6 мин.

Край «Краснодара». Илья Казаков – о Сергее Галицком

Краснодар – футбольный город. С ним связано немало историй из прошлого, но самое главное, есть и такие, которые творятся сейчас. Одна из них – «Краснодар» Сергея Галицкого.

Зимой 2005-го здесь начал поход за Кубком УЕФА ЦСКА. Старенький стадион был забит плотно, болел за армейцев отчаянно – и не случайно, что после лиссабонского триуфма москвичи привезли на юг свой первый большой трофей. Восемь лет прошло с той поры, а гол бразильского форварда Вагнера Лава перед глазами: убежал, обыграл, забил. Те 2:0 мало кому представлялись первым серьезным шагом ЦСКА на пути к Кубку. Армейцы бились за свою репутацию, заодно и помогли России получить второе место в Лиге чемпионов. Но памятна радость Газзаева.Осенью того же 2005-го Краснодар засвидетельствовал малообъяснимое поражение «молодежки». Когда речь заходит о той сборной Чернышова, вспоминают 1:5 в Бреннбю с пенальти, удалениями, «судьей-скандинавом», «РФС нас бросил» и так далее. Но полное опустошение наступило в том цикле еще до Дании. 0:1 на глазах у заполненного стадиона – с Акинфеевым, Быстровым, Билялетдиновым, Саенко, Жирковым, и полное непонимание того, что произошло. Потом я долго не приезжал в Краснодар, до прошлой осени, когда Капелло привез сборную на юг страны. Полный стадион, пришедший на национальную команду, ощущение праздника, удивительный Клинсманн, с годами только добавивший в элегантности, два чудо-года американцев – это был один из самых приятных товарищеских матчей. Плюс ко всему – долгая беседа с Красножаном, уволенным через несколько недель из «Кубани», когда команда шла на четвертом месте.

***

Последний визит в Краснодар вышел эмоционально схожим со всеми предыдущими. «Кубань» – «Фейеноорд», историческая победа над клубом, в чьей коллекции есть еврокубок, новый рекорд посещаемости стадиона. И конечно же обстоятельный разговор с Сергеем Галицким. Теперь я понимаю, почему каждое его интервью растаскивают на десятки цитат. Президент «Краснодара» эмоционален, откровенен, умен и подкован. В общем, находка для журналистов. Да и не только для нас.«Какой же вы высокий» – это были первые слова, сказанные мной при встрече. Галицкий не шел, а летел быстрым шагом. Поспеть за ним было не самой простой задачей. Он улыбнулся, и мы сразу же заговорили. Естественно, о футболе. Галицкого интересовало все: за кого я болею, что считаю критерием уровня тренера, какие новости в нашем журналистком мире. Можно было позавидовать тому, как пытливо он интересуется происходящим, как ему интересен футбол и как эмоционально он готов биться за свои права и интересы. Конечно, мы поговорили об «Анжи». Нет человека, кого сегодня не волновала бы эта тема. Галицкий сказал фразу, заставившую меня серьезнее отнестись к версии о здоровье Керимова как к главной причине перемен в клубе.– Мне сложно до конца матч своей команды досмотреть, потому что я безумно переживаю. Вроде бы миллиардер, успешный состоявшийся человек, чей «Краснодар» за пять лет существования превратился в крепкого середняка Премьер-лиги при абсолютно нормальных затратах на команду подобного уровня. Вроде бы у клуба нет сверхзадач, нет ощущения, что его безопасности что-то может угрожать. Но президент стрессует раз в неделю. Это к вопросу о неравнодушии.

Запомнилась другая фраза – о работе с болельщиками, его недоумение, как в более располагающих условиях клубы имеют невысокую посещаемость домашних матчей. И удовлетворение в словах, что на «Краснодар» уже приходит под десять тысяч, притом что изначально приходилось воевать за эту территорию. Как бы кто ни старался в Питере, создать там вторую команду, ставшую хотя бы в максимальном отдалении альтернативой «Зениту», не удавалось – будь то «Динамо» или «Петротрест». Галицкий эту задачу решил вопреки тому, что «Кубань» на сегодня – самая посещаемая команда Премьер-лиги.– Знаете, – сказал я ему, – у меня ощущение, что взлет «Кубани» пришелся на момент появления «Краснодара». Тот самый случай, когда возникающая конкуренция толкает вперед участников процесса.Президент «быков» не согласился. Ему подобные размышления, подозреваю, приходится слышать раз на дню, а то и чаще. Он ответил, что это было бы не совсем корректно по отношению к «Кубани», а потом, разрушая все мои стереотипы о природе взаимоотношений между краснодарскими клубами, исключительно лестно отозвался о селекции желто-зеленых, о работе их спортивного директора Сергея Доронченко, о владельце Олеге Мкртчане. Это не было интервью, наш футбольный мир часто резок в оценках по отношению друг к другу, тем удивительнее было слышать настолько сдержанные и уважительные слова.

***

Потом мы поговорили о Кубке мира-2018. Об общем недоумении от факта отсутствия самого футбольного города России наравне с Москвой и Санкт-Петербургом в числе хозяев чемпионата. О надеждах, которые вопреки всему теплятся в умах краснодарцев. О Премьер-лиге. О сборной. Об испанской Примере и английской Премьер-лиге. О Слуцком, Черчесове, Гордееве и Овчинникове. О Василенко, перебравшимся из «Краснодара» в «Урал» транзитом через «Анжи». О телевидении и РФС. О дортмундской «Боруссии», ее тренере, философии, менеджменте, чудо-комнате с компьютерными стимуляторами. О налоге на иностранных тренеров. О детях, которые занимаются в академии «Краснодара». О пари со Слуцким и желании оформить его нотариально.Мне было невероятно интересно. Надеюсь, ему тоже. В середине разговора я сказал, кого он мне напоминает. Молодого Рината Ахметова, в конце девяностых только-только начинавшего превращать «Шахтер» в солидный европейский клуб. Галицкий ничего не сказал в ответ, но мне показалось, сравнение ему понравилось.  После этого я вспомнил апокриф, рассказывающий, как и когда Ахметов заболел футболом и спросил,  как это было с президентом краснодарцев.Оказалось все просто. Галицкий занимался футболом в школе «Кубани», но быстро понял, что у него нет шансов вырасти в игрока высокого класса, после чего он завязал с этим делом.Когда я это услышал, стало понятно, что: а) «Краснодар» – это надолго, и б) «Краснодар» – это серьезно. Человек с таким психотипом не ввязался бы в подобную рубку, имея в голове сформировавшуюся много лет назад матрицу: участвовать, так побеждать.Мы еще говорили об «Арсенале» и Венгере. О том, как научиться тратить на трансферном рынке после многих лет экономии, когда стадион уже построен. Говорили о стадионе «Краснодара», который должен быть построен за два года и будет к тому же архитектурно узнаваем. Здесь возникла еще одна параллель с Ахметовым, обеспеченным человеком, для которого так важна «малая родина». Я хотел спросить, когда Галицкий думает увидеть свой клуб в Лиге чемпионов, но передумал. В таком разговоре это было бы преждевременно.

Текст: Илья Казаков

 

 

Что ждать от сборной России? Какую газировку завозил Невио Скала в «Спартак»? Почему появление в Черчесова в «Амкаре» – один из главных трансферов межсезонья? Какие тактические схемы применяют соперники наших команд в еврокубках и что интересного можно подчеркнуть в игре каждого из них? Что ждать от российских клубов в Лиге чемпионов и Лиге Европы? Как Бэйл переходил в «Реал» и что особенного было в трансфере Феллайни в «Манчестер Юнайтед»? Об это и многом другом – в новом номере еженедельника «Футбол»!

Присоединяйтесь к еженедельнику «Футбол» в соцсетях: