15 мин.

«Перематывая пленку». Джо Кальзаге и Рой Джонс

Вечером восьмого ноября 2008 года на арене «Мэдисон Сквер Гарден» состоялся бой, который я ждал как никакой другой. Из-за разницы часовых поясов Россия увидела этот поединок ранним утром уже девятого числа. На ринг вышли две полные противоположности. Один из этих бойцов на протяжении всей карьеры в ринге был очень ярок, высокомерен и циничен в поединках с заведомо уступающими ему в классе противниками. Этот парень выходил в ринг развлечь себя в первую очередь. Его соперник же всегда отдавал себя на ринге полностью. Физические возможности и природный талант никогда не гарантировали ему статус фаворита. Он часто был аутсайдером, часто переламывал поединки, вставал после падений и всегда выходил победителем из любых схваток. Бои первого напоминали стандартный рэп-клип тех лет, где все было дорого и богато. После просмотра такого клипа обычно в душе и мозге ничего не остается, кроме воспоминаний о эффектных чернокожих танцовщицах. Поединки второго напоминали клубный концерт какой-нибудь провинциальной британской рок-группы. В тесном прокуренном помещении с перебоями звука, пьющим вокалистом и криками толпы. И выходишь ты из такого помещения преисполненным и пьяным. Все песни там были яркие и запоминающиеся, а если где-то и не было мелодии, то ребята брали драйвом и искренностью.

Про первого сказано и написано на просторах бывшего Союза много и в основном положительном ключе. Второй незаслуженно обделен вниманием. Пройти мимо этого очень сложно. Поэтому все, что вы прочитаете в первой части — это не просто статья про боксера. Это в первую очередь благодарность человеку, подарившему мне, а может и вам много красочных боев и красивых сюжетов. Человеку, который выдавал на ринге все, на что был способен, а иногда и больше.

Часть 1. Джо Кальзаге

 «Таким образом, многие из несчастных уцелевших, захваченные в горах, были массово уничтожены; другие, изнурённые голодом, подходили и протягивали руки врагам, чтобы навеки стать рабами, если, однако, их не убивали немедленно, что они считали за высочайшую милость. Другие же стремились к заморским областям с великим рыданием…» - Гильда Премудрый. Ок. 540 года нашей эры.

Осенний Уэльс

После англосаксонского завоевания бритты, населявшие Британию испокон веков, оказались в бедственном положении. Часть была истреблена, часть пошла в услужение новым хозяевам острова, а некоторые пересекли Ламанш и обосновались в Бретани. Но многих вытеснили в западные земли острова, в Корнуолл и Уэльс. Корнуольцы со временем смешались с англосаксами. Валлийцы же продолжали вариться в собственном соку и так как находились на самой окраине острова, меньше всего подверглись иноземному влиянию. Череда постоянных междоусобных войн на этом маленьком клочке Альбиона, смена правителей, пренебрежительное отношение англичан не уничтожили нацию, а скорее сделали ее ни на кого не похожей. Даже внешностью и поведением валлийцы отличаются от соседей, которые считают, что наследники древних бриттов злые, импульсивные, черноволосые и более смуглые, нежели они сами. Со временем это размывается, но до сих пор различия все-же просматриваются. Кто-то усматривает в них латинские черты.

Может быть, именно поэтому молодой итальянский хиппи Энцо Кальзаге, исколесив всю Европу в качестве уличного музыканта, обосновался именно в Уэльсе. В маленьком Ньюбридже. Менталитетом и внешностью жители его новой родины чем-то напоминали жителей Сардинии, откуда он родом. Бросив бродяжническую жизнь, он устраивается на работу кассиром в ресторане. Там же работала официанткой юная Жаклин. У молодой пары завязываются романтические отношения, и вскоре они расписываются. Впоследствии у них рождается трое детей: девочки Мелисса и Соня, а также мальчик Джо.

Энцо продолжил заниматься музыкой. На фото крайний слева

Джо с детства был очень спортивным. Он выступал за школьную футбольную команду и подавал надежды. Но когда ему было девять, его жизнь и жизнь семьи резко изменилась. Энцо уже не работал кассиром. Он стал кондуктором в автобусе и брал в поездки с собой Кальзаге младшего. По пути их следования был боксерский зал, и однажды отец вместе с сыном решились в него зайти. Джо сразу же произвел впечатление на тренера Пола Уильямса, и тот решил взять ребенка в секцию. Энцо, в юности эпизодически занимавшийся боксом, был принят в качестве помощника тренера. Именно в маленьком зале Ньюбриджа началась карьера лучшего бойца в истории суперсреднего веса.

Любительская карьера поначалу складывалась хорошо. Он выиграл четыре чемпионата Великобритании среди школьников, а в 1991 году победил уже на взрослом уровне. Но на Олимпиаду в Барселоне он не поехал. Несмотря на то, что он был чемпионом страны. Его не пустили даже в отбор к соревнованиям. Вместо него поехал Робин Рид, который завоевал бронзовую медаль. Мало того, что решение было несправедливым, но к тому же очень странным. У Джо с детства были очень слабые кулаки и запястья. Он их постоянно травмировал. Поэтому вместе с отцом, который, к тому моменту стал его тренером, они выработали своеобразную манеру ведения поединка. За счет безумного кардио он мог наносить несметное количество не самых сильных ударов с бешенной скоростью. В олимпийском боксе девяностых, где все было построено на наборе очков, это было незаменимое качество. Возможно, мы потеряли олимпийского чемпиона. С другой стороны, у него был несильный, но точный удар, и именно с помощью него он ронял людей. Да, Молодой Кальзаге вырубал соперников. Уже во второй части карьеры, когда его кулаки окончательно превратились в мякиш, и из-за этого часто срывались поединки, он сосредоточился на количестве, а не на качестве.

Обидевшись на Британскую ассоциацию бокса, он решил завершить карьеру любителя и в 1993 году дебютировал на профессиональном ринге в андеркарде боя главных тяжеловесов Британского бокса девяностых Ленокса Льюиса и Фрэнка Бруно. В первом же раунде он нокаутировал джорнимена Пола Хэнлона. В общей сложности он остановил (причем преимущественно в первом раунде) двадцать два своих первых соперник, а пока в бою за вакантный пояс WBO в суперсреднем вес не встретил звездного ветерана Криса Юбенка.

Джо Кальзаге – Крис Юбенк. 11.10.1997

Пританцовывающий Кальзаге, выходящий на ринг, расположенный на переполненном стадионе футбольной команды «Шеффилд Юнайтед» это сигнал. Настало время молодых и голодных. Худой и непрезентабельный парнишка на фоне монументального Юбенка выглядел довольно жалко во время представления бойцов. Уже в первом раунде, после первого же наскока Джо эта иллюзия рассеялась.  Крис на полу, хотя и не показывает вида, что его это очень сильно волнует. Он старый лис с четырнадцатью защитами титула в суперсреднем весе.  Он знает, где и когда добавить, знает, как затянуть соперника в глубокие воды, знает, как усыпить бдительность. В середине боя ветеран даже переламывает ситуацию и берет несколько раундов. Но Джо после этой взбучки только увеличивает темп и продолжает сыпать удары пачками. Концовка превращается в натуральное побоище, в котором лучше был Кальзаге.

Они с отцом, который к тому времени стал уже и полноценным менеджером пошли на риск. После череды проходных соперников выйти на одного из лучших бойцов в истории страны было довольно дерзко, но необходимо: «Этот опыт из 12 раундов научил меня всему, что я знаю в боксе».  Это одно из тяжелейших испытаний в его карьере.

Наш старый знакомый в необычном для себя положении

«Кто-то подошел ко мне после той 12-раундовой войны с Юбэнком и сказал: «Джо, ты выиграл титул чемпиона мира. Сохранить его будет намного труднее». Я подумал: «Надеюсь, что нет!».

Джо Кальзаге – Байрон Митчелл. 28.06.2003

Джо в чем-то повезло. Сохранить свой титул чемпиона оказалось не так и сложно. Новых Юбенков на горизонте не предвиделось. Каких-то других ярких соперников заманить в Великобританию тоже не получалось. За почти шесть лет, прошедших с боя против Юбенка, валлиец провел двенадцать защит против достаточно средних оппонентов. Из соперников можно выделить лишь Омара Шейку, которого он удосрочил в первой половине боя, и не пустившего нашего героя на олимпиаду Робина Рида. С последним выдался крайне напряженный и зрелищный (как и большинство боев нашего героя) поединок, по результатам которого Кальзаге победил лишь раздельным решением.

Из реальных целей остались лишь те небожители по другую сторону океана, которые не решались рисковать против опасного и непопулярного в США боксера и непобежденный обладатель двух поясов в этом весе Свен Оттке. Бой с последним, намеченный на 2003 год сорвался по причине травмы руки у Кальзаге. В итоге после долгих поисков в Кардифф был привезен бывший чемпион Байрон Митчелл.

Давайте честно. Оттке вряд ли бы взял у Кальзаге больше двух раундов. С американскими звездами он успеет встретиться в конце своей карьеры. А вот бои вроде «Джо Кальзаге – Байрон Митчелл» бывают только раз в жизни. Бескомпромиссная рубка в первом же раунде, во втором первый раз в своей карьере Кальзаге оказывается на настиле, тут же встает и в размене роняет уже Митчелла. Оставшуюся часть раунда валлиец гоняет американца по рингу, и бой заканчивается остановкой. Многие тогда подумали, что рефери рано остановил бойцов. Но вы вспомните те кровопролитные сражения на Британских рингах девяностых, мимо которых ваш покорный слуга пройти не мог. Рефери там давал поработать. И к чему такая работа приводила, мы тоже все знаем. Может, под влиянием именно тех событий контролирующие органы стали более осторожны и при малейшей опасности для здоровья боксера стали перестраховываться. В боксерских кругах даже появился термин «Британская остановка».

Джо Кальзаге – Джефф Лейси. 04.03.2006

В 2006 году это наконец-то случилось. Через девять лет и семнадцать защит пояса WBO «Итальянский дракон» был непререкаемым авторитетом в этом весе. Настало время объединения. Помимо пояса Кальзаге, в бою с Лэйси разыгрывался пояс IBF, принадлежавший американцу, и вакантный пояс журнала «The Ring». Именно последний ремень давал неофициальный титул лучшего бойца суперсреднего веса.

Джефф Лейси считался уменьшенной версией Тайсона и очень опасным боксером. У него, в отличие от Кальзаге, был разовый нокаутирующий удар и репутация не самого доброго парня, которого все боялись. Джо тоже боялся за один бой проиграть все, к чему так долго шел. На него давили котировки букмекеров и пресса. 90% экспертов бокса победителем видели именно Лейси. К тому же за две недели до боя Кальзаге снова повредил руку и хотел сняться с поединка. Об этом он сообщил своему отцу. И именно Энцо настоял на проведении объединительного боя: «Послушай, Джо, тебе нужно сражаться в этом бою. Несмотря ни на что, я горжусь тобой».

Как оказалось, бояться не стоило. Возможно, помог совет отца: «Он двигается пять раз и наносит один удар. Ты должен наносить пять ударов и двигаться один раз». Кальзаге на протяжении двенадцати раундов бил Лэйси больными руками. Во всем бою не было даже эпизода, который Джефф мог бы занести себе в актив. Каждую попытку атаки врага Джо встречал ударами и не давал ему ничего сделать. Деморализованный, побитый и истощенный Лейси дотянул до решения судей. Ему справедливо не отдали даже раунда: 119-107, 119-107, 119-105.  С Кальзаге сняли балл за нелегальный удар после остановки.  Особенно впечатлился Шугар Рэй Леонард: «Это было артистично, демонстрация чистого бокса. Джо победил бы любого с таким стилем и таким мышлением. То, что он показал, было боксерским мастерством».

Неожиданно легкая победа

После боя Лэйси впал в депрессию, расстался с девушкой и потерял всякую мотивацию. Он перешел в полутяжелый вес, где еще недолгое время дрался с переменным успехом. Поясов и значимых боев у него уже не было. Спустя годы Лейси и Кальзаге встретились на одном из боксерских мероприятий. Лейси уже работал комментатором. Он расказал своему старому сопернику о своей тяжелой жизни после того поражения. «Ему было очень больно, но это мог быть я. Один бой может изменить все в вашей жизни. Это не просто поражение, это гораздо больше, чем поражение. В боксе ты сам по себе. Вам некого винить, кроме себя».

Джо Кальзаге – Миккель Кесслер. 03.11.2006

В тридцать пять лет Джо понимал, что боев в запасе у него осталось не так много. Чтобы заработать денег на безбедную жизнь и остаться в памяти болельщиков, нужно оставшиеся поединки проводить только с самыми лучшими. После боя с Лейси и двух разминочных боев с крепкими Сакио Бикой и Питером Манфредо он захотел бросить вызов чемпиону WBA и WBC датчанину Миккелю Кесслеру. Об этом он и сообщил своему промоутеру Фрэнку Уоррену: «Фрэнк, меня не волнуют эти оппоненты. Все, что я хочу, это лучший бой. И лучший Миккель Кесслер».

Бой прошел на самой большой арене Уэльса - стадионе «Миллениум», что в Кардифе. Первые три раунда боя — это что-то из раздела фантастики. Здесь бьют Кальзаге. Бьют очень грамотно и методично. В четвертом Кесслер вообще потрясает хозяина ринга. Казалось, что сказка закончена. Это ведь и была сказка. Джо Кальзаге в реальности не мог выступать на таком уровне.  Не считая короткого периода в детстве, его тренером был только отец. Человек, который никогда никого не тренировал и боксом тоже толком не занимался. «Newbridge Boxing Club», в котором всю жизнь провел валлиец, даже в преддверии самых важных боев, начиная с юных лет, — это вообще даже близко не «Kronk Gym». Это деревянное обветшалое строение, собранное из говна и палок (простите за жаргон) где-то на отшибе Ньюбриджа, в котором хорошо, если пять человек может поместиться одновременно. Как написал репортер «The Independent» посещавший зал во время подготовки Кальзагге к бою с Кесслером: «Холодно, темно и грязно, и это нарочно. Никаких джакузи или современных парных в этой обветшалой каменной хижине с гофрированной крышей, под которой нацарапано «Ньюбриджский боксерский клуб». С ранних лет у этого человека болели руки и запястья. И вот четыре раунда против обученного и не уступающего в габаритах Кесслера, казалось, расставляют все на свои места.  Сказка закончилась, добро пожаловать в школу бокса.

А Кесслер сыпет

Родитель в перерыве между раундами не нашел ничего лучше, чем сказать: «Ты больше никогда не сможете появиться в Кардиффе! Что ты делаешь? Тебе надирают задницу». Самое удивительное, что эти слова сработали, и Джо завелся. Он начал забирать раунды в своей привычной оголтелой манере, нанося десятки ударов. На фоне вышколенного и благородного бокса Кесслера смотрелось это максимально безумно. Кальзаге двигался как паралитик и пританцовывал в максимально странной манере. Я бы не поставил и фунта на то, что он хорошо смотрится на танцполе. Зато эти телодвижения принесли успех, и Джо забрал большую часть раундов в открытом и остром поединке.  

Джо Кальзаге – Бернард Хопкинс. 19.04.2008

Джо на закате карьеры решил все-таки покорить США. Его встретил недружелюбный Бернард Хопкинс, который сказал: «Я никогда не проиграю белому парню». Джо проявил чудеса выдержки и воздержался от ответа. А может, просто и не смог подобрать нужные слова, так как прибывал в потерянном состоянии и не понимал, как его занесло в этот блестящий мир. До сих пор Кальзаге вспоминает тот бой и все, что ему предшествовало, с какой-то детской непосредственностью: «Я помню, как болтал с Аль Пачино, и тогда я был просто поражен. У меня есть фотография с ним».

Внимание! Джо, конечно, стерпел черные вольности Берни, но вы терпеть не должны. «Иначе ваши дети будут следующими», как пели Manic Street Preachers в своей песне. Если честно, то просто хотелось послушать валлийскую группу. Повод притянут также, как заголовки на sports.ru.

Cам бой получился наименее зрелищным во всей карьере Кальзаге. В первом раунде Хопкинс отправил «Итальянского дракона» в нокдаун. Дальше началась хитрая игра Берни. Он, как обычно, много клинчевал, бил по затылку, провоцировал соперника и т.д.. Джо делал тоже самое, просто был грязнее, быстрее, активнее. Бонусом он лупил ветерана ниже пояса и проводил удары после остановок рефери. Активностью Кальзаге и победил. Он просто нанес больше ударов, нежели его противник, и постоянно атаковал. Сам герой очень трезво оценивает тот бой: «Иногда нужно безобразно побеждать, а у Хопкинса никто не выигрывает красиво».

Бернард Хопкинс обиделся

Небольшой, но очень интересный факт про подготовку бойцов. Кальзаге к бою готовил только отец. Тренировался он все в том же «Newbridge Boxing Club», а спарринговал с какими-то местными ребятами. Хопкинса к бою готовили: Фредди Роуч, Назим Ричардсон, Джон Дэвид Джексон. Работа проходила в лучших залах и к спаррингам привлекались именитые боксеры. И ведь мы прекрасно понимаем, что Хопкинс, не смотря на свои годы, тогда только наливался соком. До этого боя он в профессорской манере деклассировал Тарвера, а после сенсационно победил Келли Павлика. И вот именно такого Берни, едва сошедший с трапа Кальзаге, победил в его же стиле. А на финальной пресс-конференции ухмыляющийся Джо заявил Хоппкинсу: «Ты только что получил пинка под зад от белого парня.

Newbridge Boxing Club

Продолжение следует...