5 мин.

Соединяющий берега

Саратовский автодорожный мост.

Одним из главных символов современного Саратова является крупнейший в Европе автодорожный мост через реку Волга, соединяющий города Саратов (840 тыс. чел) и Энгельс (217 тыс. чел). На момент сдачи моста в эксплуатацию в 1965 году это был самым длинным в Европе, его длина составляла 2803,7 метра.

В царской России большой необходимости в транспортной и пешеходной переправе через Волгу никогда не было. Впервые идея возведения моста была озвучена летом 1917 года, однако тогда приоритетным был проект строительства железнодорожной переправы (включавшей, стоит отметить, в одном из вариантов строительство во втором уровне моста автомобильной полосы). В последовавшие годы с быстрым развитием автотранспорта, промышленности, сельского хозяйства и, соответственно, увеличением населения городов вопрос о сооружении моста между Саратовом и Энгельсом становился всё более насущным. 

В 1956 году Совет Министров СССР поручил Министерству транспортного строительства разработать проект моста. В марте 1958 года был утвержден проект автодорожного моста и признан одним из уникальнейших в мировом мостостроении. Спроектировал и воплотил в жизнь своё творение В.М.Иодзевич по новейшей инженерной методике того времени. Экспериментальный мост почти полностью конструировался из железобетонных элементов, в которые входили 39 мостовых опор. На тот момент он должен был обеспечить пропуск четырех полос автотранспорта и двух тротуаров для пешеходов (на сегодняшний день на мосту пять полос). Длина судоходных пролетных строений по сей день превышает 160 метров. Мост стал самым большим по протяженности в Европе и Советском Союзе. По смете стоимость масштабной новостройки составила 266 миллионов рублей.

Монтаж был доверен8-му мостостроительному отряду 3-го Строительного управления, сдача в эксплуатацию была намечена на конец 1960 года. Для решения проблемы доставки стройматериалов к стройке на энгельсском берегу были в кратчайшие сроки возведены заводы железобетонных конструкций. При установке опор, начатой в 1959 году, был применён прогрессивный бескесонный метод со вдавливанием свай в дно и последующим их заполнением бетоном. Работы проводились одновременно с затоплением Волгоградского водохранилища, помимо общего повышения уровня воды затруднял строительство ледоход, наносивший повреждения уже готовым конструкциям. К работам активно привлекались добровольцы, на сооружении моста работали 12 комсомольских бригад. Всего на разных этапах число работавших на стройке достигало 1,5 тысяч человек.

По целому ряду причин, в частности из-за выявленных недостатков в возведении опор и в связи с затягивавшимся производством новых материалов, сроки сдачи объекта были перенесены. После того, как опоры были доведены до искусственного острова (городского пляжа), началось возведение судоходной части моста. Пролётные конструкции доставлялись к месту установки на плавучих опорах, их установка была завершена к концу 1964 года. К новому 1965 году по мосту уже перешли из одного города в другой первые пешеходы. 

На заключительном этапе строительства, в непосредственной близи, происходили съемки художественного фильма «Строится мост» 1965 года выпуска. В съёмках фильма принимали участие любимые актёры того времени, такие как: Олег Даль, Олег Ефремов, Людмила Гурченко, Олег Табаков и обычные жители Саратова.

Первые испытания моста были начаты 13 июня 1965 года. Под тяжестью груженых грузовиков на прочность проверялся каждый пролет. Для проверки прочности самых длинных пролетов-«птичек» было одновременно использовано 250 единиц груженой техники.10 июля 1965 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию мост, а 11 июля состоялось праздничное шествие, посвященное открытию грандиозного сооружения в мировом мостостроение. Многотысячное шествие состоящие из жители двух городов которые двигались на встречу друг другу и встретившись на середине моста Саратов-Энгельс обменялись рукопожатиями.

Мост визуально выглядит «горбатым», так как на разных участках он не одинаков по высоте. Прилегающие к Саратову пролёты предусмотрены для пароходов и высоко габаритных судов, там мост становиться выше и расстояние между опорами шире. А дальше, ближе к Энгельской стороне, плавное снижение высоты, спуск к Покровскому острову расположенному практически на середине моста, который был искусственно намыт после завершения строительства специально для создания пляжной зоны отдыха (в наше время – городской пляж).

В 2011 году мост «Саратов-Энгельс» вошёл в топ-лист «20 популярных архитектурно-исторических достопримечательностей» в конкурсе «Чудеса Приволжья – своими глазами».В апреле 2014 года был начат капитальный ремонт моста и 29 августа он был снова открыт для автомобильного движения.