9 мин.

День Дурака

«Я – усталый старый клоун,

я машу мечом картонным,

И в лучах моей короны

умирает светоч дня».

(А. Вертинский)

А когда ещё, как не в День дурака, поминать их, присных. Чем сильнее футбол со временем превращается в шоу, тем больше потребность публики в нешаблонных персонажах. Подобно ковёрным клоунам цирка, их задача поддерживать интерес к игре в перерывах между самим действом. Как и в цирке, в футболе клоуны работают каждый в своем амплуа.

Вот, например, бывают клоуны мнимые, как Франческо Тотти.  Образ неотесанного чурбана, несмотря на столичное происхождение, все же больше похож на умело подобранную маску. Клоунский образ Пупоне эксплуатирует по полной: давным-давно Тотти издал книжку анекдотов про самого себя (В Риме трагедия — сгорела библиотека Тотти из двух книг. Франческо в отчаянии: «Вторую я так и не закончил раскрашивать!»), выпускал собственное шоу, в котором сам и выступал главным объектом насмешек, а при неудобных вопросах от журналистов сразу же «включает дурака» и, неся чушь, уходит от прямых ответов.

Бывают клоуны искренние. Повышенная эмоциональность и юморной взгляд на жизнь были свойственны Игорю Гамулы с младых ногтей, в юности они привели игрока из ворошиловградской «Зари» в настоящую казарму.

Повзрослев, Гамула решил не ломать себя и остался прежним. За это его знают все. Далеко не каждый вспомнит, какие команды тренировал наставник, да и игра этих клубов эстетического экстаза у зрителей не вызывала, но вот на послематчевую «прессуху» журналисты набивались, аки шпроты в банку. Специально в командировку «на Гамулу» ездили. И всегда не зря.  

Бывают клоуны злые. Тут вне конкуренции Златан Ибрагимович. Начал чудить бравый охотник Ибрагей ещё на заре своей карьеры в шведском «Мальмё». Проезжая по автобану, швед увидел у обочины жрицу любви, которую активно «лечил» седой папик солидного возраста и благообразного вида. Жгучая зависть к мужичку, намеревавшегося отведать «клубнички», засвербила в Ибре с такой силой, что вот просто взять и проехать мимо он не сумел. Проституция в Швеции вне закона – Златан выперся из машины и, представившись копом, начал активно заламывать руки пенсионеру. Прибывшая на место полиция (уже настоящая) зафиксировала эпический фейл: дяденька оказался известным своей непорочностью городским священником (в церкву-то Ибра не ходил, видать!), который увещевал «плечевую» свернуть со скользкого пути торговлей телом. За попытку выдать себя за полицейского шведское законодательство предусматривает уголовную ответственность, и юной звездочке пришлось пережить немало неприятных часов. «Шуток не понимают!» – возмущался швед. Впрочем, его шутки остались малопонятными и в дальнейшем. Уже став топ-игроком, Ибра активно поливал грязью своих партнеров и наставников, исподтишка делал больно соперникам, а главной фишкой шведа стала страсть побивать своих. Весёлого в этом мало, зато Ибра четко работает в цирковом амплуа «Рыжего клоуна».

Есть клоуны от природы. От матушки-природы. Ставший классикой лучший внеигровой перфоманс от Марио Балотелли, вызывает только один вопрос, уже активно обсуждавшийся в нашей стране, правда, по другому поводу и в отношении другого лица – «А был ли он человеком?»

Бывают клоуны самовлюбленные. Великому Диего пришлось в жизни вынести всякое, но вот выносить оставаться без внимания аргентинец так и не научился. Когда перестало получаться восторгать публику на поле, Марадона окончательно переключился на внефутбольный эпатаж. Где бы он ни был, он всегда ярок, всегда не похож на других и всегда на слуху.

Видимо из этой же оперы – выпендреж приятеля Диего – «скорпиона» Рене Игиты. Во всяком случае, решиться на поистине цирковой трюк в официальном матче на «Уэмбли» способен только человек, которому ну очень нравится находится в центре внимания.

Ещё есть тупые клоуны. Яркий пример – израильский супербомбардир Алон Мизрахи.

В молодости после фразы «Я хочу играть в Европе. Ну, или в Испании», нападающего заподозрили в незнании географии, но после того, как в преддверии чемпионата Европы-2004 Мизрахи неосторожно поведал о своем удивлении публике («Поразительно, что все 16 команд представляют Европу!»), стало ясно, что с географией у сабжа все отлично, а вот с логикой и восприятием проблемы имеются. В дальнейшем репутацию «Черномырдина еврейского футбола» форвард неустанно укреплял:

«Чтобы сохранить место в лиге, мы должны обыгрывать все команды, особенно те, с которыми нам предстоит играть»

«Мы должны показать минимальный максимум!»

«Мне нечего доказывать, и сегодня на поле я это доказал!»

«Каждые две игры я забиваю в среднем по голу за игру».

Безумства  вышеперечисленных персонажей вспоминаются лишь, как дополнение, некоторый флёр к их незаурядным футбольным талантам.  Внеигровые отжиги неспособны заслонить непосредственно футбольную гениальность звезд. Из этого правила футболе существует только одно исключение.

Лет двадцать назад трудно было представить, кто может остановить футбольный гений Пола Гаскойна. Сейчас можно констатировать, что единственным кому это удалось, стал сам Газза.

Божий дар дает право упоминать его имя в ряду с любыми иконами прошлого и настоящего – Чарльтон, Марадона, Зидан, Месси – любуйтесь, любуйтесь, молодежь!

Постепенно список феерий Газзы за пределами стадиона в разы превзошел немалый перечень его игровых заслуг. Для него не существовало преград ни на поле, ни за его пределами. Перед итальянским мундиалем-90 организаторы записывали видеоролик с потенциальными звездами турнира и крутили их перед матчами. В своем эпизоде Газза ничтоже сумняшеся произносил в камеру «Fucking wanker!». В отборе на ЧМ-94 норвежские журналисты просили его пожелать что-нибудь соперникам, а он вякал «Норвегия, иди на х..!» в микрофон. При исполнении «Боже, храни королеву!» он всегда корчил рожу и высовывал язык, повергая в шок тщательно пытающихся сохранить национальное самосознание коренных жителей острова.

Перед ЧЕ-96 он искусно квасил в компании других сборников. На первые полосы британских таблоидов попало алкоизобретение главной английской звезды – знаменитое «Кресло дантиста» – футболисты по очереди садились в кресло, далеко запрокинув голову, как на приеме у стоматолога, а бармен, держа бутылку, как бормашину, заливал в «пациента» все, что горит. Визг, поднявшийся на Альбионе, по этому поводу, Газза сам и погасил, забив гениальный победный гол шотландцам, и повторил «Кресло дантиста» во время празднования гола.

Он начинял пирожки какашками и кормил этим лучшего друга – Джимми Гарднера, он расхаживал голым по тренировочной базе, нюхал подмышку арбитра, когда тот поднимал руку, назначая свободный, постоянно выходил на поле «подшофе», разбивал клубные автобусы и лица своим женам и подругам (кроме того, подруги его часто оказывались несовершеннолетними). Неисчерпаемая фантазия Газзы дала повод и окружающим заняться сочинением небылиц о нем. В своей книге «Gazza. My story» Пол опровергает многие приписываемые ему чудачества, хотя там же оговаривается, что может такое и было, но вот сам Газза этого не помнит. Похмелье-с.

Эпоха Газзы-гениального футболиста постепенно сменилась эпохой Газзы-гениального комика. Затем прошла и она.

Сегодня Гаскойн, помимо ностальгии, способен вызвать разве что жалость. Но, помимо всего прочего, к этому человеку мы, зрители, просто обязаны испытывать благодарность. Истинно английское шоу одного актера длилось долгие годы. Все эти годы мы удивлялись, восторгались, негодовали, с отвращением фыркали, смеялись.

Представление было фееричным и бесплатным. Платил за всё Газза.