4 мин.

Из-за чего в «Формуле-1» проблемы с квалификацией

В автоспорте демократия не работает.

В главных автогонках мира новый кризис: из-за демократического подхода к изменению правил команды и руководство серии никак не могут прийти к согласию по квалификации. При этом все понимают – формат субботней сессии, действовавший в первых Гран-при сезона, провалился.

Почему бы просто не вернуться к старому формату?

alt

Возвращения к прошлогодней схеме определения стартового порядка хотят и гонщики, и команды, и болельщики, но только не владельцы коммерческих прав и Международная автомобильная федерация (ФИА). И поскольку для принятия любого решения в «Формуле-1» нужна единогласная поддержка всех участников, ситуация остается патовой.

Промоутер Берни Экклстоун и президент ФИА Жан Тодт считают, что не вызывавший нареканий прошлогодний формат слишком скучный – при нем гонщики одного гоночного коллектива на стартовой решетке занимают соседние места, лидеры почти всегда располагаются на первых позициях, а затем уверенно контролируют ход воскресного заезда. Как итог – результаты Гран-при, фактически, определяются еще до старта.

Что предлагают Экклстоун и Тодт?

У Берни много идей по улучшению квалификации, хотя ни в одной из них не видно духа спорта. Например, ввести систему «временного балласта», при которой победитель квалификации будет получать почет и всеобщее уважение, а также и прибавку в несколько секунд к своему лучшем кругу (и, следовательно, потерю позиций на стартовой решетке).

Другая идея, выдвинутая совместно Экклстоуном и Тодтом, заключается в суммировании двух лучших попыток в каждом из трех сегментов квалификации. Именно этот вариант они и предложили командам на прошедшем Гран-при Бахрейна.

Какими оказались бы результаты квалификации в Бахрейне при новой системе?

Мы помним, что поул благодаря блестящей финальной попытке в Сахире выиграл Льюис Хэмилтон, однако при новой системе трехкратный чемпион мира оказался бы только третьим – позади Нико Росберга и Себастьяна Феттеля. Все из-за того, что Льюис во время первой попытки допустил ошибку и проехал круг значительно хуже главных конкурентов.

Звучит не так плохо, но почему же команды против?

alt

Потому что новый формат на самом деле ужасен – гонщики вообще перестанут атаковать изо всех сил. Команды быстро подсчитают, с какой скоростью нужно проходить повороты, как использовать систему рекуперации энергии и другие подобные вещи, чтобы сберечь шины на два одинаково быстрых круга. Гонщики больше не будут рисковать – они постараются проезжать свои попытки в одном темпе, словно роботы. И при такой системе Хэмилтон в Бахрейне точно бы не стал пилотировать на грани.

Есть еще один момент – возможно, возникнет ситуация, при которой один из быстрых кругов пилота окажется лучшим во всем пелотоне. Однако второй его круг окажется не столь хорош. Как «Формула-1» будет объяснять зрителям, почему парень, проехавший быстрее всех, не будет стартовать первым?

Наконец, при стабильном прохождении кругов разница между лидерами и остальными станет еще разительнее. Если в обычных условиях аутсайдеры могли надеяться на невиданную удачу, невероятный круг или большую ошибку лидеров, то при формате с усредненным временем у них будет куда меньше шансов соответствовать скорости топ-команд.

Что дальше?

Пока что конюшни требуют у ФИА и Экклстоуна возвращения к прошлогодней квалификации, хотя бы как к временному решению. То есть, они согласны придумать новый увлекательный для зрителей формат, но лишь к концу сезона, а официально внедрить его только в 2017 году.

Однако нет никаких гарантий, что Берни и Жан согласятся. И это значит, что пока стороны не достигнут единого мнения, зрители по-прежнему будут видеть, как битва за поул завершается за три-четыре минуты до взмаха клетчатого флага.

UPD. Судя по последней информации, ФИА и Экклстоун согласились пойти на требование команд вернуться к формату квалификации образца сезона-2015. Изменения вступят в силу уже на Гран-при Китая. Теперь для утверждения возврата изменения должны быть официально одобрены Комиссией «Формулы-1» и Всемирным советом ФИА.

Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason