2 мин.

Первый вкус олимпийской реальности

Попытка осмыслить, что это было - для всего вида спорта, без привязки к персональным переживаниям

скалолазание токио-2020

Фото: Димитрис Тосидис / International Federation of Sport Climbing

Пусть заглавной иллюстрацией будет кореянка Сё Чэ Юн. Потому что она залезла выше всех в трудности.

Первое. Это было шикарное зрелище. Все пролазы в исполнении всех. И да, попытки скоростниц в боулдеринге и трудности тоже, - зная и понимая, чего это им стоило.

Второе. За один этот день можно было увидеть практически весь спектр чисто соревновательных лазательных ситуаций - без технических индицидентов и отвлечений на посторонние моменты, - накопленных за новейшую историю скалолазания как "большого спорта".

Третье. Это была трансляция ценностей скалолазания на масштабах миллионных аудиторий. Где, среди прочего, удалось абстрагироваться от шаблонов "битв" и "противостояний" вместе с технологиями интриг и скандалов. Где ещё считается крутым быть искренним, без игры на публику по сценарию, подсказанному менеджером, маркетологом и пиарщиком.

Новость IFSC: Garnbet grabs first place in Tokyo 2020 Women's Combined Qualification

"In the Speed round, Poland’s Aleksandra Miroslaw clinched the first ever women’s Speed Olympic record with a time of 6.97 seconds – a mere 0.01 second away from the current world record time of 6.96. This put the Polish climber into first position heading into the next round".

Вот, даже с модой на феминитивы в текстах не стали заигрывать.

Наши Виктория Мешкова, Юлия Каплина и Алексей Рубцов сделали всю эту историю ближе нам. В масштабах, которые казались нереальными в "доковидные" и "более экономически благоприятные" годы.

И да, строить и открывать скалодромы - это хорошо и правильно. И тренироваться на скалах - здорово.

В качестве опасения, какой сценарий может стать кризисным для спортивного скалолазания? Курс на "гонку вооружений", накачивание ценности "добыть золото" и настроений "всё для победы". История предыдущих всплесков популярности скалолазания, в частности, - в 1990-е с имиджем "экстрима" и своего масштаба спонсорскими контрактами, - уже помнит такое. Кстати, вы в курсе, что производитель скальников FiveTen (5.10) - давно часть империи Adidas?

Восьмёркам финалистов - из Европы, Америки, Японии и Кореи - искренне удачи!