9 мин.

Рядом со смертью

 

Хейден

За год до травмы, в сезоне 2011 Ди Джей Хейден (№2) попал в первую сборную своей конференции, сыграв в сезоне всего 9  игр. Фото: Bob Levey/Getty Images (North America) 

Бывало, что вы прокручивали в памяти какое-то событие и говорили, вот если бы я только сделал это... или вот если бы я только сделал то...? Когда речь заходит о душераздирающей истории корнербека Ди Джея Хейдена, понимаешь, что если бы хоть кто-нибудь начал тогда задумываться подобным образом, то участника драфта 2013 сегодня не было бы в живых.

Это произошло 6 ноября 2012 года во время полноконтактной тренировки в университете Хьюстона. Хейден и еще один корнербек команды, первогодка Тревон Стюарт, были на разных сторонах поля. Надо сказать, что Стюарт буквально идеализировал Ди Джея. У него даже была фотография Хейдена со времен учебы того в Наварро Джуниор. Когда они вместе оказались в Университете Хьюстона, Ди Джей во всем помогал Стюарту. "Я действительно взял его под свое крыло, как младшего брата", - говорил Хейден. Это кажется невероятным и абсолютно нелепым, но Тревон едва не убил своего опекуна.

Один из ресиверов побежал по своему маршруту, мяч уже был брошен и находился в воздухе. Хейден намеревался его перехватить, то же самое хотел сделать и Стюарт. Они столкнулись. Коленом Стюарт попал Хейдену прямо в грудь. Они оба упали на землю. Даже после повтора эпизод казался абсолютно безобидным. Но Хейден оставался на газоне. Первоначально ему показалось, что его будто ветром отбросило, но он не двигался.

Как обычно, Майк "Док" О`Ши стоял за бровкой и периодически бросал взгляд на тренировку состава защитников. О`Ши работал в Университете Хьюстона уже 20 лет. И спортивным врачом уже 46 лет. Он думал, что видел все... до 6 ноября.

"Когда все произошло, я осмотрел его, и его грудь была повреждена. Что-то подсказало мне в тот момент, что не все было так просто", - сказал О`Ши. "И поэтому, я просто сказал себе, что что-то не так".

О`Ши был первым, кто отвечал за Хейдена в тот момент. Он стал первым звеном в цепочке решений, что спасли Ди Джэю жизнь. И почему он сделал именно то, что сделал, никогда не бывав в такой ситуации? Он следовал своим внутренним инстинктам.

Изначально Хейдена увезли с поля, а не сопроводили в раздевалку пешком. Это спасло минуты. Затем, уже в раздевалке, О`Ши не позволил Хейдену принять душ. Это также сохранило драгоценное время. Даже через некоторое время после столкновения Хейден все еще плохо дышал. Его морозило и трясло. Он терял кровь, но не знал об этом. Внезапно его левый глаз перестал что-либо видеть, кроме звездочек. О`Ши затребовал машину скорой помощи, и один из его помощников вызвал 911. О`Ши запрыгнул в машину, чтобы ехать в Обучающую Больницу, куда Университет Хьюстона отправлял своих спортсменов. Но парамедики вместо этого повезли их в Техасский Институт Травмы Памяти Херманна.

Хейден

В центре травмы, доктора Рон Альбарадо уже уведомили о том, что они будут иметь дело с футбольной травмой.

"Обычно, мы имеем с травмами после ударов шлемом в живот, коленом в живот, травмами печени, селезенки. Это то, с чем мы работаем постоянно", - сказал Альбарадо, хирург-травматолог, ответственный за операционную бригаду.

Врачи, пока скорая еще находится в пути, получают извещение об основных жизненных показателях пациента, который к ним едет. Обычно, это одна страница с самыми необходимыми данными. Но на этот раз было прислано еще и экстренное сообщение. "Обычно они присылают его нам, когда хотят сказать, что картина не совсем типична. Мы узнали, что жизненные показатели Хейдена хуже тех, что бывают в таких ситуациях. Это делается еще и для того, чтобы мы были настороже, так как может случиться ситуация, которой мы не ожидаем", - сказал Альбарадо. "Парамедики очень редко присылают такие извещения. Поэтому мы быстрее приготовились и спустились в отделение скорой помощи".

Когда Хейдена привезли, он сидел в машине и разговаривал. Хороший знак? Возможно единственный. Ультразвуковое исследование выявило внутреннее кровотечение, но доктора думали, что причина в повреждении печени или селезенки. Ди Джей же чувствовал себя неплохо и уж что-что, а чувство юмора его не пострадало. Потому что ответом на фразу врачей, что у него внутреннее кровотечение и его будут оперировать, было следующее: "Только не испортите мой пресс".

Но когда операционная бригада вскрыла брюшную полость, они не нашли там того, что предполагали увидеть. "Мы нашли кровь, но не нашли повреждений печени или селезенки, но я обнаружил, что кровь стекала откуда-то сверху, из груди", - сказал Альбарадо. "И в тот момент ситуация изменилась коренным образом: от рутинной, на которую мы шли, до той, с которой мы никак не ожидали столкнуться". 

Это то время, когда напряжение нарастает. Они вскрыли грудину и обнаружили травму, которую никогда не видели в спорте.

Нижняя полая вена (1) собирает кровь от нижних конечностей, впадает в правое предсердие (2). Затем кровь попадает в правый желудочек (3)

Heart

 

"Основной кровеносный сосуд, нижняя полая вена, несущая кровь от всей нижней половины тела к сердцу, была почти полностью оторвана от него", - сказал Альбарадо. "Это был необычный рабочий день. Когда парня привозят в операционную прямо с футбольного поля с травмой, которую мы и вне спорта редко видели, - сказал доктор Уолтер Лоу, командный врач Университета Хьюстона и команды НФЛ Хьюстон Тексанс. "Это беспрецедентно для спорта. Такое бывает при автомобильных авариях, но не на спортивных аренах".

В тот момент, когда грудина была вскрыта, жизненные показатели Хейдена начали снижаться один за другим. Ему перелили тройной объем крови взрослого человека. Струя крови, изливающаяся из его нижней полой вены, по сути напоминала гейзер. Это заставило доктора Альбарадо делать ту единственную вещь, которую он мог сделать в этой ситуации.

"Я пережал пальцами вену, дабы дать бригаде время на подготовку. У Ди Джея оставалось не так много собственной крови. Он был в 5 минутах от смерти, когда мы добрались до его сердца. У него оставался очень небольшой жизненный резерв. Он подвергся стрессу большой операции. Тем более операции на открытом сердце".

Через 2 с половиной часа, операция завершилась. Альбарадо сравнил восстановление целостности нижней полой вены с попытками сшить мокрые листы тонкой бумаги; каждый шов, что он накладывал, мог привести к еще большей несостоятельности. "Это была травма несовместимая с жизнью, разве только все бы сработали идеально", - сказал Альбарадо. 

И им удалось это.

Когда Хейден проснулся на следующий день в реанимационном отделении, он не имел ни малейшего представления о том, что с ним произошло. О характере операции или как близко он был от смерти.

Хейден

"Я сказал, что у меня завтра тест. И я такой, постойте, я не смогу играть? Они говорят, что нет, не смогу. Я такой, черт... и заорал".

Его мама, Тори, пыталась выяснить перспективы ее сына. Только тогда Хейден понял, что с ним произошло.

"Я сказала ему, что его нижняя полая вена оторвалась, и они пришили ее на место, плюс он потерял очень много крови. Я рассказала, что в 95 % случаев это фатально и он мог умереть".

Обычно пациенты проводят до 6 недель в больнице, восстанавливаясь после таких операций; Хейден был там 6 дней. Но эти дни - и те, что последовали за ними - были наполнены неуверенностью в себе. И еще этот шрам, начинавшийся от основания шеи и затем шедший вниз через все туловище.

"Почему я должен пройти через такую сильную боль? Просто, почему именно я? Почему? Это был самый сложный момент", - вспоминает Хейден. "Я боялся каждого раза, когда мое сердце начинало биться быстро. Я нервничал, потому что думал, что моя вена может снова оторваться".

Хейден потерял 25 фунтов. Футбол, казалось, был последним, о чем он думал. Он дома-то по лестнице поднимался с трудом. А ведь речь идет об одном из лучших корнербеков 2012 года. Однако, будучи элитным атлетом, физически он восстанавливался довольно быстро. Морально тоже все было неплохо - он начал общаться с партнерами сразу, как только выписался из больницы. Он был приятно удивлен, что игроки приходили на все командные встречи. Они всячески помогали и Тревону Стюарту, которого терзало чувство вины после того столкновения, что привело к таким серьезным последствиям.

Хейден

Какая команда НФЛ поверит в Хейдена?

Когда Хейден выступал перед партнерами, он поведал о том, что с ним случилось. Все напоминало игру "покажи и расскажи". Он рисовал картинки сердца - похожие на детские рисунки - с трубкой, выходящей снизу (нижняя полая вена), которая была оторвана. 

Комната наполнялась тишиной, так как игроки представляли размах травмы и то положение, в котором находился Хейден. Но это не те моменты, вспомнив которые в будущем, Хейден проронит слезу. Этим моментом будет последняя домашняя игра Хьюстона в сезоне 2012 года, где на джерси каждого игрока на всю спину красовались буквы Х-Е-Й-Д-Е-Н. Эта идея по-настоящему поразила Хейдена.

Прогноз по полному восстановлению после подобных операций - год. Прошло 4 месяца, как Хейден выписался и вот он уже бежит 40 ярдов за 4,3 сек. на показательной тренировке Университета Хьюстона. 

"Он ходячее медицинское чудо", - сказал Лоу. "Это одна из тех вещей, возвращаясь к которым мысленно, ты переполняешься гордостью. Когда врачи, которым доверяешь, делают то, что должны. Когда молодые игроки, которым доверяешь, делают то, что должны. Когда парамедики, которым доверяешь, делают то, что должны. Это был день, когда каждый сделал все правильно. И благодаря этому ты вспоминаешь этот день с хорошими чувствами. Это был сказочный конец".

Какой будет следующая глава этой истории? Под каким номером выберут Хейдена на драфте? Гуру драфта из NFL Network Майк Мэйок оценивает Ди Джея, как возможного представителя первого раунда. Мэйок говорит, что есть менеджер, который просто мечтает взять Хейдена, но в 3 раунде, и то только по причине его медицинской истории. Если бы не было неуверенности в будущем здравии Хейдена, то он взял бы его в первом раунде.

32 команды, 32 разных медицинских заключения. Некоторые вычеркнули Ди Джея из своих списков. Кто-то готов взять его "на флажке". Третьих беспокоит, как долго он сможет показывать такие результаты, как на 40 ярдах. Один из тренеров Американской Конференции НФЛ оценил уровень Хейдена в районе конца 3 или 4 раунда. А как представителя 5 раунда его ценность сомнений точно не вызывает.

Споры по его медицинскому статусу еще долго не утихнут. Вопросы остаются, так как его случай беспрецедентен. Сможет ли он полноценно идти в контакт? Даже не столько физически, сколько морально?

"Мне просто нужно сделать один тэкл", - утверждает Хейден. "Мне просто нужно прочувствовать это. Сбросить это оцепенение. Ведь я не играл несколько месяцев. Как только я сброшу с себя этот груз, я буду в норме".  

 

Оригинал статьи 

Фото в тексте: csnhouston.com

                        Wikimedia Commons

                        Nick de la Torre/ Houston Chronicle