9 мин.

Тоже является частью вселенной. Почему не стоит расстраиваться из-за итогов финала Гран-при

В прошлом сезоне в финале Гран-при представительство сборной России ограничивалось шестью участниками, в этом – семью. И в том и в этом году мы завоевали по две медали, но если в Сочи две наши спортивные пары воевали друг с другом (да и то лишь в произвольной программе), то Фукуока встретила нас во всеоружии. Всеоружие это устанавливало мировые и личные рекорды, получало десятки за компоненты и разбрасывалось тройными акселями, в общем, напирало всей мощью своего «зрелого» катания. Блог Контратака пытается объяснить, почему сложившийся расклад - лучший из возможных.

Если и были болельщики, которые ставили под сомнение победу Татьяны Волосожар и Максима Транькова, то их, безусловно, было человека полтора. Попробуем быть честными: заслуженность и «ветеранистость» немцев, волнение олимпийского сезона и прочая борьба принимались нами в расчёт где-то в очередь сотую - сто первую. И хотя уже успел прискакать табунчик инсайдеров, которые злорадно потирают руки и самодовольно восклицают: «Ну я же говори-и-ил!», они хоть самую толику, но кривят душой. Господа, мы все видели осенние прокаты. И вдруг чётко поняли, что прошлый сезон – не сон и не дурман, а Таня и Максим лучшие в мире фигуристы-парники. Наши перспективы в Сочи озарило солнцем мировых рекордов, наступила #стабильность и довольство жизнью. И что сейчас неприятнее – серебро на прогнозируемом спаде формы или чуть потрескавшийся фасад наших ожиданий? Да, они не боги, они могут проиграть, да, ещё не время убирать валидол далеко, да, Алёна Савченко и Робин Шолковы, катавшиеся ещё до Рождества Христова, могут собрать свои измученные травмами тела и откатать так, что все скажут: «О, поглядите, а Робин прыгает ещё и тройные прыжки». И что? Вот что с того, что-нибудь изменилось? Лимит падений исчерпан, килограммы кирпичей бремени безошибочной пары сброшены и уже заживо закатаны в японский лёд. Сколько вы дадите теперь на победу Волосажар/Транькова на Чемпионате Европы, 93 или 97 из 100?

В остальном в Багдаде всё спокойно: Цин Пан и Цзянь Тун уверенно третьи, Меган Дюамель грустно протирает запылившуюся уже бронзу Чемпионата мира, великолепный Хао Чжан готовится принять участие в своей четвёртой Олимпиаде.

Российское одиночное мужское катание напоминает уже чуть ли не Майдан Незалежности. Каждый отстаивает свою точку зрения до нокаута оппонента, коллекционируя расставляемые там и тут минусы для следующей юбилейной инфографики sports.ru. В основном, общественность раскололась на два полюса: «Палыча на Олимпиаду!» и «Макс не торт, Женя_возрождение!». Плющенко принято поддерживать: если ты не поддерживаешь Плющенко, ты предатель Родины и злостный завистник. А вот поддерживать Ковтуна - это моветон, Ковтун – зеленота и нуждается исключительно в побудительных пинках под свой восемнадцатилетний зад. И это несмотря на то, что он уже в августе определился и с музыкой, и с программами, а вот с тренерами – тоже в августе, только в прошлом. Счастлив ли Макс в роли спасителя отечества? Вряд ли он получает от этого столько положительных эмоций, сколько получит Плющенко в случае попадания на Олимпиаду. Ковтун не виноват, что Меньшов, Воронов и Гачинский так легко уступили ему право единолично бороться с Плющенко за путёвку в Сочи. «Дорогие россияне», потерпите немного до Чемпионата России, душе ещё будет, где развернуть диафрагму.

Выступление Максима (и не только его) в финале было фееричным. Повторить щедрый московский результат в короткой программе было практически невозможно, но 80+ - вполне реальный ориентир. Бронза финала Гран-при была всецело отдана на растерзание тем четырём фигуристам, которые не рекордсмены мира. Её взял Набунари Ода, человек и самурай, которому повезло упасть меньше остальных. Он очень недурён в этом сезоне, всё так же искренне и с японской тщательностью старается катать обе программы. Однако отбор в мужскую сборную Японии на Олимпиаду – это тема для докторской диссертации или сценария лихого голливудского байопика.

Что показало выступление Максима в финале Гран-при? Психологически готов плохо, но может, как и Аделина Сотникова, всё. Компоненты подросли ещё немного, четверной тулуп и тройной аксель прекрасно отплюсованы. Пятилетка в три года если и выполняется, то со скрипом, но Ковтун может собраться – как в короткой в Москве или в произвольной в Фукуоке. Сомнений нет, что если Евгений Плющенко всё-таки до Сочи не доедет, Россию там будет представлять Ковтун.

Побудем честными ещё немного: кто не желал победы Юдзуру Ханю? Кто не желал ему победы с падением и великолепными, несмотря на это, оценками? Патрика Чана любить не принято, как не принято любить Зенит или СКА. Рядом с его короткой программой ещё витает призрак блузы бабушки Серафимы из прошлого сезона, а вот произвольная в этом году хороша. Музыка делает 50 процентов впечатления, скорость, пластика при нём. Руки у Чана более плавные, чем у многих североамериканских фигуристок. Как-то неправильно у них там за океаном распределены способности: у Патрика нет такого шпагата, как у Грейси Голд, а у Эшли Вагнер никогда не будет пластики и скольжения Чана. Как бы то ни было, Юдзуру Ханю тоже вырос не у папы Карло в мастерской, а прыгает он даже лучше, чем Брайан Орсер у бортика. Что Брайан сделал с Хавьером Фернандесом, похоже, остаётся тайной даже для них самих, а вот Ханю был неплох и в Канаде, и в Париже. Он может с треском рухнуть на лёд на самом первом прыжке, но форма и характер помогают ему собрать себя по ходу выступления и вколачивать каскады во второй половине программы. До Сочи ещё тягать и тягать, и смогут ли Юдзуру вместе со своим экспрессивным тренером поддерживать и без того хрупкое равновесие весов своих физических кондиций – вопрос. Однако можно быть уверенным, что гитарные запилы великого Гэри Мура будут сниться по ночам Патрику Чану все два месяца до Игр. Судьи раз за разом вежливо поясняют нам, что Чан божественен, но корректный Патрик не может терпеть такого произвола и старается хоть изредка напоминать нам, что он тоже может уступить. Что его не просто можно, а возможно обыграть.

Вероятно, обыграть возможно и Мао Асаду. Японка - девушка впечатлительная, любит подставить вторую ножку на приземлении или не докрутить четверть оборота. В зависимости от состава технической бригады, эти её особенности могут иметь разные последствия. Мао выиграла в финале заслуженно, хотя была в Фукуоке фигуристка, которая откатала обе программы чисто настолько, что даже сама признала это. Юлия Липницкая, несмотря на редкие помарки, никогда не позволяет себе опуститься ниже собственного, давно определённого уровня. Так было в прошлом году на Cup of China, когда она лидировала после короткой программы и уступила в итоге всё той же Мао. Так было и в Москве в этом году. Складывается ощущение, что внутри у этой девочки стержень, который удерживает её на плаву в любой ситуации: позволяет вытаскивать прыжки, в которых не хватает высоты, и буквально ввинчивает её в лёд  на феноменальных вращениях. И вроде знаешь, что да, сейчас на заключительных аккордах Юлию закружит в какой-то немыслимой волне воздуха, а всё равно каждый раз это смотрится будто в первый.

Если кто-то и разочаровал, то это Аделина Сотникова. Мы уже настолько привыкли ждать от неё хоть какого-нибудь титула, что любой её чистый прокат воспринимается как манна небесная. Хотя ей как раз под силу любые элементы, даже судьи уже готовы щедро её плюсовать, осталось отключить голову, как она была отключена в Париже во время произвольной программы и в Фукуоке во время короткой. Если соединить два эти проката в одни условные соревнования, то это была бы бомба, на которую подсознательно надеешься, видя изящные линии Аделины, её выразительнейшие руки и кошачье, парящее скольжение. Её новые программы и костюмы – дело вкуса, но отрицать, что это шаги вперёд, сложно. Сотникова – заложница чужих ожиданий и собственного накручивания, но она всё ещё взрослеет, умнеет, набирается опыта. Когда-то давно он был ей не нужен – маленькой девочкой она переезжала всех, не замечая. Но вдруг оказалось, что мир пока не готов пасть ниц тут и сразу. Упадёт, если не сам, то Аделина снова выбросит всё из головы и добьёт его улыбкой после каскада 2,5 – 3.

Средний возраст нашей женской сборной в этом финале – 15 с копейками лет. И пока ещё есть немного времени, чтобы набить шишки, оттолкнуться не с того ребра или не докрутить второй прыжок в каскаде. Наконец мы дождались момента, когда больше половины участниц – россиянки, и уже не за горами времена, когда такая же ситуация будет на пьедестале.

На десерт оставлено поле боя, которое после каждой битвы остаётся израненным в клочья. Бронзовая медаль финала Гран-при в танцах аккуратно поманила нас пальцем, а потом своенравно передумала и убежала к зелёным колготам Натали Пешала. Оценки французов в произвольном танце – чудо, сродни золоту Сары Хьюз. На Натали и Фабьяна интересно смотреть, но у них нет ни прежней скорости, ни лоска. Их короткий танец в этом сезоне – идейное продолжение прошлогоднего, и судьи, вероятно, что-то такое почувствовали и уже второй раз ставят Боброву и Соловьёва выше французов после первого дня соревнований. Произвольный – отголосок творчества Александра Жулина. Пока эта программа стрижёт потрясающие баллы, но если у российских танцоров чувствуется возможность прибавлять и прибавлять, когда французы уже подобрались к своему потолку. В прошлом году после финала Гран-при ситуация была ещё более критической, а в этом судьи уже выказали желание поставить наших выше. А вот выше Кэйтлин Уивер и Эндрю Поже Боброва и Соловьёв оказались после обоих своих падений, и это очень хороший знак, хоть к олимпийскому произвольному танцу Кати и Димы у многих есть целые депеши претензий. Если смотреть исключительно с прагматичной, олимпийской точки зрения, четвёртое место в этом финале - с бронзовым отливом. Не стоит увлекаться прокатами с нелепыми падениями, но, видимо, Боброва и Соловьёв всё ещё спотыкаются о смену музыки. Вкатать и бороться за бронзу с Еленой Ильиных и Никитой Кацалаповым. Результат в Фукуоке может расстроить локально, но глобально тучи над нашими спортсменами он не сгустил.

Исходя из итогов прошлого сезона, довольно неожиданным было судейство двух североамериканских пар. Несмотря на мировой рекорд, Мерил Дэвис и Чарли Уайт подпустили Тессу Вертью и Скотта Мойра непривычно близко. Однако произвольный танец расставил всё по своим местам, и первое место в Сочи, к сожалению, по-прежнему остаётся незыблемым.

Из всех стран именно представительство России в финале Гран-при было самым масштабным. Для сравнения: от Канады пятеро участников, от Японии четверо, от США всего двое. За китайскую сборную выступило две спортивные пары и Хань Янь, но претендовать на медали в Сочи смогут только Пан и Тун. Из семерых наших участников на пьедестал на Олимпиаде смогут претендовать даже  больше половины, а ведь Елена Ильиных и Никита Кацалапов в финал не попали, а мужское катание стало настолько непредсказуемым, что вешать медали на чью-либо шею, не выступающую за сборную Канады, вообще нельзя. Наше светлое будущее – вот оно, почти уже наступило, чуть форсируемое из-за домашних Игр и немного запачканное переходной ступенью середины сезона, отпечатавшееся на турнире, о результатах которого через два года никто ни за что не вспомнит.