6 мин.

Когнитивный диссонанс. Почему у российских биатлонистов так мало подиумов?

Блог «Олимпийские виды» с помощью графиков и диаграмм продолжает биатлонные сравнения двух сезонов – прошлого и настоящего. На очереди мужская сборная России, статистика и результаты которой почему-то диссонируют.

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

Что ж, продолжим наши наукообразные опыты – теперь им подвергнется мужская сборная России. Напомню, что понять динамику изменения скорости российских биатлонистов, как и год назад, нам поможет старинный биатлонный показатель – отставание каждого спортсмена от среднего времени тройки лучших по чистому ходу в спринте или, проще говоря, от «коллективного лидера».

Небольшая вводная понадобится тем, кто упустил недавнюю диагностику женской дружины и не в курсе, почему за основу берутся только спринты и почему отставание считается не от лидера, как это принято в биатлонных протоколах, а от трех скоростных лидеров.

Дело в том, что спринтерские гонки, которыми украшен каждый этап, подвержены влиянию посторонних факторов в наименьшей степени – в отличие от тех же контактных дисциплин. Тактические игры, финишные расслабления и другие временные погрешности в пасьютах и масс-стартах часто искажают объективные скоростные показатели, а индивидуальных гонок в календаре нынче так мало, что никакого влияния на общую картину они не окажут.

Расчет проигрыша по трем лидерам, а не по одному введен с той же целью – нивелировать неадекватные показатели. Ведь в случае оценки относительной скорости биатлонистов по лидеру очень многое будет зависеть от формы этого лидера – неважно Свенсен это будет, Фуркад или Расторгуев – он может бежать быстро, а может очень быстро. И в таких случаях резкие скачки отставаний могут отражать не уровень всех остальных биатлонистов, а степень готовности конкретного лидера. Для этого и введено понятие «коллективного лидера» – с его помощью корректируется форма и время быстрейшего для наиболее адекватной оценки скорости всех остальных.

Ну а теперь, оставив в стороне нудные разъяснения, перейдем к визуальным средствам. Первая диаграмма помогает сравнить среднюю скорость российских парней в прошлом сезоне и в нынешнем. Синие кривые – это прошлогодние показатели, красные – свежие декабрьские, утолщенная линия показывает среднее отставание всех вышедших на старт россиян, утонченная – проигрыш тройки быстрейших.

Расхождения бросаются в глаза сразу – год назад лучшую среднеэтапную скорость россияне выдали на втором этапе в Хохфильцене, теперь в том же Хохфильцене, наоборот, ппровисли. Объяснение любопытной параболаобразной ломаной можно найти на следующем графике, а пока давайте обратим внимание, на петлю прошлого года. Ее снайперское попадание на главный старт сезона – чемпионат мира в Рупольдинге – со средним отставанием больше минуты не только напомнило что-то из образцов женской команды, но и наверняка повлияло на тренерскую рокировку во главе мужской.

А теперь взглянем на дистанционную скорость россиян в каждом из трех спринтов нынешнего сезона.

Выпадающая из общей канвы линия Алексея Волкова убеждает в логичности его временного перевода в резерв, как и еще более удаленная от нуля поклюкская точка Ивана Черезова в логичности последующего перемещения Волкова обратно в основу.

Остальные пятеро наработали на графики со сходными петлевыми характеристиками с западением в Хохфильцене с разной степенью крутизны и заметной кучностью в районе 45-50-секундного проигрыша. Приличная работа на австрийской трассе Дмитрия Малышко обеспечила ему «оранжевый потолок» почти возле, прошу прощения, оси абсцисс – в первой части сезона именно он превратился в главного бегунка сборной России.

А вот состояние одного из прежних скоростных лидеров команды – Андрея Маковеева, наоборот, напрягает. Его словно проведенная по линейке горизонталь на почтенном расстоянии от лидеров пока безжизненна. Тем удивительнее, что при схожей скорости первый и третий этапы он провалил, а второй – ну не будем преувеличивать – нет. Что значит собранность на рубеже.

Тут бы и перейти к стрелковым характеристикам, но не будем спешить, нужно же сравнить динамику скоростных показателей каждого из россиян за два сезона. На третьем графике представлено три скоростных показателя: среднее отставание ходом по итогам трех первых этапов прошлого года, среднее отставание ходом по итогам всех прошлогодних этапов и среднее отставание ходом по итогам трех этапов текущего сезона.

Очевидные кривые в форме «грустных смайликов» Устюгова и Маковеева снова напоминают, что год назад оба бежали быстрее, но это заметно и без дополнительных подсчетов – чисто визуально. Причем Евгений после межсезонной операции растерял куда больше – восемнадцать секунд, тогда как Андрей лишился около двенадцати – все равно много.

Зато остальные прибавили и прибавили заметно. Тот же Малышко год назад ускорялся в основном в контактных гонках, а сейчас напрактиковался и на разделки – его ломанная так и рвется ввысь. Прогресс Шипулина объясняется не только прошлогодним началом в развалку, но и частыми скоростными провалами по ходу сезона, которым на смену, хочется верить, не придут стрелковые.

Гараничев тоже добавил, но и ему конец 2011-го года откровенно не удался, из-за чего его пришлось завершать на Кубке IBU. Ну а Алексей Волков, несмотря на очередные межсезонные авансы, пока бежит в свою традиционную силу – примерно столько же он проигрывал всем и год, и два назад.

Ну а теперь обратимся к стрельбе, которую в биатлонной аналитике в последнее время начали задвигать на второй план. На четвертом графике можно сравнить процент точных попаданий российских биатлонистов на трех первых этапах прошлого и нынешнего сезона (учтены все личные гонки).

В среднем точность парней по сравнению с аналогичным периодом прошлого года осталась практически неизменной – потерей одной десятой процента можно и пренебречь. Резкое снижение процентовки Шипулина почти на семь пунктов связано с его стрелковым спринтерским «концертом» на стрельбище в Поклюки, еще процент с небольшим потерял Маковеев. Но добавили остальные: Гараничев – 7,1 процента, Устюгов – 4,9, Малышко с Волковым по 3,8. Любопытно, что год назад после трех этапов лучшим стрелком сборной был Тимофей Лапшин с космическим показателем 93,3 процента, но нынче до основы ему, как ни странно, даже дальше, чем год назад, а сборная показывает приличный процент и без своего главного снайпера.

Все бы хорошо, но после просмотра не только этих в большинстве своем устремленных ввысь графиков, но даже просто трансляций мужских стартов довольно странно выглядит число подиумов, собранных россиянами в восьми личных гонках текущего сезона.

Есть в этом числе какое-то диссонирующее несоответствие, не находите?