5 мин.

Вувузелы. Двадцать лет спустя

Последние события, связанные со скандальными судейскими решениями, и обсуждаемая с новой силой идея о видеоповторах, подтолкнула меня представить себе, как может выглядеть футбол будущего. Не предсказать, а именно пофантазировать. Конечно, не через двадцать лет, это для красного словца, а гораздо раньше.

I’m your biggest fan… I’ll follow you until you love me… Papa-paparazzi… Древний рингтон допотопного мобильного телефона, за который друзья в шутку называют меня коллекционером антиквариата, врезался в затуманенное приятным летним сном сознание. Стоило придти в себя и осознать, какой сегодня день – сон сняло как рукой. I’m your biggest fan… Да проснулся я, проснулся. Щелкая пультом от плазмы, совершаю рывок до холодильника на кухне. Морозный друг предлагает мне аргентинское вино и испанские оливки, но я отдаю предпочтение «Карлсбергу», как никак, финал чемпионата мира проходит на «Уэмбли».

Из комнаты уже доносится бодрый голос мэтра отечественного комментаторского цеха Владимира Стогниенко. С кухни слов не разобрать, но по общим интонациям становится понятно – акцент на том, что «мы провели бы чемпионат не хуже» по-прежнему в каждой телетрансляции. С тех самых пор, как заявку на проведение этого мундиаля получили англичане, ревность и обида стали ключевыми эмоциями российских журналистов в статьях про турнир национальных сборных.

Но мне сегодня хочется обойтись без услуг комментатора, и я начинаю шарить в меню выбор языка комментария. «Французский», «португальский», «итальянский», проскакивают мимо уха знакомые растянутые «р-р-р-р» от комментаторов испанской LaSexta, рассказывает какой-то анекдот Дэвид Бекхэм по GolTV, и наконец, желанный «интершум». Со стола на меня словно бы укоризненно смотрят 3D-очки, но и полного погружения в атмосферу стадиона мне сегодня не надо. Ответственные матчи предпочитаю смотреть «по старинке».

«Уэмбли» просто красавец. Отреставрированный и прилизанный, прямо зажил новой жизнью – как будто Мадонне юбилейную подтяжку лица сделали. И тем вульгарнее в его немного камерной обстановке выглядят болельщики испанской и аргентинской сборных. У южноамериканцев полно плакатов с «венгансой» и «но арбитро еррор». Южная страсть была изрядно подогрета перед игрой воспоминаниями о финале восьмилетней давности, когда те же две сборные в Йоханнесбурге рассудил чудовищный ляп арбитра. И про рекордный штраф Марадоны за нецензурную брань, и про массовую драку болельщиков, и про попойку каталонской части испанской сборной – ничто не было забыто. Сегодня на экраны выходил сиквел матча, который изменил облик футбола. «Теперь все будет по-честному», писал в своем блоге пресс-аташе «Альбиселесты» Хуан Верон.

К моему удивлению, в основном составе сборной Аргентины вышел Лионель Месси. У 31-летнего капитана насмарку прошел клубный сезон в «Интере», собственно, как и два предыдущих, и многие посчитали его попадание на мундиаль неожиданностью, что уж говорить про появление в финале. Что поделать, с годами потерял скорость, и попытки прижиться в качестве центрального полузащитника пока ни к чему хорошему не приводят. В модной нынче в латиноамериканских сборных расстановке 3-4-2-1 ему просто не находится места. Оператор поймал в подтрибунном помещении приветствующих друг друга Гвардиолу и Хави – видимо, наставник «Барселоны» пришел поддержать своего предшественника и нынешнего главного тренера «Фурии» перед решающим матчем.

Игра началась очень резво. Испанская троица из «Малаги» попыталась повторить тот фокус, который прошел у них в финале Лиги чемпионов с «Манчестер Сити», когда точный пас опорника со своей половины поля находит одного из двух скоростных вингеров у чужих ворот, и те организуют гол, пока защитники не успели еще привыкнуть к обстановке. Но на сей раз их план провалился – Хесус Идальго промедлил с передачей, и мяч еще был в полете, когда весь газон озарился красным светом, подсветка оповестила публику об офсайде. Защитник, успевший сделать шаг вперед, выдохнул с облегчением – с памятной игры на групповом этапе, когда электроника, находящаяся в бутсе одного из игроков не сработала, и не было зафиксировано стопроцентное положение «вне игры», защитники теперь опасаются любых провалов. Да и пытливые зрители стали включать «оффсайдную сетку» на своих телеэкранах, когда виртуальная прямая линия рисуется прямо по пятке последнего игрока, гораздо чаще.

Испанцы продолжали нагнетать давление у ворот соперника, но до опасных моментов дело доходило редко. На несколько минут я даже включил режим просмотра by person и посмотрел на матч глазами крайнего защитника Сесара Аспиликеты, уж больно впечатляющие проходы по своей бровке он совершал. Экран статистики услужливо подсказывал, что в этой игре Сесар уже побил персональный рекорд сезона по демонстрируемой средней скорости бега – оно и понятно, такая ответственность. Однако, до конца первого тайма игра не оправдывала выданных ей авансов. В приглядном блюде не хватало соли.

До перерыва оставалось ровно пятнадцать секунд, таймер показывал 19:45 чистого времени, а значит, подать угловой у аргентинцев получится, но если сходу не забьют, то на этом все, на позиционное развитие атаки времени уже не будет. Это раньше можно было надеяться на то, что «судья добавит», теперь все строго – мяч не в игре, таймер остановлен. Сократили таймы по чистому времени вдвое, то на то и вышло. Следует подача, борьба в штрафной, Эрнандес отпихивает защитника и оказывается у мяча первым – снаряд летит мимо голкипера, футболисты Аргентины победно вскидывают руки вверх, но мяч в последний момент из ворот выбивает Аспиликета. По стадиону проходит рев разочарования и ликования одновременно, который тут же сливается в унисон возбужденного недоумения. Футболисты смотрят на арбитра, и тот с железобетонным выражением лица делает жест, обозначающий использование видеоповтора. И пока он что-то говорит в микрофон гарнитуры, публика на стадионе не сговариваясь делает упражнение «равняйсь!» и глазеет в ближайший к ним монитор.

Телекартинка с замедленным повтором в трех разных ракурсах убедительно доказывает, что мяч линию ворот не пересек. Это понятно всем и каждому, но огромную надпись «FREE KICK» все равно встречают одобрительным ревом – в постиндустриальном обществе телевизору доверяют с большей охотой, нежели человеку. Аргентинцы расстроенные бегут занимать свои позиции на поле на оставшиеся до перерыва семь секунд. К сожалению, справедливость восторжествовала. Будь прокляты эти видеоповторы.