11 мин.

Сам себе режиссер. Как делается фанатское телевидение

Телеканал, круглосуточно транслирующий программы о любимой команде, – мечта любого болельщика. Но не у каждого фаната хватает терпения дождаться появления качественного клубного канала. Некоторые болельщики предпочитают взять в руки камеры и начать работу над собственным телевидением. Еженедельник «Футбол» рассказывает о самых интересных программах, сделанных фанатами.

 

Джигурда и Шмурнов

Нечеловеческий рык в одном из переулков рядом с Тверской напоминал те, что звучат в фильмах ужасов, и намекал, что идти туда не надо. Хотя по всем признакам именно там находились офисные помещения, в которых квартирует ФКСМ-ТВ – интернет-телевидение спартаковских болельщиков. Выдохнув, иду на свет вглубь темного переулка и вижу обладателя таинственного голоса. Это последний человек, которого ожидаешь встретить по дороге на запись футбольной программы, – Никита Джигурда. В солнечных очках и килте, несколько контрастировавших с морозным февральским вечером. Источником же света оказывается камера, снимающая рычания Джигурды про «какого-то чувака».

Не став дожидаться момента, когда маэстро начнет читать свои знаменитые матерные стихи, толкаю входную дверь близлежащего здания. Конторы тянутся вдоль всего первого этажа, причем нужные мне находятся в самом конце и спрятаны они за дверью с табличкой «Коллегия адвокатов». Определенная логика в этом есть: интересы болельщиков, как правило, у нас защищают сами болельщики.

Слева – гримерка, она же аппаратная, напротив – собственно студия ФКСМ-ТВ, в которую, подобно трамвайным рельсам, тянутся многочисленные шнуры. Студия делится на две части. В одной сконцентрирована мягкая мебель красного цвета, в другой – светлый стол, имеющий идеологически верную форму ромба, и сиденья более привычной формы. На заднем плане – ширма с изображением спартаковской символики, а также с фотографиями в полный рост Эммануэля Эменике и Андрея Диканя. Чуть поодаль, обнимаясь, празднуют гол Ари и Веллитон. Учитывая, что последнего в команде уже нет, можно решить, что это сцена прощания в духе бразильских сериалов.

Сегодня снимается программа «Красно-белая среда», ведет которую комментатор НТВ+ Александр Шмурнов. Он появляется за двадцать пять минут до начала съемки и украшает декорацию принесенной с собой спартаковской бейсболкой. Одет Александр в оранжевую рубашку – строгого дресс-кода на канале нет, но по возможности здесь стараются избегать чуждого спартаковцам синего цвета.

«КБ среда» – это серия ток-шоу в стиле «90 минут» Георгия Черданцева. Каждый выпуск имеет свою тематику: сегодняшний, например, посвящен селекции. Есть в программе и регулярная рубрика – «Строим стадион». Собрав гостей студии в кружок посреди гримерки-аппаратной, Шмурнов дает установку на «матч», поясняя, по какому сценарию будет строиться выпуск. Попутно выясняется, что звук для одного из сюжетов был записан на диктофон.

– И что, поставили? – удивляется Шмурнов.

– А что делать? – отвечают ему. – По-другому не получалось.

На ФКСМ-ТВ стремятся к профессионализму, но пока еще возникают ситуации, когда «по-другому не получается». Большинство подобных проектов поддерживается усилиями нескольких человек, совмещающих разные функции и постигающих азы новых профессий прямо на рабочем месте. Привлечение же профессионалов со стороны чересчур раздувает затраты. К техническим огрехам, которые присутствуют в процессе съемок, Шмурнов относится снисходительно. ФКСМ-ТВ он называет чем-то средним между home video и настоящим телевидением.

– Для меня это «елки», но я отрабатываю их с удовольствием. Дело не в каких-то клубных пристрастиях, просто «Спартак» интересен всеми своими гранями. Не уверен, что смог бы проработать столь широкий спектр тем, допустим, о клубе «Крылья Советов», – признается Шмурнов, когда гости выстраиваются на очередь к гримеру. – Мне помогают и коллеги из 16-й комнаты: Константин Генич и Кирилл Дементьев были здесь в качестве гостей. Надеюсь, что участие в программе примут и другие. Было бы интересно пригласить Алексея Андронова, который всегда имеет особое мнение, зачастую провокативное. В его словах вполне может оказаться больше рационального зерна, чем в разговорах «лакированных» красно-белых.

То, что болельщики других команд могут неправильно понять его «елки», Шмурнова не пугает. Несмотря на загруженность, он согласился продолжить сотрудничество с ФКСМ-ТВ в ходе сезона.

– Если ты объективен в оценках, то поссориться можешь только с радикалами. А их мнение для меня не является определяющим. Кто сказал, что журналист не может за кого-то болеть? – спрашивает Шмурнов и сам же себе отвечает: – Комментируя матч ЦСКА – «Спартак», нельзя поддерживать одну команду – это да. Но после игры допустимо даже надеть шарф и идти с ним в метро. Ничего предосудительного я в этом не вижу. Год назад, например, мне довелось побывать в качестве гостя на «Динамо-ТВ». Потом звонили и спрашивали, как так получилось. А просто динамовским болельщикам было интересно мое мнение, вот и все.

 

Программа передач

Привлечение Шмурнова в качестве фронтмена ФКСМ-ТВ – личная победа продюсера канала Антона Гусева. Когда начинается запись «КБ среды», Антон рассказывает, каких моральных трудов ему стоило все организовать.

– Шмурнов – профессионал топ-уровня, который знает, как устроено телевидение. Нам был нужен такой человек, потому что на голом энтузиазме далеко не уедешь. Помогло то, что Александр был гостем в одной из программ, и у нас остались его контакты. Над письмом Шмурнову я думал всю ночь: начинал, стирал, писал заново. Подобрать правильные формулировки удалось ближе к утру. Пришел ответ: «ОК. Давайте встретимся». Дальше я попытался убедить Александра стать, по сути, главным редактором канала, и мы решили запустить пробный проект, чтобы он мог оценить наши возможности.

За первыми месяцами существования тогда еще ВВ-ТВ (идея собственного телевидения родилась на одноименной гостевой болельщиков «Спартака») Гусев наблюдал со стороны. Изначально он собирался лишь поддержать проект деньгами, но в итоге ему пришлось разработать бизнес-план и в буквальном смысле взять на себя вопросы финансирования. Задача Антона – в течение года сделать проект самоокупаемым и довести до того уровня, когда на ФКСМ-ТВ можно будет смотреть ретро-матчи или трансляции игр молодежного состава «Спартака». В идеале он хотел бы создать нечто, похожее на клубное телевидение донецкого «Шахтера», предлагающее зрителям самый разнообразный контент.

Гусев – выпускник Школы менеджмента Бостонского университета. В качестве одной из причин интереса к телевидению он называет историю, случившуюся во время его пребывания в Америке. Бейсбольная команда «Бостон Ред Сокс», не выигрывавшая чемпионство с 1918 года, с приходом нового менеджмента сумела вернуть себе статус гранда и стать финансово состоятельной. В немалой степени этому способствовало создание кабельного канала, зарабатывавшего до 100 млн долларов в год.

Начиная заниматься ФКСМ-ТВ, Антон полагал, что его будут поддерживать. Однако болельщицкая среда оказалась более сложным организмом, чем представлялось. Когда канал назывался ВВ-ТВ, это вызывало вопросы у администраторов других проспартаковских сайтов, но стоило сменить вывеску на ФКСМ-ТВ, как количество упоминаний проекта было сведено к минимуму уже на гостевой ВВ. Наладить связь с клубом также пока не удалось. Из-за этого периодически возникают проблемы со съемками, а ветераны команды относятся настороженно к приглашениям в студию. Гусев считает, что вина в сложившейся ситуации лежит на коллективе канала, не сумевшем донести до красно-белого сообщества свою полезность и необходимость.

– У нас в загашнике есть идея ежедневных новостей, но ее трудно реализовать, не имея эксклюзивного или хотя бы паритетного с другими СМИ выхода на клуб. Какой смысл делать ставку на новости, уже известные интернет-аудитории? – рассуждает Антон. Письмо в «Спартак», аналогичное тому, что он написал в свое время Шмурнову, Гусев начинал неоднократно. Но до сих пор не отправил, понимая, что второго шанса может не быть.

 

Мы начинаем КВН

ФКСМ-ТВ – самый масштабный пример болельщицкого телевидения. Стабильная аудитория канала оценивается в 10–15 тысяч человек, при этом программы со Шмурновым только на YouTube собирают от 100 тысяч просмотров. Помимо «КБ среды» на канале выходит передача «Фанатизм», которая готовится совместно с крупнейшей фанатской организацией красно-белых – «Фратрией». По ходу сезона планируется также делать «трибунные» зарисовки и репортажи с выездных игр. На ФКСМ-ТВ вообще любят экспериментировать с форматами. Одно время, например, здесь пытались рассказывать о футболе устами пышногрудой брюнетки. Называлось это «Понятный футбол». 

Наряду с ВВ-ТВ одним из первооткрывателей жанра болельщицкого телевидения можно считать фанатов дзержинского «Химика», представляющего второй про значимости город Нижегородской области в третьей по силе лиге. Около года назад они выпустили в интернет-эфир видеожурнал Fanzine Dust, состоящий, правда, из одного интервью, а в начале нового сезона порадовали несколькими выпусками Dust News – обзорной программы, бдительно фиксирующей происходящее в фан-секторе «Химика».

В минувшем феврале собственный телепроект появился и у «Дикой Дивизии» – главной движущей силы болельщиков «Анжи». Он называется «АнжиМания» и представляет собой 15-минутые ролики, в которых истории из жизни замечательных болельщиков соседствует с обзорами матчей и кадрами из микст-зоны. Отдельная фишка – привлечение в качестве «экспертов» дуэта «Да» из Comedy Club. Но подменять собой клубное телевидение «АнжиМания» не хочет.

– «Анжи-ТВ» поддерживает нас морально, мы ни в коем случае не забираем их хлеб. Просто нашим зрителям интересны разные вещи, они не заморочены только субкультурной тематикой, – утверждает продюсер проекта Тимур Леонов. – В целом «АнжиМанию» отличает позитивное восприятие мира. Мы хотим не только информировать, но и развлекать зрителей, создавая у сторонних наблюдателей положительный образ болельщиков «Анжи». И конечно же одна из целей программы – пополнение наших рядов.

Идея «АнжиМании» была «подсмотрена» у болельщиков «Алании», с которыми махачкалинцы находятся в дружеских отношениях. Те в конце прошлого года запустили проект Football Pro, представляющий собой отчеты о посещении игр веселым и находчивым парнем Ахшаром Хохоевым из кавээновской сборной Владикавказа. В четвертом выпуске он пошел еще дальше и добрался и до клубной базы.

 

Фанатская зона

Но болельщицкое ТВ – это не только развлечение. Об этом напоминает «ФанZона», с августа прошлого года выходящая на интернет-канале TVJAM и считающаяся рупором всех активных болельщиков. Ведет ее выходец из фанатской среды и бывший пресс-атташе РФС Андрей Малосолов. Программа – в числе десяти самых популярных на канале: восемь выпусков набрали в общей сложности 300 тысяч просмотров.

Хронометраж одной «серии» – около часа, по-разному наполняющегося. Среди наиболее любопытных сюжетов – рассказ о родной для Малосолова группировке ЦСКА Red-Blue Warriors, запись встречи активистов фан-движений с Николаем Толстых и интервью с Сергеем Прядкиным. Но больше всего Андрей гордится посвящением фанатам, участвовавшим в боевых действиях на территории Чечни.

– Появление «ФанZоны» соответствует духу времени. Раньше болельщицкие медиа представляли собой фанзины. Сейчас формат изменился. Телевидение – более универсальное, интересное и динамичное средство массовой информации, чем печатная журналистика, – отмечает Малосолов. – Поучаствовать в проекте мне предложил Степан Кривошеев. Были некоторые опасения, поскольку я плохо знаком с телевизионным форматом. Первые программы записывали около четырех часов. У нас не было суфлеров, и писать текст приходилось на бумаге. Рубашка насквозь промокала, но заниматься подобными проектами всегда интересно.

Малосолов поясняет, что «ФанZона» – программа не столько о субкультуре болельщиков, сколько об индустрии футбола и месте в ней фанатов. Миссию проекта он видит в улучшении обстановки на российских трибунах и защите прав потребителей продукта под названием «РФПЛ». Последнюю задачу «ФанZона» унаследовала от Всероссийского объединения болельщиков, которому ноша оказалась не под силу. В одном из выпусков Андрей пошел на эксперимент и встал под струю брандспойта, повторив невольный подвиг болельщиков «Крыльев Советов» во время выездного матча с «Мордовией» осенью 2012-го. Говорит, чуть не поломал ребра. В дальнейшем смелый проект попытается пробить себе дорогу на федеральный канал.

– Болельщицкую среду часто используют в своих интересах другие среды. Главное – не дать себе засохнуть и остаться самим собой, – Малосолов ставит еще одну задачу, которая вытекает из предыдущих. 

Со многими героями программы Андрей знаком продолжительное время, поэтому уговаривать их особенно не приходится. Редкий случай, когда добиться разрешения на интервью так и не удалось, связан с представителями знаменитой спартаковской группировки Flint’s Crew. Сказалось эхо старых времен.

О перспективах же фан-ТВ в России Малосолов рассуждает осторожно. Понимает, что за ним – будущее, но признает, что делать качественное телевидение – большая работа. Тем более на любительском уровне.

– Болельщицкое телевидение будет трудно создать где-либо, за исключением ЦСКА и «Зенита», – соглашается Александр Шмурнов. – Насколько я понимаю экономическую составляющую, это телевидение делается спонсорскими усилиями болельщиков, способных вкладывать деньги. На уровне большинства движений аккумулировать ресурсы на должном уровне практически нереально. У того же «Динамо» телевидение было бы невозможно без помощи клуба».

Ярослав Кулемин

Следуйте за еженедельником «Футбол» в соцсетях:

  

Какие положительные изменения заметил в игре сборной России Алексей Андронов? Чем собирается дальше заниматься Элвер Рахимич? Как «Химки» пережили вылет из Премьер-лиги? За счет чего «Галатасараю» удается удивлять Европу? Чем гордятся российские футбольные агенты? Что дал сборной России Фабио Капелло и кто главный соперник его дружины по группе? Об этом и многом другом - в новом номере еженедельника «Футбол».