6 мин.

21 июня – всемирный день борьбы с БАС. От этой болезни часто страдают профессиональные спортсмены

Июнь – месяц осведомленности о боковом амиотрофическом склерозе (БАС или болезнь двигательного нейрона). По неизвестной причине БАС часто встречается у людей, профессионально занимающихся спортом.

При том, что диагноз довольно редкий (всего 1 случай на 100 000), у спортсменов он встречается чаще, чем у представителей других профессий. Это тяжелое неизлечимое заболевание, при котором мышцы тела перестают получать сигналы от мозга, поэтому человек постепенно утрачивает способность ходить, говорить и дышать.  

Рассказываем о самых известных представителях спорта, которые столкнулись с боковым амиотрофическим склерозом. 

Диагноз высшей лиги

Именно среди футболистов чаще всего встречаются случаи заболевания БАС. Десятки известных спортсменов скончались от этого диагноза. 

Согласно данным исследования профессора кафедры неврологии Туринского университета Адриано Чио, профессиональные футболисты заболевают боковым амиотрофическим склерозом примерно в 7 раз чаще, чем люди других родов деятельности. При этом вероятность заболеть БАС зависит от длительности занятия спортом. 

В исследовании участвовали итальянцы из профессиональных футбольных клубов – всего 7 325 человек в возрасте от 23 до 74 лет в период с 1970 по 2002 годы. В одной только Серии А БАС был выявлен у 51 футболиста. Средний возраст, в котором им ставится БАС – 42 года, и это значительно «моложе» общей тенденции. Непонятно почему, но более подвержены риску полузащитники, у них БАС встречается чаще, чем у остальных игроков. Несмотря на проведенные исследования, причину такой страшной закономерности выяснить так и не удалось. 

Жертвами БАС стали такие игроки, как бывший капитан «Дженоа» Джанлука Синьорини, экс-полузащитник «Комо» Антонио Ломбарди, бывший форвард «Милана» и «Фиорентины» Стефано Боргоново. 

Один из самых известных футболистов с БАС, игравших в России – Фернандо Риксен. Он узнал о своем диагнозе в 2013 году. Тогда врачи дали ему максимум два года. Но Риксен еще целый год даже продолжал играть, хоть и не на профессиональном уровне. Спустя пять лет болезнь отняла у него речь, но и здесь Фернандо не сдался: он общался через компьютер, «набирая» свои реплики движениями глаз. 

«Этот компьютер так сильно помог мне! Он упростил мою жизнь. Я снова могу поговорить с родными, рассказать им о своем самочувствии. Спросить их, как они живут, шутить и просто разговаривать. Я снова могу сказать о том, что мне нужно! – делился радостью спортсмен, – Не нужно грустить из-за меня и моего состояния. Мы должны воспринимать жизнь такой, какая она есть. Я все еще здесь, я с вами». 

Риксена не стало в 2019 году. 

Атлетика и БАС

Советская легкоатлетка Надежда Олизаренко ушла из жизни от БАС в 2017 году. Она два года боролась за движение и жизнь. В 2016 ее дочь Оксана рассказала, как болезнь изменила жизнь героини Олимпиады-80:

«Сейчас мама полная противоположность самой себе в молодости. Она была флагманом, рекордсменом, а теперь не может даже ручку взять или зажать пальцами пластиковую ложку. И с каждым днем это выражается все ярче и ярче. Как с этим смириться? Думаю, никак. Она всю жизнь провела по-другому: надо, надо, надо, идем вперед, отдыхать некогда».

С боковым амиотрофическим склерозом столкнулись и гребцы – Тимоти Микельсон и Дадли Стори. Первый даже изучал биоинженерию и спортивную физиологию, проектировал и производил медицинскую электронику.

Российский гимнаст Дмитрий Василенко прожил с БАС больше 10 лет – диагноз ему поставили в 2008 году. Он тоже побеждал на Олимпийских играх в 1996 году. 

– Никто не знает, из-за чего проявилась эта болезнь, у меня никогда не было серьезных повреждений во время спортивной карьеры, – рассказывал в одном из последних интервью Василенко. – Падений со снарядов, ушибов не было. Может, я с детства был инвалид? 

Болезнь наносит удар

Боксеры тоже приняли удар от бокового амиотрофического склероза. Среди них Скотт Леду, представитель супертяжелого дивизиона. Его карьера продлилась 10 лет, за это время он одержал более 30 побед, причем большую часть из них безоговорочным нокаутом. А Эззард Чарльз – «Кобра из Цинциннати» – был чемпионом мира в супертяжелом весе. Его назвали лучшим боксером всех времен и народов вне зависимости от категории по версии BoxRec. 

Еще один травмоопасный контактный вид спорта – регби. Представители этого направления умирали от БАС. Один из них шотландец Додди Уэйр. Он отчаянно и отважно боролся с БАС, стараясь сделать все, чтобы мир больше узнал об этой болезни, а люди помогали пациентам с этим диагнозом. Он создал свой фонд My Name’5 Doddie Foundation, основная цель которого – найти лекарство от болезни двигательного нейрона. «Болезнь не является неизлечимой болезнью, проблема лишь в недостаточном финансировании исследований, которые найдут лекарство», – считал  Додди Уэйр.

Сейчас регбист Роб Бэрроу, болеющий БАС, делает все, чтобы привлечь внимание к этому заболеванию. Недавно он организовал марафон в поддержку людей с БАС и сам принял в нем участие. Его партнер по сборной Англии Кевин Синфилд толкал инвалидную коляску по дистанции, а перед финишной чертой достал товарища из кресла и донес его на руках.

Без шансов на победу

Говоря о БАС, сложно не сказать про Лу Герига. Его именем, наряду со Стивеном Хокингом, часто называют болезнь. Он входит в ТОП-10 величайших бейсболистов в истории. Несмотря на ранний уход из спорта (в 36 лет он завершил карьеру из-за своего диагноза), «железный конь» успел установить несколько рекордов лиги и провел наибольшее количество «грэнд слэм» ударов. 

Среди теннисистов тоже есть жертвы бокового амиотрофического склероза. Например, француз Жером Гольмар выиграл два одиночных титула ATP и пять раз играл в третьем круге турниров «Большого шлема». Первой ракеткой Франции был в течение 14 недель. БАС диагностировали у Гольмара в 2014 году, после чего он основал ассоциацию по борьбе с заболеванием.

Россиянин Николай Дьяченко имел все шансы играть в составе легендарной сборной по баскетболу СССР на Мюнхенской Олимпиаде-1972, был трехкратным чемпионом СССР, но заболел БАС. «Дочка меня утешает: ты, папа, уникальный человек, и болезнь у тебя уникальная», – говорил Дьяченко.

От БАС умер член Зала хоккейной славы Берье Сальмингу. Также болезнь была выявлена у помощника главного тренера «Оттавы Сенаторз» Боба Джонса.

Действительно: не бывает двух одинаковых пациентов с БАС. Но всем им нужна помощь: медицинская, социальная, психологическая. В России фонд «Живи сейчас» помогает людям с БАС, их близким, занимается исследованиями и повышением осведомленности, а также обучает врачей, чтобы они могли профессионально и как можно быстрее оказывать помощь, которая позволяет продлить жизнь людей с этим диагнозом и повысить ее качество. Вы можете помочь фонду, отправив смс на короткий номер 3443 или пройдя по ссылке.