6 мин.

Старый результат, новые атрибуты

Новые русские чемпионы мира среди молодежи отличаются от тех, которые играли раньше

Перевод статьи Мартина Мерка с сайта ИИХФ

Путь русских к победе на чемпионате мира для игроков не старше 20 лет в Баффало-2011 был и обрывистым, и захватывающим. Окончательное оформление успеха потребовало немалых духовных качеств, которые до сей поры не были известны, как типичный атрибут российского хоккея. Но меняются времена, меняются люди.

Россия была в шаге от матчей за право сохранить за собой место в группе сильнейших - победа над чехами принесла ей место в плей-офф. Россия практически проиграла четвертьфинал Финляндии. Россия была в минутах от поражения в полуфинале со Швецией, получив после финнов на восстановление физических сил 17 часов.

После всего этого Россия, казалось бы, лишилась всех шансов на победу после двух периодов канадского доминирования в финале. Никто (на самом деле, никто!) не видел какого-либо намека или "знака свыше", что эта игра может перевернуться вверх тормашками. И все же она осталась за Россией. Великая и ужасная Канада получила 5 пробоин за 16 минут.

Как это могло стать возможно? Как это могло быть достигнуто Россией, чьи хоккейные сборные никогда прежде не были известны тем, что жители Северной Америки часто называют "характером победителей"?

Одной из причин может быть то, что русской хоккей изменился психологически. Русские игроки выжили в жесткие (хотя и успешные в хоккейном смысле) советские времена. Они выжили в переходный период между советским и постсоветским временем (90-е годы), для которого был характерен хаос во многих аспектах жизни. Этот период включал в себя низкие зарплаты для высококвалифицированных игроков, которые убегали во все возможные иностранные лиги, от НХЛ до Швейцарии, Дании и Италии.

"Золотая поросль" этой молодежной сборной родилась, когда Советский Союз находился в процессе ликвидации. Она знает эту страну только из учебников истории.

Когда они были подростками, то находились уже в реорганизованном хоккейном пейзаже своей страны, где игроки стали настоящими профессионалами, а лучшие из них могли зарабатывать больше, чем где-нибудь в Европе. После глубокого кризиса российской суперлиги в 90-е годы, в начале 2000-х ее клубы снова стали выигрывать европейские клубные трофеи, а основание в 2008 году КХЛ укрепило тенденцию к росту.

Когда этим игрокам было около 13-ти, они увидели восхождение суперзвезды Александра Овечкина, который помог победить на МЧМ в 2003 году и стал чемпионом России. Затем последовало появление другого самородка, Евгения Малкина. Потом они видели по телевизору, как национальная мужская команда отыскала свой путь к славе, выиграв в 2008 и 2009 годах чемпионаты мира, прервав 14 лет "молчания ягнят". С тех пор они не понаслышке знают, что это такое - выиграть золото для своей страны. Им нет нужды слушать сказки и легенды своих отцов и дедов о том, каким успешным было их поколение.

"Когда мужская команда выиграла чемпионат мира в 2008 и 2009 годах, интерес к хоккею в России начал расти заново", сказал Валерий Брагин, который тренировал эту молодежную сборную.

Это может объяснить, почему эти дети отличаются от тех, что играли несколько лет назад. Евгений Кузнецов, Владимир Тарасенко и Максим Кицын провели свои юные годы в более стабильной стране. Это коснулось всего жизненного уклада, это коснулось и развития хоккея.

Но это еще не все изменения, которые произошли в период с распада Советского Союза в 1991 году до наших дней. Конец советской власти был концом централизации в российском хоккее. Существовал и до сих пор существует Центральный спортивный клуб армии (более известный как ЦСКА Москва), но он потерял право набирать лучших игроков отовсюду, как в старые времена.

Московское "Динамо" еще выиграло несколько чемпионатов России, но последний был в 2005 году. С тех пор большинство победителей стало представлять русскую "глубинку". Первым вестником стала "Лада" из Тольятти, которая стала первым чемпионом не из Москвы в русской/советской истории (1994 год). На протяжении последнего десятилетия в России доминировали команды с обширной территории центральной России - от Магнитогорска с Урала и Казани из Татарстана до Омска в Сибири.

Эти клубы не были действительно боеспособными в советские времена из-за потери своих лучших игроков. А сейчас они конкурируют друг с другом, покупая топ-игроков, получая средства от местной промышленности или от региональных органов власти. И они начали сами "доводить до ума" своих молодых игроков. Лучший пример здесь - Малкин из Магнитогорска.

Нынешняя русская национальная команда, выигравшая золото, является отражением нового русского хоккейного пейзажа с ее сильными клубами из "глубинки". Из 22-х игроков только пять были приглашены из московского региона, семеро пришли из западной части России. Это означает, что 15 игроков, включая большинство лидеров команды, выросли в центральной или восточной части России, от столицы Татарстана в Казани до тихоокеанского Хабаровска.

Эти игроки имеют другой менталитет, нежели москвичи (такие, как прошлогодний капитан Никита Филатов). Они олицетворяют собой трудолюбие, командный дух и скромность, которые являются насущной необходимостью в этих регионах. И они вовсе не мечтают слишком много об НХЛ или звездных юниорских лигах Канады, сосредоточив свое внимание на хоккейное развитие в России.

Тренеру Брагину удалось объединить различные менталитеты в концепцию Команды, что редко можно было видеть у русских со времен исчезновения Советского Союза. По ходу матчей турнира в команде произошла химия "счастливого сообщества" игроков, чего прежде давно никто не видел.

Брагин хвалит своих подопечных, а особенно капитана Владимира Тарасенко, который вернулся в "золотую" игру из раздевалки, несмотря на травму ребер.

"Он настоящий мужик, с характером настоящего капитана. Он вышел на лед, несмотря на боли после каждой смены".

Действительно, разговаривая с Тарасенко, вряд ли можно услышать проблески эгоизма или высокомерия. Вы слышите игрока, который довольно застенчив, избегает громких слов и предпочитает говорить о команде. Еще до финала Тарасенко говорил: "Каждый парень в нашей команде может быть лидером в разные моменты".

Другой пример - Денис Голубев, забивший решающий гол Швеции:

"Не важно, кто забивает. Это делаю не я, а команда. Мы очень хотели выиграть, потому что Россия не выигрывала чемпионат мира среди молодежи в течение последних семи лет".

А вот как Кузнецов прокомментировал "золото":

"Мы улучшали командное взаимодействие от игры к игре, и мы хотели, чтобы наша страна нами гордилась. В сущности, мы выиграли только по одной причине: мы были просто лучше других, как команда. А еще у нас есть русский характер, поэтому мы никогда не сдавались".

Тренер похвалил игроков, игроки похвалили тренера. Валерий Брагин не только объединил их в дееспособный агрегат, он также умело мотивировал их в нужный момент. После первого перерыва в игре за "золото" он был достаточно зол для того, чтобы сломать тренировочный планшет с игровыми схемами.

"Команда не играла так, как была должна. Я только пытался разбудил их и рассказать, как они должны играть", прокомментировал Брагин.

Сложности иногда необходимы для того, чтобы побеждать.

В конце концов, это сработало. Те, кто наблюдает за хоккеем, заметили то, чего не было у русских юниоров раньше. Эти русские дети оказались «канадцами» в большей степени, чем сами канадцы, в стране которых различные игровые стили активно смешивались в последние несколько десятилетий.