6 мин.

Премьер-лига 2010. Кризис империи

«Представьте себе, что Домингес остался. «Рубин» заиграл бы еще сильнее, а так мы сделали шаг назад». Эти слова, озвученные Курбаном Бердыевым после победы над «Копенгагеном», наиболее емко отражают все то, что происходило с двукратным чемпионом России в прошедшем сезоне.

Март. Лоренц-Гюнтер Кестнер обнял Бердыева и помчался праздновать выход «Вольфсбурга» в 1/4 финала Лиги Европы. Курбан Бекиевич с четками в руке направился в подтрибунное помещение. За несколько мгновений до этого его «Рубин» уже без Домингеса пропустил роковой гол на последней минуте дополнительного времени. После финального свистка некоторые игроки упали на немецкий газон – вероятно, не только из-за нахлынувших эмоций, но во многом от усталости: 120 минут на старте сезона – испытание для железных парней.

Глядя на уже не бегающих, а еле передвигающихся по полю игроков, которым минуты не хватило то ли до отсрочки приговора, то ли, кто знает, до свершения подвига, я прикидывал перспективы «Рубина» в стартующем сезоне. Кто ж тогда знал, что весь год команда проведет также сложно, на грани, в поисках утерянного баланса в своей игре. Тогда я поймал себя на мысли, что, даже несмотря на два подряд выигранных титула, мое отношение к «Рубину» остается весьма настороженным и неопределенным.

Первое золото подавляющее большинство сочло за недоразумение. Казанский феномен в то время объяснялся очень просто: недооцененный соперниками «Рубин» возглавил таблицу на фоне неубедительного выступления лидеров. Когда же казанцы выиграли второе золото, доказав справедливость первого, общественность разделилась. Одни признали, что в российском футболе появился еще один клуб с приставкой «топ». Другие, привыкшие к гегемонии московских команд и «Зенита», испытывали противоречивые чувства: сложно было отрицать преимущество казанского клуба, но не покидало ощущение, что все равно «Рубин» – явление временное. Пожалуй, только этот год окончательно доказал, что в России появилась еще одна большая, самобытная команда.

В премьер-лиге нет более ярко выраженной тренерской команды, чем «Рубин» – такого механизма, где тактическая подготовка, оттачивание командных взаимодействий преобладают над индивидуальными действиями отдельных игроков. Между покупкой звезд и построением команды-звезды Бердыев выбрал второе. А те звезды, что временами все же загораются на казанском футбольном небосклоне, со временем либо тускнеют, либо покидают Казань.

Возможно, по этой причине восходящая звезда Алан Касаев, который, по мнению Бердыева, должен стать лидером команды, вторую половину сезона провел столь блекло. На общекомандном фоне, где тактика заточена на разрушение, а не на созидание, ярким атакующим личностям очень сложно проявить себя. Так и не расцвел Карлос Эдуардо, ставший самым дорогим приобретением «Рубина». Жалкое впечатление оставил Мартинс – некогда заметная фигура в европейском футболе. Единственным, кто заиграл с чистого листа, стал итальянский защитник Боккетти, который, преодолев несколько тысяч километров, оказался в родной стихии.

«Переходя в «Рубин», я учитывал, что главный тренер Курбан Бердыев – один из лучших специалистов по тактике в России. Действительно, в Италии почти все тренеры требуют от своих подопечных досконального изучения тактических схем. К тому же, насколько я знаю, Бердыев – приверженец оборонительной тактики, что для меня, защитника, чрезвычайно привлекательно».

Но нельзя назвать тактику «Рубина» привлекательной для болельщиков. Если в чемпионате России за счет класса команда еще проводила приличное время в атаке (впрочем, 37 мячей в 30 матчах – показатель явно не гроссмейстерский), то на финише сезона возникало желание погасить трансляцию уже на 10 минуте матча – настолько предсказуемо и беспросветно развивались события на поле: сплошная толкотня, борьба и отсутствие какой-либо светлой мысли в атаке.

Болельщики соревновались в острословии, СМИ негодовали. И те, и другие плавно приступили к одному из своих любимых занятий – разговорам об отставке главного тренера. Сам же Бердыев на очередной пресс-конференции привычно спокойным, монотонным голосом предельно дипломатично оценил важность этих разговоров: «Критика «Рубина» меня вообще не волнует. Я прислушиваюсь только к высказываниям тренеров. Все остальное я не слышу. И стараюсь, чтобы ребята не реагировали на это. У нас есть свое мнение на этот счет».

Курбану Бекиевичу не нужен эффектный футбол, ему нужен футбол эффективный. «Рубин» образца 2008 года был эффективным. В 2009 году к эффективному футболу казанцев добавилась эффектность – яркая игра впереди, идеальный выход в контратаку; на шоу Домингеса, Семака и Бухарова одно удовольствие было смотреть. С уходом этой троицы «Рубин» потерял стержневых игроков, он лишился атакующей мысли, созидания, импровизации. А главное, футбол в исполнении этой команды перестал быть не только эффектным, но зачастую и эффективным.

«Я смотрю на игру не с точки зрения содержания, а с точки зрения результата», – в очередной раз отражал нападки журналистов главный тренер «Рубина». Вместе с тем, проблемы в содержании игры казанского коллектива – в той части, где дело касается атакующих действий, осенью стали казаться какими-то вопиющими, чем-то за гранью добра и зла и даже футбола, который обожают сотни миллионов людей по всему миру.

Потеря трех игроков атаки за такой короткий отрезок могла означать только одно: всю атакующую игру предстоит налаживать практически с нуля. Сам процесс реконструкции занимает не месяц и даже не полгода. Но его можно ускорить за счет грамотной селекции, что и предпринял «Рубин». «Не думаю, что «Зенит» хотел ослабить нас, и не думаю, что мы ослабли от перехода Семака и Бухарова, – словно внушал себе Бердыев в середине августа. – Бог даст – те игроки, которые появятся – будут намного сильнее».

Но Бог не дал. Блеснув в дебютном матче, Карлос Эдуардо сначала отправился на лавку по каким-то ведомым одному Бердыеву причинам, а затем получил травму. Мартинс все больше напоминал игрока, который приехал не играть, а доигрывать. Футбол в исполнении Медведева и Корниленко так и не дал ответа на вопрос: соответствуют ли эти игроки уровню клуба, борющегося за золото чемпионата и выход в плей-офф Лиги чемпионов.

«Наладить игру в атаке – самое сложное в футболе, почти невозможно добиться этой цели быстро. Едва ли не весь сезон мы были вынуждены перестраиваться, искать новые варианты, менять людей, определяющих игру команды в нападении», – констатировал факт Курбан Бердыев. Не согласиться с человеком, которого Бухаров отметил как главного тренера в своей карьере, а Божович – как специалиста, умеющего строить команду, действительно сложно. По вполне объективным причинам «Рубин» оказался не готов к Лиге чемпионов. В первой половине сезона казанцев настигла эпидемия травм, а затем в команде произошел системный сбой, на устранение которого необходимо хотя бы одно полноценное межсезонье.

Бердыеву, который, по словам Хасана Кабзе, думает о футболе 23 часа в сутки, под силу решить все имеющиеся проблемы. Ведь ему не нужно строить новую команду – фундамент заложен уже давно. Бердыеву необходимо заняться не строительством, а всего лишь реставрацией – восстановить прежний облик тому, что он уже когда-то создал. Глядишь, раскроется и заиграет на стабильно высоком уровне Касаев, адаптируются легионеры, придут какие-то новые игроки – и в следующем году мы увидим прежний «Рубин», который умел когда-то не только обороняться, но и успешно атаковать.

Я полностью согласен с Курбаном Бекиевичем – «Рубин» сделал шаг назад. Определенно это очередной этап становления команды, не самый простой период в ее жизни. И, возможно, этот сделанный шаг еще сыграет свою роль в будущем. Ведь преодоление трудностей закаляет, часто в таких ситуациях происходит переосмысление футбольных ценностей и даже рождается истина. Недаром Олег Иванович Романцев отмечал, что для того, чтобы прыгнуть вперед, нужно хорошо разбежаться. А чтобы разбежаться, иногда приходится чуть-чуть отойти назад.

Следить за обновлениями