6 мин.

«Мы просто обязаны ошибаться, если разрешаем гонщикам бороться». Как в «Мерседесе» смотрят на борьбу Хэмилтона и Росберга

В сезоне-2014 в сражении за титул схлестнулись гонщики одной команды – Льюис Хэмилтон и Нико Росберг. Исполнительный директор «Мерседеса» Тото Вольфф в интервью BBC рассказывает о том, как команда с этим справляется.

«Их отношения изменились, пройдя путь от практически дружбы в начале сезона до очень сложного и напряженного момента, когда оба гонщика осознали, что являются практически непримиримыми врагами в борьбе за титул.

Хотя это также является для них частью учебного процесса. Эти ребята изменили собственные жизни, сделав основным приоритетом завоевание чемпионского титула «Формулы-1». И вот, пожалуйста – они пилотируют одинаковые болиды, сражаются друг с другом за трофей, и один из них станет победителем, а другой – проигравшим. Для обоих гонщиков это новый опыт – возможно, очень сложный опыт».

Инцидент в Спа

Перед началом сезона в «Мерседесе» разработали четкие инструкции для гонщиков, которые очерчивали рамки дозволенного для пилотов в борьбе друг с другом.

«Но чем дальше развивались события по ходу сезона, тем более гибкими становились условия этого документа, тем интенсивнее становилась их борьба. А затем произошел инцидент в Спа.

По ходу сезона лично я усвоил один важный урок: ты никогда не сделаешь так, чтобы все были довольны и считали ситуацию правильной. Мы принимаем решения, которые считаем правильными для команды, и которые при этом являются нейтральными и наиболее справедливыми в отношении пилотов. В таких ситуациях вы можете действовать так, как команды поступали в прошлом: используя корпоративный, политический подход, стараясь удержать ситуацию за закрытыми дверями. А можно действовать так, как поступаем мы.

Как часто говорит Льюис – мы открыто выражаем эмоции и ничего не скрываем. Эмоции являются неотъемлемой частью успеха команды. Мы подгоняем ребят, работаем 24 часа в сутки и семь дней в неделю, проводим выходные в офисе – это единственная возможность добиться успеха, и чтобы придать людям мотивацию, нужны эмоции. Мы очень много времени уделяем этому вопросу.

И порой в трудный для команды день, как в Спа, когда за одну секунду все ваши усилия вылетают в трубу уже на втором круге гонки, все недовольство и разочарование выплескивается наружу.

Конечно, в столкновении в Спа был виноват именно Росберг. Он хотел проявить себя, но ошибся в оценке ситуации. Он не должен был так поступать. Не там. Не на втором круге гонки. Не после тех усилий, которые приложила команда по ходу уик-энда. Я был более чем удивлен действиями Росберга. Не такого я ожидал от обоих наших пилотов».

Репутация Росберга под угрозой

Для Нико случившийся в Бельгии инцидент привел к серьезным последствиям: команда приняла в его отношении дисциплинарные меры, а болельщики с той поры неизменно освистывают его во время церемонии награждения на подиуме.

«Нико был шокирован тем, что случилось. Он был шокирован не только собственной неправильной оценкой ситуации, но и реакцией болельщиков. Он осознал, что допустил ошибку. Когда подобные ситуации становятся достоянием общественности, это не просто закаляет твой характер. Тебе также весьма непросто это пережить. Однако я могу сказать вам одну вещь: через пару лет, оглядываясь на случившееся, Нико будет говорить: «Это сделало меня сильнее».

В «Формуле-1» выступает 22 гонщика, и все они безжалостны. Они знают, чего хотят добиться, и будут делать это любой ценой. Нико Росберг всегда был таким же. Не знаю, почему все считают его «белым и пушистым».

Драма и успех Хэмилтона

Не так давно в паддоке начало распространяться мнение о том, что Льюис Хэмилтон недооценил угрозу со стороны Нико Росберга, и когда немец выбрался в лидеры общего зачета, британец начал допускать ошибки – не лучшим образом действуя в трех квалификациях подряд. Однако Вольфф отметил, что данное мнение не имеет под собой оснований.

«Посмотрите на карьеру Льюиса, – при этом, что это не ответ на поставленный вопрос – и вы увидите, что драма и успех всегда шли рука об руку. Не знаю, почему все получается именно так. Но, описывая события нынешнего года, можно определенно заявить, что трагедия и успех вновь идут рука об руку.

Хэмилтон нашел свой собственный путь, он впечатляющим образом прогрессирует, и ему не нужны советы. Мы должны понять, какая ему нужна поддержка, какая атмосфера – чтобы Льюис мог работать наиболее оптимально. Нет смысла пытаться изменить его личность, говоря: «Знаешь что, Льюис, тебе нужно начать использовать подход Ники Лауды, или Нико Росберга, или Фернандо Алонсо. Тебе не нужны твои собаки, Лос-Анджелес, твоя музыка». Дело не в этом. Льюису все это нужно. Такова его натура, это лучше всего помогает ему работать».

Спорная ситуация в Венгрии

Другой спорный эпизод возник на Гран-при Венгрии, когда Хэмилтон отказался подчиниться приказу команды и пропустить вперед Росберга, который находился на другой гоночной стратегии. В отличии от инцидента в Спа, в Венгрии Вольфф заявил, что действия Льюиса были в полной мере оправданными.

«Это был идеальный шторм. Ситуация была сложной, оба наших пилота сражались за титул, Льюис пострадал из-за катастрофического результата квалификации , стартовал из боксов, пробил себе путь наверх. Нико же, в свою очередь, проводил катастрофическую гонку, поскольку появление на трассе машины безопасности полностью испортило ему стратегию.

Итоговый результат, вероятно, получился правильным, хотя мы, вероятно, могли лучше справиться с вопросом осуществления коммуникации с гонщиками. Мы не будем повторять подобный опыт. План по разделению стратегий вряд ли можно будет выполнить в шести оставшихся гонках сезона, поскольку последствия могут привести к возникновению спорной ситуации, что может повредить команде в целом».

Предотвращение немыслимого

Также Вольфф отметил, что пилоты продолжат действовать в соответствии с интересами команды и не будут брать ситуацию в свои руки.

«Нет, конечно этого не будет (смеется). Но мы, по крайней мере, уже обсудили подобную ситуацию. Если пилоты нас не послушаются, мы обсудим ее вновь.

Сражение получается настолько интенсивным, что мы открываем новые горизонты, разрешая ребятам сражаться друг с другом. Так что мы просто обязаны делать какие-то ошибки. Мне кажется, так и должно быть. Вы можете либо играть в политику, либо открыто выражать свое недовольство. Не знаю, какой подход верен, а какой ошибочен, но по факту это не важно, поскольку если мы проиграем чемпионский титул, когда на него претендуют оба наших гонщика, это будет полным провалом. Мы станем посмешищем – и это будет правильно. Если же мы выиграем, то люди запомнят то, что команда сталкивалась со сложными ситуациями, но справилась с ними, вероятно, используя правильный подход».

Фото: Fotobank/Getty Images/Paul Gilham

Источник – BBC