9 мин.

Магнус Карлсен ждал новое поколение в шахматах. Встречайте, оно пришло!

В последние годы мы не раз говорили о том, что в двери элитных шахмат активно стучится новое поколение. Но если совсем недавно его воплощал один-единственный Фируджа, то теперь от этих парней буквально нет отбоя! Меж тем главные звезды, которым сегодня уже за 30, медленно, но верно начинают путь с ярмарки. Самое яркое подтверждение этому – рейтинги. Достаточно просто сравнить коэффициенты в начале и на финише 2022 года.

Почему не ждем до конца года, когда рейтинг-лист будет отлит в металле? Дело в том, что мировой шахматный календарь, как обычно, составлен как бог на душу положит, и если по весне организаторы или ФИДЕ пытались найти хотя бы один свободный денек, оставшаяся часть года оказалась совершенно пустой. Следующий большой турнир в январе 2023 года, в Вейк-ан-Зее. А пока нам остается лишь развлекать себя изучением исков Ниманна.

Тренд нынешнего года был определен в самом конце декабря-2021, когда 17-летний на тот момент Абдусатторов обставил в чемпионате мира по рапиду всю мировую элиту, включая Карлсена, Каруану и Непомнящего. Весной, правда, «старики» взяли свое. Карлсен смял всех в Вейк-ан-Зее, а потом без проблем занял первое в Ставангере. На «Гран-при» ФИДЕ круче всех был уже ушедший на пенсию Накамура, в Бухаресте феерил 52-летний Ананд, в Мадриде в турнире претендентов не было равных Непомнящему. Но во всех эти турнирах не было ни одного тинейджера кроме Фируджи, а у Алирезы этот год явно не задался.

Молодняк жил как будто параллельной жизнью, играя в основном в опенах, – и выкашивая в них под ноль всех соперников до единого. Увы, в мировых шахматах не существует иного рецепта подняться наверх: набивай рейтинг в открытых турнирах и надейся на то, что тебя заметят. Такую же школу в свое время прошли Ананд, Широв, Крамник, Камский и другие звезды 1990-х. Не избежал этой доли даже Карлсен, хотя его заметили очень быстро.

Но на эти успехи мало кто обращал внимание пока не пришла олимпиада в Ченнае.

Этот турнир точно открыл всем глаза. Победил Узбекистан, имевший 17-й номер на старте и средний возраст игроков в 20 лет, а третей стала Индия-2, где играли четверо пацанов в разбросе от 16 до 18 лет. Но еще убедительней выглядели индивидуальные результаты по доскам, которые уже не говорили, прямо-таки кричали, что новое поколение пришло!

16-летний Гукеш, лидер Индии-2, начал в 8 подряд побед, и должен был одержать девятую – над Абдусатторовым. Но Нодирбек держался из последних сил, поймал Доммараджу в последнюю ловушку, и добыл для своей команды «золото». Даже несмотря на это, у Гукеша 1-е место на 1-й доске. Вторым стал Абдусатторов, третьим – некий Карлсен.

18-летний Нихал Сарин стал лучшим на 2-й доске. Медалями на 3-й доске обзавелись еще двое индийцев: 18-летний Арджун Эригайси и 17-летний Рамешбабу Прагнананда, ну а 16-летнему узбеку Жавохиру Синдарову чуть-чуть не хватило места на пьедестале.

По ходу турнира безотказные Гукеш, Эригайси, Абдусатторов (все трое сыграли 11 партий) стали членами элитного клуба «2700». Причем, если новоявленный олимпийский чемпион едва переступил его порог, молодые индусы залетели прямиком в топ-20. Они продолжили прорубать просеки единичек и в других турнирах, практически не останавливаясь.

А вот у многолетних лидеров маховик наоборот закрутился в другую сторону. Причем, чем дальше, тем быстрее. Прилично потеряли все американцы, которые приехали в Индию за гарантированным «золотом» олимпиады (еще бы, в отсутствие команд России и Китая и с 50-очковым перевесом в среднем рейтинге над конкурентами), но едва зацепились за 5-е место! Мало что получалось и у лидеров других команд, разве что у возрастной Армении. Но в Ченнае выяснилось и нечто большее. Что такой исход – это не какие-то «перегибы на местах», но системная проблема. Чуть не каждая встреча элитных игроков с шахматными продиджи заканчивалась тем, что проблемы возникали не у последних. А встречались бы они чаще, чем раз в два года, эта тенденция стала очевидной уже для всех вокруг.

Но давайте от слов – к цифрам. В прежние годы, когда рейтинг-лист ФИДЕ появлялся раз в полгода, наблюдать за трендами было легко. Кто-то пошел вверх, кто-то вниз. Сразу была заметна активность игрока, ведь в один месяц можно сыграть хоть 30 партий, в другой – 0. С ежемесячным обновлением это «ощущение времени» значительно размывается.

Мы сравнили рейтинг-листы на 1 января и 1 ноября (по живому рейтингу) 2022 года. В этой таблице лучшие 25, а далее – шахматисты не старше 22 лет, входящие в «Топ-100»:

Цифры говорят сами за себя. Молодые сегодня играют много и успешно. А те, кому за 30 (тому же Карлсену скоро стукнет 32), играют немало, но совсем не так результативно. Вы, наверное, скажете, что подобная тенденция была всегда. И – ошибетесь! Со времен взлета поколения нынешнего чемпиона мира ничего такого не было. Его пик случился в 2014 году, когда в Цюрихе сумели собрать турнир XXIII категории, с рейтингом свыше 2800.

Все следующие годы плюс-минус было одно и то же: богатые богатели, бедные приходили, отдавали свой рейтинг и откатывались назад, за пределы 2700. Теперь наоборот.

В 2022 году «Топ-20», если не брать Накамуру, Ананда и Карякина, не играющих активно в классических турнирах, то потери элиты составили невероятные 183 пункта Эло.

Если взять игроков элиты старше 30 лет (опять же без этих троих), их потери составили 62 пенка, старше 35 – 93. При этом шахматисты «Топ-100», не достигшие 20 лет, прибавили 461 пункт. Если же добавить к ним тех, кто не достиг 23 лет, – у них и вовсе +592!

Еще интересней выглядит расклад по странам. Больше всего потеряли американцы. Если брать без Накамуры, не входящего в сборную США, у них -21. Сравните-ка с +280 у Индии без Ананда или с +143 у Узбекистана. Причем, чем больше они играют, тем больший у них плюс: у индийцев в среднем по 85 партий на брата, у узбеков – 68, а у США – 33.

Увы, померить статистику россиян (которым теперь запрещено играть под триколором, их можно обнаружить под флагом ФИДЕ) или китайцев бессмысленно. Одни почти не играли из-за санкций, другие – из-за продолжающихся второй год подряд волн ковида.

Ну и, наконец, – о героях и антигероях 2022 года.

Лучший среди 30-летних, конечно, Накамура. Хикару, который официально объявил о том, что заканчивает профессиональную карьеру и теперь будет стримером, был номинирован ФИДЕ в серию «Гран-при», был вынужден ее выиграть и сыграть турнир претендентов. Он за 36 партий прибавил 32 балла, поднялся на 5-е место и… забил на «классику».

Из тех, кто еще продолжает играть, отличился, конечно, Непомнящий. Победа в Мадриде и место в матче на первенство мира принесла ему больше 30 очков. Часть потерял в других турнирах, но +20 вместе с рекордным в карьере рейтингом достойный итог года.

А вот другим звездам не позавидуешь. Рухнули почти все участники Champions Chess Tour 2022 года, включая даже 19-летнего Фируджу! Полетели в пропасть Каруана, Мамедьяров, Раппорт, Вашье-Лаграв, Дуда, не говоря уже об Ароняне.

Левон, отпраздновав свое 40-летие, потерял за год 37 пунктов, неудачно завершив почти все турниры на своей новой родине – от выступления на олимпиаде за сборную и до чемпионата США.

Главный рекордсмен года – Доммараджу Гукеш. Он начинал 2022-й с рейтингом 2614, где-то в глубине второй сотни. Сыграв за 10 месяцев 105 партий, он прибавил 112 пунктов, – и с рейтингом 2726 занимает 22-ю строчку. А на пике – 2732, он 1 октября был 18-м!

Он исколесил весь мир, набирая очки в лигах Бангладеш, Турции и Испании, на Delhi Open, Reykjavik Open, La Roda Open, Menorca Open, Sunway Open, Sharjah Masters, Gijon Open, Biel Grandmaster, олимпиаде и клубном чемпионате Европы. Если добавить ко всему этому еще рапид, блиц и онлайн-турниры, в которых Гукеш активно играл, вряд ли у этого 16-летнего парня был хоть один день, когда он не играл, готовился или куда-нибудь не летел.

Не менее плотным получился год и для его соотечественника Арджуна Эригайси. В какой-то момент тот шел с небольшим опережением графика, но в конце чуть сбросил обороты и остался позади. Из 108 сыгранных партий он сумел выжать «всего» 91 пункт. Но зато взял путевку в Вейк-ан-Зее 2023 года, буквально разорвав второй турнир – 10,5 из 13!

На фоне этих ребят Абдусатторов кажется каким-то лентяем – Нодирбек сыграл всего 58 партий, за которые прибавил 62 пункта. Чуть меньше, чем Рамешбабу Прагнананда. Того еще недавно видели главным индийским талантом, однако невероятный подъем Гукеша и Эригайси отодвинули его на второй план. Но, имеющий опыт удачной игры с Карлсеном, «Прага» наверняка еще свое возьмет, работа с Анандом и Крамником даст свое.

Нельзя обойти вниманием и Ниманна. Уж каким бы способом он не набирал свои очки, за год Ханс стал впритык к 2700, а его рекордные 112 партий говорят о том, что он и дальше готов копать руду. Если только его полем боя теперь не станет американский суд.

Увы, глубокое разочарования от выступления единственного молодого россиянина Андрея Есипенко. Если год назад он крушил Карлсена и виделся одним из фаворитов Кубка мира в Сочи, то в этом – не одержал ни одной знаковой победы, потерял под 50 очков, вылетел из клуба «2700» и уже вряд ли кем-то воспринимается как будущий чемпион мира.

С нетерпением ждем 2023-го шахматного года. Вряд ли в нем будут такие же синхронные прорывы наверх как в этом, но он должен напрямую и массово столкнуть представителей двух поколений, после чего нам будет окончательно ясно, – кто из них чего стоит?