6 мин.

Хищник без когтей

Натужная победа над «Северсталью» не доставила болельщикам «Ак Барса» большой радости. До начала плей-офф команде осталось провести около десятка матчей, а подопечных Зинэтулы Билялетдинова, словно захворавших неведомой болезнью перед началом чемпионата, по-прежнему лихорадит.

Главный тренер чемпионов и сами игроки, отвечая на вопросы о причинах неудач, недоуменно пожимают плечами, а посещаемость «Татнефть-Арены» тем временем продолжает снижаться. Списывать все на невезение, о котором так часто говорит Билялетдинов, согласитесь, было бы неправильно.

Завоевать золото трудно, еще сложнее удержаться на верхней ступени пьедестала. Об этой старой истине руководство «Ак Барса» прекрасно знало, поэтому в межсезонье селекционный штаб, как бы сейчас его не критиковали, поработал на славу. Стоп. А как же Телльквист, покинувший Казань уже в ноябре? А почему отпустили Олегу Петрова, Мортенссона и Хентунена? А зачем взяли Кетова, если собственной молодежи навалом?

Начнем с вратаря. Вот скажите, если бы в мае 2009-го вы, окажись на месте генменеджера «барсов» Шавалеева, выбирали между игроком «Баффало», олимпийским чемпионом Телльквистом и голкипером скромнейшего «Лукко» Веханеном, то с кем был бы подписан контракт? Конечно, можно было обратить внимание на то, что швед по большому счету никогда не был основным вратарем в своих командах, но ему всего 30 лет (смешной возраст для представителей его амплуа). Да и в олимпийский сезон он бы из кожи вон лез, чтобы показаться перед тренером сборной. Что ж, где-то не получилось, но прямой вины руководства клуба в этом нет.

Удержать любимцев казанской публики Петрова, Мортенссона и Хентунена было сложно из-за желания самих игроков сменить обстановку. Конечно, можно было пообещать им все нефтедоллары Татарстана, но, собственно, зачем? Приобретенные Песонен, Иммонен и Терещенко находятся в расцвете сил, так что этот размен был равноценным. Ветеранам нужно сказать спасибо, но состав команды в любом случае было необходимо омолаживать. Пока, правда, новички себя находят с трудом. Песонен по-прежнему мысленно играет за фарм-клуб «пингвинов». Чаще всего фланговые проходы казанской «десятки» завершаются щелчком с дальней дистанции, а такие броски угрозы вратарям не несут, учитывая то, как «барсы» играют на чужом пятачке.

То же самое можно сказать и об адаптации Иммонена, техничнейшем хоккеисте, который в сборной Финляндии показывает куда более интересный хоккей. Эта связка регулярно выходит на лед при игре в большинстве, но результатов пока не приносит. В этом году они набрали 21 и 29 очков, в прошлом 88 и 75 – разница, согласитесь, существенная, даже если сделать скидку на силу чемпионата АХЛ и финской лиги. Легионеры будто стесняются брать на себя бремя лидерства, и эта скованность мешает им на площадке.

Отдельно о Терещенко. Странно слышать рассуждения о том, что он – нападающий, набравший за два последних сезона более 100 очков, – не хоккеист уровня ведущих звеньев «Ак Барса». Когда в начале сезона снайперы казанцев Зарипов и Морозов, специально или нет, не утруждали себя игрой в обороне, именно экс-уфимец пахал у своих ворот за троих. Отсюда и травмы, отсюда и невысокая результативность, отсюда и недовольство болельщиков, которые ждали от форварда сборной России больше голов. В матчах за национальную команду первое звено казанцев, и в том числе Терещенко, играло эффективно во многом из-за того, что в защиту возвращались вся тройка нападающих. Середину сезона Алексей провел неровно во многом из-за проблем со здоровьем, а также какой-то нервозности, появившейся в результате незабивной серии. Сейчас, когда три первых звена «Ак Барса» проводят на льду примерно одинаковое количество времени, именно к тройке Терещенко претензий меньше всего. По крайней мере по самоотдаче.

Приглашение Кетова тоже было оправданным. За три сезона, проведенных в «Ладе», 23-летний форвард забил 48 голов, так что на него можно было смотреть, как на потенциальную замену Морозова. В «Ак Барсе» Кетову пришлось играть в четвертом звене, то есть практически не выходить на реализацию лишнего, плюс на его состоянии сказались проблемы в семье. Евгений сам говорил, что в какой-то момент сосредоточиться на хоккее ему было сложно. Такие вещи заранее предвидеть не может никто.

Единственный прокол трансферной службы чемпионов КХЛ – отсутствие приобретенных защитников. Звучит немного странно, учитывая низкую результативность «барсов», но в плей-офф, оборона может стать их самым слабым звеном. Осенью гендиректор казанцев намекнул на возможное появление защитника-иностранца, но в итоге последнюю легионерскую вакансию занял Хювенен. Подписав летом Щадилова, Шавалеев пошел на риск, который себя не оправдал. Можно было подстраховаться, зная о травматичности Игоря, и купить еще одного опытного защитника, но это сделано не было. Если Никулин, и без того играющий не шатко не валко, приедет после Олимпиады в разобранном состоянии, а Первышин, не дай бог, получит травму, оборонцев уровня первой пятерки в «Ак Барсе» просто не останется. Мухачев и Панин, и Емелин с Буравчиковым и Медведевым – ребята старательные, но в плей-офф с ними далеко не пройти.

У лидеров казанцев – Зарипова, Морозова и Никулина – прошлый сезон выдался чрезвычайно насыщенным. Победа в Кубке Гагарина, золото чемпионата мира – все это отняло кучу сил и эмоций, поэтому к началу сезона игроки подошли в нелучшем, прежде всего, психологическом состоянии. Не хочется обвинять хоккеистов в недостатке настроя или отсутствии мотивации – давайте все-таки верить Билялетдинову, но показалось, что в некоторых матчах глаза у них просто не горели. Морозов в какой-то момент перестал отрабатывать в обороне, Зарипов увлекался индивидуальными действиями, авантюрные рейды Никулина заканчивались потерями у собственной синей линии и последующими удалениями.

Лидеры ожили после Кубка Карьяла, но всплеск этот продолжался недолго. Матчи, в которых все три казанских олимпийца одновременно играли бы ярко, можно пересчитать по пальцам. Начнет забивать Морозов – исчезает Зарипов, фартит Данису – капитан не может попасть по пустым воротам. 95-й номер «Ак Барса» вообще рискует установить неофициальный рекорд по количеству нереализованных моментов. Невезение? Не исключено. А может просто голова в момент броска занята чем-то другим, вот и не получается у Морозова сконцентрировать внимание на шайбе.

Впрочем, вешать всех собак на первое звено неправильно. Помощи от третьей тройки оно ждет с начала чемпионата, но два экс-динамовца Степанов и Бадюков и забивают мало, и в обороне играют крайне нестабильно. Дежурные слова «стараются, борются, не везет» можно отнести и к ним, но посмотрите на цифры. На двоих они заработали показатель полезности минус 17, что, учитывая их низкую результативность, сродни катастрофе.

Имеются вопросы и к Билялетдинову. Порой, так и хочется сказать: «Зинэтула Хайдярович, ведь вы же работали в Северной Америке! Вспомните, как смело тасуют звенья там, не боясь обидеть звезд». Тренер «Ак Барса» словно стал заложником пары священных коров – Морозов плюс Зарипов, которая делала результат на протяжении нескольких сезонов. Даже когда у бомбардиров казанцев откровенно не шла игра, Билялетдинов продолжал выпускать их на лед вместе, не рискуя придумывать что-то новое. Еще в сентябре Денис Куляш по секрету выдал всему свету рецепт победы над чемпионами: «Закройте первое звено, и все будет в порядке». Прошло 3 с половиной месяца, но это по-прежнему действенный совет. Замена Терещенко на Капанена и перевод Казионова в тройку к финнам вроде бы решил эту проблему, но январский провал показал, что радоваться раньше времени не стоит.

Хуже остальных соискателей Кубка Гагарина команда Билялетдинова играет в большинстве. Не смотрите на официальную статистику, которая скажет вам, что по этому показателю «барсы» идут в числе лидеров. О том, что у чемпионов проблемы с реализацией лишнего, знают даже девушки из группы поддержки. Комбинацию пас Никулина – бросок Морозова соперники досконально изучили, а ничего другого – действительно интересного – тренеры татарстанской команды не придумали. Их спецбригадам не хватает силового форварда, который бы дежурил у ворот в надежде поймать отскочившую шайбу. Вместо этого атакующая пятерка казанцев академично обстреливает вратаря соперника с дальней и средней дистанций. А посмотрите, как наказывают соперников за грубость «Салават Юлаев» и СКА!

Официально путевку в плей-офф «Ак Барс» может оформить уже завтра – в игре с «Атлантом». Какой предстанет команда Билялетдинова в матчах на выбывание – сейчас не скажет никто. Зато понятно другое. На одном только желании, которого, по словам тренера, у его хоккеистов хоть отбавляй, пройти дальше первого раунда у чемпионов не получится. И дело здесь совсем не в невезении.