8 мин.

Шота Арвеладзе: «Когда Адвокат подписывал контракт с Бельгией, рука на Библии у него не лежала»

Последние полгода Шота Арвеладзе ассистировал новому тренеру сборной России в АЗ из Алкмара. В интервью Sports.ru знаменитый грузинский нападающий вспомнил, как Дик Адвокат наказал спартаковца Ари, объяснил, почему замены в футболе делать совсем не обязательно, и рассказал, за какого тренера стоит поболеть в субботнем финале Лиги чемпионов.

Адвокат

– Дик Адвокат – новый тренер сборной России. Последние полгода вы помогали ему в АЗ. И как?

– У меня с ним дружеские отношения сложились. С ним очень приятно работать. Самое главное, что я ценю, – это коллектив. Он работает со своим staff, никогда не стоит отдельно, не делает так, чтобы все внимание было на нем. Он многое делал, чтобы все чувствовали – и не только чувствовали, а чтобы все были в работе. Еще он всегда был очень вежлив. В принципе, мы не давали повода, чтобы он был невежлив, но все равно – он очень любит работать со своими коллегами.

– Есть вещь, которой вы у него научились?

– Все знают, что он большой тренер, один из лучших тренеров. Но общаясь с людьми, он не играет – это его стиль. Если общается, он тебе доверяет. Мне как молодому тренеру это было важно. Конечно, у него свой стиль работы. Например, Луи ван Гал очень много занимается обсуждением соперника. Дик больше разбирает свою команду. Много про соперника не говорит, больше давит на свою – что они должны делать именно с этим противником.

– Считается, что дисциплина – первое, что приводит в порядок Адвокат.

– Ну что значит дисциплина? Вот Ари один раз опоздал на автобус. Дик сказал: в пять выезжаем. Пять, все собрались в автобусе. «Едем». Все: «Ари нету». «Нет и нет. Договорились же – в пять». Только трогаемся, Ари выбегает – на десять секунд опоздал. Но Дик автобус не остановил. К счастью, мы ехали недалеко – в госпиталь, к детям – и Ари на своей машине нас догнал. Вот «Спартак» Бескова не ждал. Я Дику это потом и сказал.

– Пока Адвокат руководил «Зенитом», в России убедились: замены делать он не умеет совершенно.

– Это еще одна вещь, которой я научился… Вот я один раз был тренером сборной Грузии вместе с Мишей Кавелашвили. Я был играющим, а Миша руководил со скамейки. Это было после Иво Шушака. Он ушел, а Мераб Жордания, президент Федерации футбола Грузии, попросил, чтобы Кавлешавили был тренером, а я – играющим. Мы играли две игры подряд с Албанией: одну дома, другую – в гостях. Нам нужно было оба раза побеждать, чтобы сохранить шансы на выход из группы – это был отбор к Евро-2004, мы как раз с Россией в одной группе играли. И вот дома у Албании ведем 3:0. В перерыве я его спрашиваю: «Миша, ну что, делаем замены? 3:0, дадим ребятам поиграть». Дали поиграть. В итоге кто-то сломался, а у нас замен уже нет – надо вдесятером играть. Потом поехали в Албанию. Первый тайм 0:0, в принципе, все нормально. Зашли в раздевалку, а там Кинкладзе в запасе был. «Ну что, может, Гию выпустим?» Не то чтобы подождать чуть-чуть – а сразу. В итоге сделали все атакующие замены, 1:3 проиграли. И тогда я понял, и сейчас в АЗ убедился: не надо замену делать, потому что кто-то обижается. Замену надо делать, когда она нужна. Так что зачем Адвокату их делать, если все в порядке?

– В Бельгии в Адвоката до сих пор сыплют проклятиями после того, как он расстался с их сборной. А в Голландии?

– Я особо не читал, только пару передач видел. Тут любят топтать, конечно, всех подряд. Некоторые объясняли: это жизнь, это нормально. Я тоже так считаю. В принципе, когда он подписывал контракт правой рукой, левая на Библии у него не лежала. У него появился шанс, он воспринимает его как последний шанс в карьере, чтобы добиться чего-то. Это жизнь. Люди венчаются в церкви, потом расстаются. Думаю, федерация футбола Бельгии должна была лучше думать, когда предлагала контракт. Это тренер, у которого будет много предложений. Бизнес есть бизнес, деньги играют большую роль.

– Это правда, что Адвокат звал вас помощником в сборную России?

– Просто так было сказано. Но мы серьезно это не обсуждали. У меня контракт с АЗ еще на год. У меня предложение из Турции. Так что на этом этапе это не пошло в дальнейшие переговоры.

Турция

– Вас уже можно поздравить с назначением главным тренером турецкого «Кайсериспора»?

– Не совсем так. Контракт я не подписывал. Есть кое-какие детали, по которым мы не договорились. Так что еще может ничего не получится. Пока у меня год контракта с АЗ, и пока я в отпуске – дома, в Голландии. Решаю кое-какие дела. Еще хочу поехать в Мадрид – на финал Лиги чемпионов. И еду в Киев – начинаю курсы на лицензию PRO. Можно ли без нее работать главным? Не везде, но можно. В Турции для этого достаточно лицензии А.

– В Мадриде, надо полагать, вы будете болеть за «Баварию»?

– Я никогда не болел за «Баварию». Я болею за ван Гала. У меня отличные отношения с ним – дружим, можно сказать. Плюс его команда показывает сейчас такой футбол, в который «Бавария» долгое время не играла. Они всегда играли хорошо, побеждали, но такого футбола в их исполнении я не помню.

– Говорят, что Луи ван Гал, уходя в «Баварию», настаивал, чтобы его преемником в АЗ был Шота Арвеладзе. Но вы вроде как отказались.

– Не-не, я не отказывался. Это и правда было так. Когда его спросили, кого он хотел бы видеть тренером, ван Гал был за меня. Но дело до этого не дошло. Не рискнули, и в этом есть много логики. Человек только год поработал ассистентом, и вдруг – главный. А тут Лига чемпионов на носу и так далее. Это совершенно нормально.

– Многие удивлены, что свою первую самостоятельную работу вы получите не в Голландии, а в Турции. Как этот вариант появился?

– Со спортивным директором, который там работает и решает эти дела, я знаком уже 20 лет. Мы вместе работали в «Трабзонспоре», когда я там играл. Еще мой очень близкий друг – Тонулай Кафкас – был последним тренером «Кайсериспора», мы вместе играли в Трабзоне. Он не продлил свой контракт с командой и, когда они сели и стали обсуждать следующего тренера, пришли к выводу, что оптимальный вариант – это я.

– Объясните нам: почему АЗ, став чемпионом Голландии-2008/09, провалился в этом сезоне?

– Ребята изменились. Стали чемпионами, чего-то добились. Может, для кого-то это ничего – выиграть чемпионат Голландии, но для некоторых это многое значит. Некоторые ребята добились и других целей. Ромеро играл за сборную Аргентины и каждую минуту мечтал стать в ней первым вратарем. И он стал. Потом женился, потом дети, потом чемпионство. Некоторые ребята тоже приехали с другой мотивацией: вот мы чемпионы. Иногда это происходит само собой, даже если ты об этом не думаешь. Нет, это не непрофессионализм. Просто может, что-то сделают не на 100 процентов, а на 90. Плюс Лига чемпионов. Плюс финансовые проблемы – не у команды, а то, что случилось у нашего президента. Хотя неудачно мы сыграли только первый круг. Во втором последние 16 матчей не проигрывали вообще.

Кецбая

– Ваш друг Темури Кецбая в прошлом сезоне шумел в Лиге чемпионов с «Анортосисом», а перед нынешним получил в управление большой клуб – «Олимпиакос». Проработал он в нем недолго и еще осенью уступил место Зико. Почему?

– Это надо у греков спросить. У него был почти стопроцентный результат. Он выиграл все четыре игры в квалификации Лиги чемпионов, еще несколько игр в чемпионате Греции, последнюю – сыграл вничью. При этом ни одного гола «Олимпиакос» не пропустил. 16 или 17 забитых голов против зеро. В составе у него было очень много травм, и те футболисты, которые показывают более зрелищный футбол, лечились. На пресс-конференции ему сказали: «Выигрываешь, но зрелищного футбола нет». А он же знает их всех – он же там играл. И он ответил: «А когда вы вообще играли в зрелищный футбол? Напомните мне». Темури – человек горячий, греки тоже не подарок. Может, надо было поступить дипломатичнее. И после этого болельщики начали его травить. Там 24 фан-клуба «Олимпиакоса» – уму непостижимо. И они начали против него борьбу. Пошли к президенту...

– Кецбая сильно переживал по поводу такой отставки?

– АЗ и «Олимпиакос» играли в одной группе Лиги чемпионов, и перед нашим первым матчем – в Афинах – мне уже в аэропорту греки сказали, что утром Кецбая расстался с командой. А я еще за день до этого с ним разговаривал, договорились встретиться – только после игры, а не до. Но когда узнал, сразу набрал его. Он сказал: «Я еще отхожу. С ума меня свели. Президент меня позвал и сказал: у тебя отличный результат, но у меня проблемы с болельщиками». Так что до грузинского дерби в Лиге чемпионов мы не дотянули 24 часа.

– Теперь Кецбая – главный тренер сборной Грузии. Вы связываете с этим надежды?

– Связываю! Я что хочу сказать. Это не вина одного человека. В футболе легче винить одного и сказать, что виноват Хиддинк, Топпмеллер или Купер. Просто я против, когда человек приезжает и говорит: я хочу изменить менталитет футболистов этой страны. Это уже все, по-моему, можно разрывать контракт и говорить ему: «Большое спасибо». Я всегда говорил: мы 300 лет жили под монголами, 150 лет под турками, потом была Российская империя, потом Советский Союз, но никто не смог поменять наш менталитет. Мы – то, что мы есть. Так что, приезжая за две недели до игры, ты должен не менять, а работать с теми, кто у тебя есть. Меня не поменяет никто, это в крови. Но всегда говорят: мы должны поменять менталитет. Если так, то все – кина не будет. Что, Хиддинк у вас менталитет менял? Или в Корее надо было менталитет надо менять? Все говорят: вот грузины, грузины... А почему в таком случае грузины олимпийскими чемпионами становятся?

P.S. Те, кто захотят подписаться на блог «Заводной апельсин», смогут найти нужные кнопки где-то наверху.