3 мин.

Открытие Арена глазами кузьмича

Финансовый кризис, в котором постоянно находится наша страна, заставил меня отказаться от билетов на боковые сектора центральной трибуны за 2200 рублей. Тем более, что болельщик Спартака, с которым мы шли на матч, на них уже был: если взять место поближе к центру, достанется вид на стекло с балками, из которых состоит заграждение между секторами. Довольно странное архитектурное решение: лично мне сложно представить агрессивную кузьму, которая вдруг захочет попасть на более центральный сектор. Такая же бессмысленная конструкция стоит и в Химках, а вот на Локомотиве ее, например, нет, и последствий ее отстутствия стадион не ощутил ни разу за 12 лет существования.

Вид с центральной трибуны

Стадион напомнил мне бразильские арены, на которых удалось побывать этим летом: до своего сектора нужно преодолеть приличное расстояние через пустынные поля, параллельно наслаждаясь видами на недостроенные объекты. После 15 минут увлекательной прогулки зритель трибуны D попадает в очередь на 40 минут (на футболе я такие видел только у касс). По мере продвижения обнаруживаются интересные подробности логистики фанатских потоков. Сначала болельщики, которые пытаются честно попасть на свой сектор, должны преодолеть живое ограждение из полицейских. Затем начинается полоса препятствий, в ходе которой нужно 3 раза подлезть под ограждение такого типа (к сожалению, времени сфотографировать оригинал не было). После чего попадаешь к турникетам и металлоискателям (к части из них выстраивается очередь, часть расположена сбоку таким образом, что к ним догадываешься пойти только после того, как об этом настойчиво попросит человек с мегафоном). Как таковой проверки не было: стюард пропустил меня без осмотра. Это, конечно, должно радовать, но непонятно, ради чего затевалась такая длинная людская пробка.

Конечно, болельщик Локомотива не должен ожидать хорошего отношения к себе на вражеском стадионе. Но дело в том, что со всеми этими проблемы я столкнулся, будучи посетителем южной трибуны, которая была полностью заполена спартаковцами (фанатам Локо выделили небольшой уголок между югом и востоком). Контингент там, кстати, интересный: вокруг меня были в основном болельщики, которых я обычно вижу на центральных секторах (один даже загадил сектор семечками). При этом все стоят (зачастую не на своих местах) и пытаются поддерживать заряды, которые заводит активный фанатский север. Семья с ребенком, которая стояла передо мной, явно не ожидала, что попадет на сектор, являющийся, по сути, фанатским (исключаю вариант, что родители хотели сводить сына в место, где взрослые люди каждые 5 минут призывают заняться оральным удовлетворением). Тем не менее, когда я бурно праздновал гол Фернандеша, никого физического или даже вербального воздействия по отношению ко мне не осуществлялось, что явно указывает на кузьмичную суть большинства болельщиков, окружавших меня.

Будут ли эти кузьмичи и дальше платить 900 рублей за возможность постоять лишние 40 минут на морозе, поучаствовать в полосе препятствий, а также посмотреть унылый спартаковский футбол с худших мест на стадионе? Или 2200 рублей за то, чтобы посмотреть матч через стекло? Лояльность у всех болельщиков примерно одинакова, и преимущество спартаковских в том, что их очень много, поэтому на место одних придут другие. Что будет, когда они закончатся, мы можем видеть на примере Локомотива. Повышение цен + плохой сервис + скучная игра + отсутствие результатов = 7 тысяч зрителей на игре с Тереком (в число которых определенно включены владельцы абонементов, проигнорировшие матч). Конечно, у Спартака не будет такой посещаемости. Но об аншлагах с таким отношением придется забыть. Пока стадион является не готовым к проведению матчей, все больше самых важных для клуба болельщиков после посещения арены будет склоняться к другим способам просмотра футбола. Вернуть их будет очень сложно.