7 мин.

«Почему я сейчас не занимаюсь своим любимым делом, а сижу в этом офисе?»

От несостоявшейся карьеры до основания одной из крупных вратарских школ Санкт-Петербурга

Это история о том, как не сдаться после тяжелой травмы и начать тренировать. Многие футболисты «завязывают» со спортом и мечтой, потому что не могут смириться с тем, что они не смогли заиграть. Сегодня мы расскажем об обратном примере: о том, как можно даже после травмы переехать в другую страну и там открыть свою собственную вратарскую школу. Знакомьтесь, Давид Алтунян - основатель одной из самых крупных вратарских школ Санкт-Петербурга – «Pro keepers».

Карьера в Армении и нехватка тренеров по вратарям

Давид, с чего началось твое знакомство с футболом?

В 2006 году проходил чемпионат мира по футболу, и тогда я влюбился в футбол. Мы с ребятами обсуждали почти каждую игру, потом выходили во двор пинать мяч. И постоянно себе говорили, что тоже станем футболистами.

Почему решил встать именно на раму, а не играть в поле?

Я очень много обращал внимания на игру вратарей. Когда в 2008 играли Испания – Италия, я был под впечатлением от игры Касильяса и Буффона. Дальше выходил на улицу замотивированным, вставал в ворота и представлял себя на их месте, пытаясь как они прыгать за каждым ударом.

До какого уровня ты смог дойти в профессиональном футболе?

Самый высокий уровень - это первая лига Армении, после нее уже идет главное первенство. Но полностью заиграть не получилось из-за травмы.

В командах, в которых ты играл на детском и подростковом уровне, был ли тренер вратарей?

Первая вратарская тренировка у меня состоялась только в 16 лет. И то она проходила лишь 2-3 раза в месяц.

Задумывался ли ты сейчас, каких тебе вещей не хватило в тренировочном процессе, когда ты был игроком?

Тренеры вратарей обычно приходили на короткое время, максимум на 10 месяцев. Потом пауза и команда опять ищет тренера. В такие моменты приходилось всю информацию искать самому, вести конспекты. Когда есть тренер, который на практике знает, как что работает – это неоценимый опыт и другой уровень.

Принятие себя, как тренера

Как решил стать тренером?

К сожалению, после травмы и неудачной карьеры в Армении решил тренировать в местном клубе. Было тяжело морально, особенно когда ты видишь, как на соседнем поле занимается твоя бывшая команда, а ты уже не можешь играть в футбол.

После этого решили с семьёй переехать в Россию. Попробовал на 1,5 года отвлечься от футбола, работал в других сферах. В июле 2021, сидя на работе, задал себе вопрос: «Почему я сейчас не занимаюсь своим любимым делом, а сижу в этом офисе?». Решил, что надо возвращаться в футбол. Стал отправлять резюме в местные питерские школы, и меня взяли. Стал бороться с тем, что до сих пор хочу играть. Понял для себя, что теперь не могу мыслить как игрок и должен забыть об этом, теперь только тренерство.

Сейчас у тебя своя вратарская школа, как ты пришел к этому?

Прошел ровно год, как начал работать тренером. Ребята начали записываться ко мне индивидуально.  Вырос спрос на дополнительные тренировки. Понял, что спокойно могу открыть свою школу именно для вратарей.

Был ли страх, что не получится? Ведь тренировать детей и одновременно быть владельцем школы сложнее, чем условно просто тренировать вратарей в какой-нибудь школе.

Сомнений не было, потому что смог себя зарекомендовать в питерских школах. Стал очень уверен в своих силах и знаниях.

О школе «Pro keepers»

Сколько в твоей школе сейчас вратарей?

В школе на данный момент 60 вратарей.

Сколько в среднем у тебя вратарей на одной тренировке?

На одной тренировке 5-6 вратарей. В целом в каждом филиале по 20 вратарей (всего 4 филиала). Их я делю на 4 группы. Каждая группа приходит в разное время.

Как удается одному тренировать всех их?

Составляю расписание так, чтобы у конкретного филиала был конкретный день, и я мог успевать уделять время каждой группе. Да, я мог бы расширить группу и мне было бы легче, но это неправильно. При большом количестве вратарей тренировка будет неполноценной, а так можно всем уделить время.

Первое с чего ты начинаешь работу с новым вратарем?

Первое – знакомимся, немного шутим, чтобы обстановка была по душе. Они должны понимать, что пришли не к злому дяде, а к человеку, который заинтересован в их развитии и готов помочь.

В одной группе у тебя 6 человек.  Как обычно распределяются обязанности по ходу тренировки?

Троих я ставлю на упражнения в ворота, три других вместе со мной бьют им. И так мы работаем по кругу. Никому не приходится ждать своей очереди, каждый занят своим делом.

Вратарская техника и почему важно смотреть за игрой профессиональных киперов

Какие обычно элементы западают у детей?

В основном это техника падения и ловли мяча. Но за месяц это спокойно можно подтянуть, даже если игрок только начинает оттачивать технику.

Полезно ли юным игрокам наблюдать за игрой современных киперов, и как из их игры почерпнуть что-то для себя?

Конечно, это важно, и я всем советую смотреть футбол. Нужно обращать внимание на голкиперов: как они выбирают позицию, смотреть их технику, игру на выходах. Таким образом, начинающие игроки не только чему-то учатся, но и мотивируют себя.

Давай разобьём вратарей на три возрастные группы: от 7 до 10, от 11 до 14, от 15 до 18. Какие наиболее важные элементы техники для каждой группы ты можешь выделить?

7-10 лет – техника - правильная ловля мяча.

10-14 лет -  игра ногами, качественные броски руками.

15-18 дет - это уже полноразмерное поле. Тут важен каждый элемент, но проблематичнее всего в этом возрасте - игра на выходах. Вратари часто неправильно рассчитывают расстояние между своими защитниками и местом, куда прилетит мяч при длинной передачи.

Что для вратаря важнее: техника или психология?

И то, и другое очень важно. У меня есть вратари, у которых шикарная техника и вратарское знание, но в матчах они не справляются с нервами. А другие наоборот слабее в технике, но настолько уверены в себе, что вытаскивают матчи на психологии и к тому же этим заряжают партнеров.

Ты сам из Армении, и карьера футболиста состоялась именно там. Тренируешь в России. Есть ли различия в работе с вратарями там и тут?

Разница только в плане методики работы тренеров. Правда, у меня было мало тренеров по вратарской части в Армении, они были очень хорошими, но, безусловно, в России их больше.

Что ты смог взять самого ценного от твоих предыдущих тренеров/наставников? У меня был хороший тренер по команде Тигран Геворгян, который очень дружелюбно относился к нам и всегда поддерживал нас. Атмосфера была такая, что мы не боялись допустить ошибку. Сейчас я стараюсь относится также и к своим ученикам, чтобы они чувствовали себя раскрепощённо.