7 мин.

Красота и жертвы

После весеннего чемпионата мира по фигурному катанию традиционный московский этап Гран-при отдавал каким-то домашним уютом. Полгода назад посетить ходынский дворец «Мегаспорт» считалось данью моде, пафосным выходом в свет, а теперь под его крышей снова не нашлось места посторонним – далекие от фигурного катания люди на мероприятия уровня Гран-при захаживают редко.

За полчаса до начала соревнований арена почти пуста – в основном по ней бродят пунктуальные японцы, прибывшие заранее. Поначалу их там много, что представляешь себя где-нибудь в Саппоро в стенах «Макоманаи Арены», но обратно быстро помогает вернуться сладковатый запах вареной кукурузы – главного блюда ходынских кулинаров.

Основная часть публики соберется попозже, ближе к вечеру, когда на лед выйдут мужчины, а открывающих этап девушек зрительским вниманием обласкать не получилось. Софья Бирюкова второй год подряд выступает на московском льду и своего очаровательного тренера не подводит – Виктория Волчкова мило улыбалась и перед выходом ученицы на лед, и во время ее выступления и после. Отсутствие завышенных ожиданий – отличный повод сохранить хорошее настроение.

А вот от Аделины Сотниковой ждут чудес. Еще бы – ее сверстница Лиза Туктамышева штампует одну победу за другой, а Аделина никак не приспособится к взрослому льду. Елена Буянова долго уговаривала свою любимицу, кивая в сторону противоположной трибуны, откуда зорко следила за происходящим Татьяна Тарасова.

Бог с ним, с падением Сотниковой после тройного лутца, в конце концов, она заметно нервничала, грязня прыжки еще на раскатке. Это тот самый случай, когда до назначенного места можно дойти разными дорогами – у Лизы она пока прямая и короткая, у Аделины, судя по всему, выйдет поизвилистей.

Туктамышева, разумеется, хоть и не выступала, пропустить такое событие не могла. Кокетливая школьница ни на шаг не отпускала лучшую подругу Настю Мартюшеву, у которой, к слову, за плечами две свежие победы на этапах Кубка России в паре с Алексеем Рогоновым. 

Узнавали из неразлучной парочки только Лизу, высоченным каблукам которой могли позавидовать самые отъявленные модницы, и донимали просьбами сфотографироваться. «Я же не каталась», – с виноватой улыбкой оправдывалась Туктамышева, позируя на любительские мыльницы. К быстро свалившейся популярности привыкать приятно. 

Вот Алена Леонова, например, уже привыкла. Поменять программы, прическу, тренера – это же почти новая жизнь. Три чистых прыжка как рукой сняли камень с ее плеч, и оставшиеся полторы минуты лед искрился брызгами эмоций из-под ее коньков. 

Морозов с Пятовой делили радость на двоих, породив резонный вопрос – кто же теперь главный в этом тандеме? «Я работаю с Морозовым, а Алла Яковлевна заменяет его, когда Николай уезжает», – широко улыбаясь, объясняла Леонова с высоты промежуточного второго места. Опередить шикарную Мао Асаду у нее не вышло, хотя разрыв получился совсем мизерным – японская Шахерезада превзошла русскую «пиратессу» второй оценкой. 

Еще два года назад Катарина Гербольдт соперничала и с Леоновой, и с Асадой, но решила для пущей устойчивости использовать мужское плечо. Прошлогодний дебют пары Гербольдт-Энберт записали в открытия сезона, но, показалось, что с той поры ребята протоптались на месте. Травма партнерши им в уважительные причины, но ожидаемых новых красок от учеников Тамары Москвиной не дождались. И дело не в последней строчке, от ошибок после длительной паузы и впрямь не спрячешься, а в общем впечатлении от их катания, с которым стать третьей парой России будет сложно. 

Пока россияне разочаровывали зрителей на льду, Алена Савченко и Робин Шолковы устроили представление за его пределами. Немецкий дуэт превратил фойе «Мегаспорта» в разминочный зал, не обращая внимания на окруживших зевак, а Инго Штойер отнесся к происходящему смиренно.

Начало положила Алена, беговыми и прыжковыми упражнениями лавируя меж мирно гуляющих зрителей. 

Подоспевший чуть позже Робин открыл второй акт, достойным продолжением которого стала ледовая реприза немцев. Ни ноты фальши, к которой они успели приучить в новом сезоне, ни единой помарки – заслуженное первое место. 

Юко Кавагути и Александр Смирнов безумно старались на радость и российским, и японским зрителям, но отстали от лидеров на четыре балла, хотя чуть смазали только подкрутку. Настоящая, классическая школа Тамары Москвиной в действии – глаз не оторвать. 

Александр затем долго заминался, наматывая километры вокруг ледовой площадки в том же фойе, где разминались немцы. Последние пару кругов ему на хвост села группа юных коллекционеров автографов. Так и бежали – во главе пелотона Смирнов, чуть поодаль группа преследователей, а за ходом аттракциона могли следить Татьяна Волосожар и Максим Траньков, честно отсмотревшие соревновательный день от звонка до звонка. 

Мужские прокаты открывал Сергей Воронов программой с весьма символичным названием – «Финальная игра». Пожалуй, у кардинально поменявшего имидж фигуриста наступает ответственная пора, и сезон станет для него решающим матчем. Пока его переход от Алексея Урманова к Николаю Морозову верным решением назвать не получается никак. 

Лучшие российские фигуристы прошлого года синхронно ошиблись в прыжках – Артур Гачинский упал с четверного тулупа, а Константин Меньшов к падению на лутце добавил бабочку на акселе. Бронзовый призер чемпионата мира удивленно разводил руками, а профессор Мишин непонимающе мотал головой – стабильность Гачинскому предстоит искать заново. 

Зато лидирующая тройка откаталась без срывов. Джереми Эббот порадовал «номером с подтяжками», Юзуру Ханю удивительным образом совместил пластику Вейра с вращениями Ламбьеля, а Михал Бржезина утвердился в статусе первого номера сборной Чехии.

Завершавшие день коротких программ танцоры чистотой не блеснули. Чемпионы мира Мэрил Дэвис и Чарли Уайт вышли на лед последними и до первых музыкальных аккордов усердно собирали со него блестки и элементы костюмов предыдущих пар. Видимо, что-то осталось – уже в первом техническом элементе Чарли споткнулся. Ему вообще до поры до времени не везло в России – несколько лет назад на том же этапе с ним приключилось худшее выступление в жизни, сопроваждавшееся тремя падениями. Теперь все обошлось, и американцы в лидерах, незначительно опережая оперативно прогрессирующих канадцев Уивер – Поже.

Два молодых российских дуэта катались ровно, эмоционально и остались собой довольны. Первые номера российской сборной вроде бы тоже выглядели довольными, особенно блиставшая новой прической Екатерина Боброва, но получили только один четвертый уровень – за поддержку. «Хорошо ведь катались, лучший прокат в сезоне», – не соглашался с третьим местом Дмитрий Соловьев. Все же для лучших российских танцоров они допускают непозволительно много ошибок. 

Закончился день оптимистическими надеждами российских фигуристов. Гачинский обещал не выключаться в произвольной программе из борьбы за золото, Соловьев предвкушал серебро, а Сотникова рассчитывала просто побороться. Хотя для всех них главным стартом уходящего года станет декабрьский чемпионат России в Саранске. Ну а для кого-то еще и финал Гран-при в Квебеке.