4 мин.

Топливные игры

Почему на Гран-при Австралии «Макларен» залил мало топлива в болиды Дженсона Баттона и Льюиса Хэмилтона – команда допустила ошибку или пошла на такой шаг сознательно? Блог «Версификаторные россказни» делится небесспорной теорией, объясняющей топливные игры команд «Формулы-1».

Роль топлива в «Формуле-1» трудно переоценить – без него машины просто не поедут, но в то же время с большим количеством бензина в баках болиды становятся тяжелыми и неповоротливыми, вынуждая пилотов медленнее разгоняться на прямых и не слишком быстро проходить повороты. В связи с этим командам приходится играть в «топливные игры», ставшие особенно заметными после введения запрета на дозаправки – ведь на старт гонки современные автомобили «Ф-1» выходят с большим грузом – до 160 кг, и меньшее количество бензина в баках может существенно повысить скорость прохождения круга.

К сожалению, «Ф-1» – достаточно закрытый вид спорта, поэтому мало кто знает, сколько в действительности бензина заливают команды перед гонкой, однако доподлинно известно, что далеко не все коллективы стремятся загрузить свои машины «под завязку».

Например, чемпионы последних двух лет, «Ред Булл», этого не делают по причине экономичности мотора «Рено» – французский двигатель не так прожорлив как «Мерседес» или «Феррари», и способен в обычном рабочем режиме за всю гонку «съесть» всего 150 кг бензина – против 160-ти у конкурентов. Разница в 10 кг (то есть, где-то 15 литров) – это солидное преимущество, и на некоторых трассах оно позволяет «Ред Булл» отыгрывать у соперников до 0,3 – 0,4 секунды на круге.

К несчастью для австрийской команды, «Рено» обладает одним недостатком – мотор не такой мощный, как упомянутые «Феррари» и «Мерседес», поэтому с уменьшением топлива в баках скорость синего болида увеличивается не так значительно, как, скажем, у «Макларена».

В прошлом году мы не раз становились свидетелями фантастической скорости Себастьяна Феттеля на первых кругах гонки и снижением его темпа под занавес Гран-при, и не в последнюю очередь это связано с расходом топлива: в начале заезда «Ред Булл» немца значительно легче конкурентов, машина лучше управляется и меньше расходует резину – все это позволяет Феттелю уходить в отрыв и затем комфортно его поддерживать, – однако по ходу дистанции мощность мотора начинает играть более важную роль, чем экономичность, и на финише солидное преимущество Себа в скорости часто исчезает, как, например, в Монце в 2011 году.

Такая картина наблюдалась часто, и неудивительно, что соперникам надоело проигрывать гонки уже после 10-15 кругов – к этому моменту, как правило, отрывы Феттеля были достаточно солидными и, зачастую, неотыгрываемыми. В результате «Макларен» и «Феррари» стали заливать в баки меньше топлива, чтобы соответствовать темпу «Ред Булл», а затем, по ходу Гран-при, активно экономить бензин.

Квинтэссенцией такого подхода стал первый Гран-при 2012 года – в Австралии Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон перевели двигатели в экономичный режим уже после 8 круга гонки, а Фелипе Масса ехал в подобном режиме еще со старта. Вычислить, сколько именно наэкономили гонщики довольно трудно – для этого не хватает данных, особенно, учитывая тот факт, что на трассу выезжал автомобиль безопасности – однако по примерным подсчетам «Макларен» начал Гран-при где-то со 135-140 кг топлива на борту, против 145-150 у «Ред Булл».

На «Альберте-парке» команды расходуют очень много бензина, и по оценкам инженеров лишние 10 кг делают машину медленнее на 0,4 секунды. Так что, возможно, «Макларен» не ошибся с расчетами (или ошибся, но не так сильно), а специально залил меньше топлива – чтобы иметь возможность побить «Ред Булл» его же оружием: в начале заезда серьезно оторваться, а затем спокойно контролировать отрыв.

Может быть, «Макларен» и потерял в скорости – если говорить о том, что происходило после 8 круга, – но это того стоило, если вспомнить стартовые круги. Кроме того, даже в режиме экономии топлива MP4-27 шел по трассе достаточно быстро для того, чтобы удерживать «Ред Булл» позади.

Если данная теория верна, то нам, возможно, предстоит увидеть еще несколько интересных историй, связанных с нехваткой топлива – кто знает, вдруг и с досрочным завершением гонок для некоторых спортсменов.

Правда, следует помнить о том, что не все трассы похожи на мельбурнскую в плане расхода бензина – на некоторых автодромах разница будет не столь солидной, и коллективам не придется прибегать к риску.

Но главнее всего то, что «Ред Булл» в этой ситуации уже не кажется явным фаворитом, как раньше, ведь характеристики их машины предполагают блиц в гонке: если Феттель с Уэббером не будут брать свое в начале заездов, им будет крайне трудно прорываться вперед – для успешных атакующих маневров против болидов с двигателями «Феррари» и «Мерседес» RB8 не хватает скорости на прямых…

В этой теории, как и во многих других, есть изъяны. Например, она никак не объясняет квалификационную скорость «Ред Булл» в 2011 году. Кроме того, если всерьез воспринимать все вышесказанное, не совсем понятно, для чего «Макларену» в Австралии потребовалось заливать в баки мало топлива, учитывая, что Баттон и Хэмилтон и так стояли на первом ряду. Впрочем, возможно, команда опасалась плохого старта, и в таком случае высокая скорость на первых кругах должна была помочь двум британцам быстро вернуться к лидерству…

Но пока для окончательных и бесповоротных выводов о топливных играх требуется больше фактов, ничто не мешает просто размышлять о природе тактических схем команд. В конце концов, в «Формуле-1» многое строится на теориях и размышлениях.