или слабо. Многих бьющих выводят из себя, например, прыжки вдоль линии, как я делал в матче с «Динамо». Мы обсудили это с тренером вратарей, и, видимо, не зря впервые решился опробовать подобный маневр. Уверен, вам хочется узнать, какие еще существуют вратарские примочки. Извините меня, но раскрыть этот секрет не могу: пусть ноу-хау каждого кипера останутся при нем. И ни один вратарь не расскажет откровенно: ему важно это сохранить в тайне. Идеи и приемы, как обмануть бьющего, приходят с опытом. В молодости, допустим, я за всем этим не следил.

– Работаете вы над игрой неудобной рукой? Нужно ли это делать вратарям?

– У меня неудобная рука левая. Скажу честно, над ней никогда не работал с целью использования непосредственно в матче. Ввод мяча в игру рукой хорош, когда нужно организовать быструю контратаку, в противном случае предпочтительно использовать удар ногой. Безусловно, на тренировках качаешь обе руки, и упражнения выполняют как левая, так и правая. Но на точность – нет.