Станция «Зенит» у стадиона – боль. Потратили 23 млрд, закрыли на полтора года из-за 700 нарушений, из-за нее не построили метро в спальном районе
Нужна была такая станция?
Новые стадионы в Москве и Питере приучили: рядом с ними одновременно появляется метро. Так случилось с аренами «Спартака» (строили в поле), ЦСКА (в новом районе на месте аэродрома) и «Зенита».
«Новокрестовскую» открыли 2 мая 2018 года – спустя год после первого матча на «Газпром Арене» (она находится в 300 метрах от вестибюлей). Правда, дальше начались странности. Пассажиры жаловались на недоделки: протечки, отваливающуюся плитку, – рабочие ремонтировали станцию по ночам, а потом власти закрыли ее полностью и снова открыли только перед Евро-2020. Но и на этом не все: ремонт продолжится до конца 2021-го, в том числе изменится дизайн станции, которая теперь называется «Зенит».
Александр Головин разобрался в проблемах метро у «Газпром Арены» и выяснил еще много дичи.
«Новокрестовскую» построили на намывной территории в безлюдной части острова. Из-за нее метро так и не провели в огромный район (300 тысяч жителей)
Впервые о метро рядом со стадионом заговорили в начале 2010-х и уже тогда ошарашили суммой. Медиа писали, что на станцию уйдет от 14 до 23 миллиардов рублей (половина стоимости стадиона), что сделает ее самой дорогой в России. На стоимость влияла сложность строительства: километр путей проходил под водой, сама станция возводилась на намывной территории, отвоеванной у Финского залива.
«Места для станции там не было. Раньше Крестовский остров заканчивался прямо за стадионом. Я помню это, потому что ходил еще на стадион Кирова. Он располагался на самом краю – за ним был залив. Под ЧМ-2018 территорию намыли, построили Яхтенный мост», – рассказывает Sports.ru депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга от партии «Яблоко» Борис Вишневский.
Под «Новокрестовскую» намылили 16,5 гектара земли. Председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству Валерий Калугин в 2012-м говорил, что это обойдется бюджету в 1 миллиард рублей. У Вишневского другая информация: в 2017-м он сказал, что на намыв ушло 2,5 млрд рублей.
Искусственное увеличение площади суши – не главное, что возмущало оппозиционного депутата. Он до сих пор не понимает, зачем на острове построили вторую станцию. «В Заксобрании обсуждалось даже не само строительство, а изменение городского бюджета под строительство, – говорит Вишневский. – Я тогда сказал: «Нет смысла строить станцию, которая большую часть года будет нужна раз в две недели на несколько часов. Все остальное время она окажется просто невостребованной». Кому хочется гулять по острову – для них достаточно станции «Крестовский остров».
Депутат предлагал альтернативу: продлить метро на юго-запад, построив его в Красносельском районе.
«Ради «Новокрестовской» они пересмотрели схему строительства метро, – продолжает Вишневский. – Ради нее заморозили продление Калининско-Красносельской линии. Как тогда, так и сейчас самая загруженная станция в стране – «Проспект ветеранов», где в часы пик просто ад».
Сейчас ближайшая станция для 300 тысяч жителей – «Проспект ветеранов», которая находится в другом районе. Из центра густонаселенного Красносельского района до нее 8 километров по прямой. Для сравнения: жилых домов рядом с «Новокрестовской» нет, ближайший находится в 2,5 километра, причем в сотне метров от него есть другая станция – «Крестовский остров». То есть станция у стадиона действительно нужна лишь для проезда болельщиков.
«Но у наших властей тогда был лозунг «Чемпионат мира все спишет». Все во имя чемпионата мира. Хотя я считал, что на острове достаточно кольцевой линии рельсового трамвая от станции «Крестовский остров». А на больших турнирах болельщиков можно доставлять шаттлами, что и делалось», – говорит Вишневский.
Версию депутата от «Яблока» подтверждает его коллега по Заксобранию от «Партии Роста» Максим Резник. «В очереди действительно стоял Красносельский район, где вообще нет станции метро, – говорит он в комментарии для Sports.ru. – А Крестовский остров – там, во-первых, есть станция. Во-вторых, жители острова нуждаются в станции меньше, чем кто бы то ни было. Это элитный район – там люди используют личный транспорт. Причем не «Жигули» и не «Волги». В Красносельском районе – далеко не элитном – метро гораздо нужнее и важнее».
Несмотря на позицию Вишневского и Резника, Заксобрание приняло поправки в бюджет города.
Уточняю у депутата от «Партии Роста», какие аргументы «за» были у его коллег по местному парламенту. «Никаких. Голосование единороссов, – отвечает Резник. – Они говорили: «Ну, это чемпионат мира, международные обязательства, мы должны, это важно, престиж страны». А я считаю, что престиж страны в том, чтобы людям было удобно жить, а не пыль в глаза пускать. Точно так же сейчас в Петербурге не предпринимается серьезных мер из-за новой волны коронавируса. Ждут, когда пройдут матчи Евро. Важнее ведь картинку показать. А что люди будут болеть и умирать – так это же холопы какие-то, какое это имеет значение».
В этот момент москвичи могут подумать, что проблемы не существует: не построили в Красносельском районе сейчас, так построят через год. Здесь важно знать специфику города. Если за 10 лет в Москве построили 56 станций, то за 10 лет в Питере – всего 10, хотя планировали 41. Каждая станция дается Петербургу с трудом. В ближайшие шесть лет там обещают презентовать восемь станций, но денег на них нет – город запросил поддержку федерального центра.
Ситуация объясняется цифрами из бюджета. В 2021 году на строительство метро город выделил около 10 миллиардов рублей, в 2022-м – до 15 млрд. Москва за три года (2019-2021) заложила на метро более 580 миллиардов рублей.
Петербург все-таки собирается пустить метро в Красносельский район к 2022 году. Правда, «Метрострой» уверяет, что станции «Юго-Западная» и «Путиловская» сдадут в 2023 году, а вице-губернатор Максим Соколов вообще заявляет про 2024 год.
«Это вопрос соотношения и приоритетов, – объясняет депутат Резник. – Должно быть как в семейном бюджете: сначала решаются насущные вопросы (продукты, товары первой необходимости), а потом реализуются хотелки – отпуск в экзотической стране. У нас все наоборот. Люди значения не имеют».
Дисклеймер.
Разговор с Максимом Резником состоялся 14 июня. Через три дня Следственный комитет задержал депутата в качестве подозреваемого по уголовному делу о незаконном обороте наркотиков без цели сбыта. Повод – уголовное дело против его дальнего родственника. 9 марта к тому пришли с обыском и обнаружили «кусты, похожие на сырье для наркотика». В тот момент в помещении находился и Резник, который заехал обсудить семейные вопросы. Родственник трижды менял показания, заявлял о давлении следователей. Резника задержали на следующий день после объявления выборов в парламент Петербурга. Он собирался участвовать в них. Резнику грозит до трех лет лишения свободы.
Затраты на станцию – космос, а строительство шло с задержками. Глава «Метростроя» называл процесс «адом», но клялся, что не сорвет дедлайны
«Новокрестовскую» строили одновременно со следующей станцией на линии – «Беговой». Даже деньги на них выделяли вместе. Итоговая сумма на две станции и перегон – 39 млрд рублей, что всего на 4 млрд рублей дешевле «Газпром Арены» (если верить вице-губернатору Игорю Албину, который говорил про 43 млрд рублей на стадион). 14 из 39 млрд выделил федеральный бюджет.
Большая часть, как и предполагалось, ушла на «Новокрестовскую». Если предположить, что первоначальные оценки в 23 млрд рублей верны, то станция действительно стала одной из самых дорогих в России. По данным стройкомплекса Москвы, в столице 1 км метро вместе со станцией мелкого заложения (глубина «Новокрестовской» – 20 метров) стоит 4,5 миллиарда рублей. То есть на 23 млрд можно было построить 5-километровый перегон и пять станций. За эти деньги в Петербурге построили 2,5-километровый перегон и всего одну станцию. Позднее Счетная палата даже выявила завышение стоимости строительства – правда, всего на 233 млн рублей.
«У меня не было ни сил, ни времени заниматься контролем. Я все-так не могу заниматься всеми городскими проблемами», – объясняет Борис Вишневский, у которого я уточняю, почему про «Новокрестовскую» не выходило антикоррупционных расследований. При этом депутат оговаривается, что даже без воровства станция обошлась в безумную цену: «Перегон к ней пришлось прокладывать под водой, намывать территорию. Плюс мы на болоте стоим. А тут – вообще в заливе».
Исследователь метро и инженер-тоннельщик Дмитрий Графов объяснял «КП», что на строительстве «Новокрестовской» рабочие использовали новую для метро технологию top-down в сочетании с методом «стена в грунте». Ранее их применяли при строительстве «Лахта-центра». «Сначала строители создают будущие стены станции, не раскапывая никакого котлована: прямо в грунте заливаются вертикальные бетонные стены глубиной в 10 этажей, – говорил Графов. – Получается будущая коробка станции. Затем ее защищают потолком. И только потом под потолком начинают вытаскивать грунт».
Кроме бюджетных нарушений счетная палата нашла технологические: указала на затянутые сроки изыскательных работ и добавила, что строительно-монтажные работы начались без разрешения. Про отставание от сроков еще на этапе строительства говорили в администрации Петербурга, например, указывали, что на весну 2016 года из запланированных 1190 метров перегона пройдено только 904. Глава «Метростроя» Вадим Александров во всем винил воду: «Это ад, мы черпаем воду ведрами. Мы все время надеемся, что ситуация улучшится, но пока – нет. Это полный провал».
В один момент депутаты даже усомнились, что «Новокрестовскую» и «Беговую» сдадут до чемпионата мира. Об этом же писала «Фонтанка», которая напомнила, что первые сомнения в дедлайнах появились еще в сентябре 2014 года. Тогда глава Тоннельной ассоциации России Николай Кулагин написал губернатору Георгию Полтавченко, что успеть до ЧМ-2018 нереально, поэтому работы нужно начинать до проведения финального конкурса по выбору подрядчика. Конкурс в итоге провели в декабре 2014-го, строить начали в сентябре 2015-го, но не дождались всех разрешений (их выдали только в октябре, без разрешений «Метрострой» освоил 1,5 млрд рублей), на что и указала счетная палата.
Станции и перегоны, которые обычно строят четыре года, в Петербурге сдали быстрее чем за три, – опоздали на старте, но догнали потом. Как и обещал глава «Метростроя» Александров – в 2015-м он поклялся, что не сорвет дедлайны.
После открытия на «Новокрестовской» нашли кучу нарушений. Прошел ЧМ – ее закрыли на реконструкцию, а новое открытие несколько раз переносили
«Новокрестовскую» (как и Беговую») открыли 28 мая 2018-го – за две недели до старта чемпионата мира и за три недели до выдачи разрешения на эксплуатацию (Госстройнадзор выписал его только 15 июня). Правда, даже в день открытия никто не знал, будет ли станция работать после турнира.
Вопрос решали по ситуации – и решили положительно. Станцию не закрыли, но пассажиры жаловались на недоделки. «Начались протечки, все отваливалось, – вспоминает Борис Вишневский из «Яблока». – Потому что делали в спешке. И ладно бы только этой станции касалось, но недавно был на Беговой – там траволаторы два года не работают. Я направлял запрос с просьбой сообщить, когда их починят. Устно мне отвечают, что не хватает каких-то деталей, которые делали в одном месте в Европе, а теперь не делают – и они не понимают, как решить проблему».
«Новокрестовской» возмущались в том числе пользователи Sports.ru:
«Надеюсь, Газпром выделит деньги на ремонт станции, а то отвалившаяся плитка, неработающие эскалаторы и протекающая крыша – это просто позорище».
«На станции с самого открытия творится полный трэш. Эскалаторы не работают, плитка отваливается везде на головы, вода (и не вода) по стенам течет».
В соцсетях регулярно появлялись фото и видео с новыми проблемами. В июле 2018-го пассажиры заметили, как по стенам рядом с эскалаторами льется вода. В августе 2018-го на ремонт закрыли траволаторы. В сентябре 2018-го стала отваливаться и падать на эскалаторы настенная плитка. В январе 2019-го плитку полностью сняли, чтобы стена не рухнула, и закрыли бетон полиэтиленом.
В тот момент не выдержал даже вице-губернатор Игорь Албин, который рассказал, что за полгода у Метрополитена накопилось более тысячи претензий к двум станциям. На «Новокрестовскую» пришлось более 700 из них.
В «Метрострое» признавали замечания, говорили, что устранят их по гарантии, и добавляли, что недоделки не влияют на безопасность пассажиров. Источники «Фонтанки» объясняли, что среди тысячи косяков есть, например, такие: открывающаяся вовнутрь дверь в помещение кассиров, которая должна открываться наружу; нехватка глазка и дверной цепочки; царапины на облицовке; разная высота ступеней и перепад в уровне пола. При этом десятки претензий оказались серьезными и касались «водопроявлений».
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга парировали, что «незначительные водопроявления через железобетонные конструкции являются нормой в подземных сооружениях, это некритично». Глава Тоннельной ассоциации Кулагин подтверждал, что «все станции текут», и добавлял, что на «Новокрестовской» они заметнее остальных из-за недоделок строителей: «Не успели к сроку, некачественно сделали гидроизоляцию. Теперь вовсю постфактум поправляют: нагнетают растворы – и воды становится значительно меньше».
Инженер-тоннельщик Графов находил еще одну причину протечек – неглубокое заложение станции: «Водопроявления в таких слоях грунта ожидаемы в больших объемах, а потому требуются дополнительные ресурсы для отвода воды, обслуживания насосов, выхода технических специалистов. Мелкое заложение было продиктовано большой экономией времени строительства. Получилось ли сэкономить ресурсы на эксплуатации в долгосрочной перспективе – покажет только время».
Чтобы исправить недоделки, «Метрострой» запускал на станцию рабочих по ночам. В целом это нельзя было назвать ремонтом по гарантии – срок контракта на строительство истекал только в конце декабря 2018 года, то есть объект сдали на полгода раньше официального графика.
Шести месяцев для устранения косяков не хватило. Тогда власти объявили новый дедлайн – декабрь 2019 года. Он наступил, но работы не заканчивались.
• 2 апреля 2020-го «Новокрестовская» закрылась. Официальной причиной назвали пандемию коронавируса, хотя как она повлияла на станцию, которой в обычный день пользовалась пара тысяч человек – неизвестно.
• В июле 2020-го администрация честно объявила, что метро у «Газпром Арены» закрыто на ремонт, а откроется осенью.
• В октябре в метрополитене рассказали, что «сложная финансовая ситуация в «Метрострое» не позволила завершить все работы в срок, поэтому он перенесен на декабрь».
• В декабре 2020-го – то есть спустя 2,5 года после сдачи в эксплуатацию – «Новокрестовская» все еще была не готова. Так сорвался пятый дедлайн. Дальше администрация, метрополитен и «Метрострой» не называли новые сроки. Только в апреле 2021-го в комитете по развитию транспортной инфраструктуры осторожно говорили, что «основные работы» планируется завершить к маю. Чтобы точно успеть, на объекте еженедельно устраивали совещания.
К маю станцию, конечно, не закончили. Открыли только 11 июня 2021-го – в день старта Евро. Медиа писали, что за время ремонта рабочие устранили 708 нарушений. В «Метрострое» заверили, что ремонт проводился по гарантии, которая длится пять лет. Правда, это может быть полуправдой: сейчас компания находится в процессе банкротства, и собственных денег у нее не много. Именно из-за этого вторая сдача станции постоянно сдвигалась. Загадочно прозвучало и заявление вице-губернатора Максима Соколова, как будто бы город вкладывался не только в строительство, но и в реконструкцию: «Сколько было потрачено – это уже в прошлом. Мы сделали так, чтобы станция соответствовала всем требованиям – и строительным, и по безопасности метрополитена».
Топонимическая комиссия отказалась переименовать «Новокрестовскую» в «Зенит» с первой попытки. Заседание переносили, в дело, кажется, вмешались большие люди
Параллельно с ремонтом развивалась история с переименованием станции в «Зенит». С таким предложением в сентябре 2019-го выступило руководство клуба.
Через два месяца администрация организовала опрос жителей на сайте Смольного. Еще через месяц объявили, что петербуржцы выступили против: «за» переменование проголосовали 47,75%, «против» – 50,9%, остальные не определились.
В декабре 2019-го решение большинством голосов поддержала топонимическая комиссия Петербурга: восемь человек – «за», десять – «против».
Про итоги двух голосований местные медиа писали неохотно. Больше цитировали городской комитет по культуре, который обещал продлить опрос, потому что хотел изучить мнение большинства жителей города.
В итоге голосование не продлили, новых соцопросов не устраивали. Тема затихла на полгода, пока летом 2020-го «Зенит» не выиграл очередное чемпионство. Это случилось 5 июля, а уже через пять дней топонимическая комиссия собралась снова и поддержала переименование «Новокрестовской» в «Зенит»: 17 человек – «за», 6 – «против», 3 – воздержались.
«За» голосовал в том числе депутат Заксобрания Алексей Цивилев, который в декабре 2019-го выступал «против». «Топонимическая комиссия всегда консервативна, потому что она стоит на страже истории города. Любой символ, тот же топоним «Новокрестовская» – это история города. Поэтому я тогда придерживался консервативной позиции и делал это осознанно. Но когда есть победа или происходят какие-то радостные события, мы всегда это отмечаем на уровне города», – объяснял изменившуюся позицию депутат из «Единой России».
По словам гендиректора «Зенита» Александра Медведева, расходы по переименованию взял на себя «Зенит». Деньги требовались на замену всех городских схем, карт и других носителей. Сумма затрат «Зенита» не называлась. Гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров предполагал, что речь идет о 15 миллионах рублей.
Мнение Бурмистрова: «Газпром» заплатил не только за переименование, но и за ремонт станции – около 100 млн рублей. О том, что корпорация поможет городу с реконструкцией, говорили источники «Коммерсанта» в администрации Петербурга. Вероятно, из-за этого вице-губернатор Соколов так и не раскрыл бюджет на переделки и не объяснил, кто их финансировал.
Ремонт на станции до сих пор не закончен, а после Евро она будет работать в лайт-режиме (откроют всего один вестибюль)
Если вы наконец выдохнули и решили, что все проблемы «Зенита» в прошлом, то зря.
На повторном открытии 11 июня строители рассказали журналистам, что некоторые инженерные системы, включая пассажирские конвейеры и лифты, только готовятся к пуску и наладке.
Но и это не все. Теперь за дело взялся «Газпром». После переименования станции корпорация решила оформить все в клубных цветах, отделать стены символикой, а в витринах разместить кубки. Пока из задуманного осуществили только последний пункт – реплики трофеев союзного времени и России действительно стоят за стеклом, правда, выглядят странно. Например, старый кубок за победу в РПЛ выполнен из белого материала – как будто он не хрустальный, как настоящий, а мраморный.
Основные работы архитектурное бюро Arch Group проведет после Евро. «Желание у «Газпрома» никуда не пропало, но мешают многочисленные бюрократические процедуры. Чтобы провести эти работы, нужно получить множество согласований, каждый болтик согласовать», – говорит источник «Делового Петербурга» в транспортном блоке города.
Метрополитену неизвестны новые дедлайны по реновации, то есть она снова может длиться годами. Пока существует ясность только по благоустройству вокруг станции – его закончат в ноябре 2021-го.
Но даже когда все работы закончатся, станция «Зенит» не заработает в полную силу. Как заявил на повторном открытии вице-губернатор Соколов, после Евро станция будет действовать в облегченном режиме: «Опыт после чемпионата мира показал нам, что для пассажиров достаточно одного вестибюля – Южного».
Цифры подтверждают логику чиновника: в дни матчей ЧМ-2018 станция принимала по 40 тысяч пассажиров, в 2019-м – по 5 тысяч в выходные и по 3 тысячи в будни.
«Я сразу предупреждал, что так будет, – замечает на это Борис Вишневский. – Но власть так расставляет приоритеты из-за прямой установки федерального центра – любой ценой обеспечить эффектное проведение чемпионата мира. На это бросали все силы».
«Это идет от системы, – соглашается Максим Резник. – Она носит антинародный характер. Любая политика завязана на деньгах. Деньги – это бюджет, общая копилка. И копилка тратится на тех, кто обладает неограниченной и несменяемой властью».
Питер потратил на Евро намного больше других городов, хотя в городе не ждали вала туристов. Как так?
Фото: РИА Новости/Александр Гальперин, Михаил Киреев, Алексей Даничев
В нормальной стране за эти 23млрд рублей (а это на секундочку, больше 300млн долларов), целый жилой комплекс бы отстроили как минимум
А у нас половина этих денег по карманам разошлись
А о качестве и скорости постройки даже говорить нечего
"в сотне метров от стадиона находится другая станция - "Крестовский остров" - нет, она находится в двух километрах.
В тексте полностью игнорируется факт постройки станции "Беговая" (900 тысяч человек в месяц), которой не было бы без "Зенита" - по нормам безопасности длина перегона не может превышать 3 км, расстояние от Беговой до Приморской почти 5 км.
У нас ужасно строится метро, у нас отвратительно управляют городом, но неужели нельзя написать об этом объективно?
2. Приравнивать по стоимоистии перегон под морским дном с перегоном мелкого заложения (по сути ямой в земле) — неверно.
Еще много есть мест в городе, где нужно метро, но открывают станции только в Москве.
Деньги на метро к стадиону давали из бюджета РФ на подготовку к ЧМ. Если вы можете объяснить как станции на Юго-Западе "привязать" в Чемпионату мира по футболу - флаг вам в руки.
Это один из главных проектов в карьере председателя Комитета министров Витте
Новокрестовская возможно и не самая нужная в городе станция, но ее строили как часть важной ветки. Следующая станция Беговая (построена) Далее Туристская , потом Шуваловский. Последение 2 пока не ясно когда сдадут
Район Шуваловского проспекта(северный отрезок) кстати тоже то еще местечко. И так уже 100500 домов построено. И еще столько же будет. Я хз как и сколько по времени люди оттуда добираются до центра на общественном транспорте.
Проблема Питера реально в том, что станции надо строить во всех направлениях.
Вишневский и Резник единственные нормальные депутаты в ЗакСе, что будет после этой осени с ними и с городом, представить себе страшно.
Цивилев относительно вменяемый человек, хоть и едрос. Тут понятно по объяснению, что своей головой подумать не дали особо.
Газпром хоть что-то нормально делает в городе, пусть и своеобразно. И станцию, хочется верить, доделает вопреки Беглову и компании.
Не мэрия, а аппарат губернатора.
"Проспект Ветеранов".
На ЮЗе без метро действительно ад. На Ветеранов по утрам тоже. Около половины открытых за последние годы станций вообще непонятно зачем нужны: Волковской 2 человека в час пользуются, пока, например, Полюстрово и ЮЗ задыхаются в пробках.
Станция "Зенит" не нужна. Если людям тяжело дойти по парку несколько километров до стадиона, им не футбол смотреть надо, а своим здоровьем заниматься. Побегать там, поприседать.
Место для стадиона очень неудачное. Помимо красивой телевизионной картинки никаких плюсов. Добираться неудобно, местным на Крестовском он как заноза с вечно пьяными болельщиками, грузовиками Росгвардии и прочим. Самое плохое, что можно было сделать с элитным районом. Такое впечатление, что у кого-то была ностальгия по трамвайчикам до Кирова, поэтому том же месте решили строить.
Странно, что Головин вместо мнений специалистов, ссылается на скандального персонажа типа Вишневского. Хотя это такой уровень журналистского расследования. Говорят, что ремонт станции стоит столько-то, Вишневский утверждает, что на лярд больше (не ссылаясь при этом ни на что). Вероятно, верить должны именно Вишневскому))
...
неужели нельзя написать об этом объективно?"
Ответ немного предсказуем. Спортсру такие же пропагандисты, в негативном смысле этого слова, как и те широко известные журналисты, к кому этот термин уже давным давно приклеился.