4 мин.

Нужен ли прогрев двигателя зимой, и как правильно это сделать: инструкция на 2024

В преддверии зимы при появлении первых заморозков автомашины нуждаются в повышенном внимании. Мы уже рассказывали об особенностях поведения автомобиля с дизельным двигателем, о безопасном вождении в зимних условиях, о выборе шин. Настало время поговорить о прогреве двигателя.

Как только осень подходит к концу, наступают первые холода, у водителей вновь возникают споры по поводу прогрева двигателя автомобиля. Так ли он необходим, сколько времени это должно занимать, и как правильно при этом начинать движение.

В спорах рождается не только истина, но и возникают дополнительные вопросы: как отличаются при прогреве атмосферный, турбированный, дизельный или гибридный агрегат? Всегда ли стоит дать автомобилю поработать на холостых оборотах? Вот что думают по этому поводу автолюбители.

Мнение автовладельцев

Александр: «Если почитать инструкцию по эксплуатации любого современного автомобиля, то там четко сказано, что двигатель не нуждается в прогревании. Хотите – пожалуйста! Но лучше делать это на небольшой скорости. Машина, двигатель которой прогревается на холостых оборотах – не лучший вариант для рядом живущих соседей, так как выхлопные газы загрязняют воздух. Аналогичная ситуация с дизельным мотором – завели машину и сразу отправляйтесь в путь. Главное, чтобы топливо было качественным, иначе автомобиль не заведется».

Светлана: «Специально двигатель не прогреваю. Завела мотор, подождала пару секунд, увидела, что протестированы все датчики, и трогаюсь с места. Машина завелась, значит все отлично. А в зимних условиях, если машина стоит на улице, то водитель и так ее прогревает пока очищает от снега или ждет, когда оттает лобовое стекло. Времени этого вполне достаточно для прогрева всех систем».

Ангелина: «Уже привыкла к тому, что машину всегда прогреваю, это уже, наверное, психология. Пять минут жду, а потом еду по своим делам».

Сергей: «Если автомобиль не покрыт слоем снега или листьями, то начинаю трогаться с места практически сразу после пуска двигателя. Подсознательно иногда есть желание устроить своеобразную разминку для автомобиля, но умом понимаю, что это современным машинам не нужно. Все рабочие жидкости задействованы моментально после пуска. Если же автомобиль нужно очистить от снега, то пока занимаюсь этим автомобилю хватает времени прогреться с лихвой».

Владимир: «Грею двигатель даже когда на улице просто холодная погода, не обязательно в зимний период. Просто доверяюсь своим ощущениям: звук у прогретого двигателя совсем другой и в движении он работает бодрее. В зависимости от уличной температуры прогреваю мотор от одной до пяти минут. Но это мои собственные ощущения, профессионалы могут быть иного мнения».

Мнение профессионалов

Представители различных сервисных центров, которых мы опросили, считают, что даже если морозы умеренные, то в прогреве двигателя необходимости нет. До минус 15 градусов по Цельсию можно смело заводить мотор, и начинать движение без паузы. У современных масел такой состав, что они сразу заполняют все системы, и двигатель работает без перебоев, сохраняя ресурс и в холодную погоду.

Но это не касается сильных морозов, тут существуют ограничения для турбодвигателей. Если атмосферный бензиновый двигатель в такой ситуации не нуждается в прогреве, такой же мотор, но с турбиной прогревать нужно. Для этого достаточно одной-двух минут, времени хватит, чтобы нагрелась турбина, и система смазки стала работать полноценно.

Отдельная история касается дизельного двигателя, не важно, с турбиной или без. При той же температуре в минус 15 градусов дизельный двигатель нужно прогревать от трех до пяти минут. Солярка всегда загустевает в холод даже при небольшом морозе, чтобы добиться ее нормального жидкого состояния, машина нуждается в прогреве в течение нескольких минут. Страшного ничего не произойдет, если двигатель не греть, но подобное наблюдение основано на мнениях многих автовладельцев. При температуре выше минус 15 градусов прогревать мотор точно не нужно.

Гибридные моторы самостоятельно могут определить режим работы. В холода электроника производит запуск мотора сразу как сработало зажигание. Здесь ситуация та же, как и в вышеописанных случаях – специально прогревать мотор нет необходимости. После нажатия кнопки пуска можно подождать пару секунд для собственного психологического комфорта, понять, что загорелись все приборы и габаритные огни – и в путь. Даже в сильные морозы для нормальной работы всех систем автомобиля нужно всего несколько секунд.

В отношении электродвигателя вопрос прогрева вообще не стоит, поскольку это запрещено инструкцией по эксплуатации. Более того, электрический двигатель нуждается в охлаждении, ему чем холоднее погода, тем лучше. Если взять идеальную температуру для электромотора, то это минус 273 градуса, абсолютный ноль. В таких условиях электрический двигатель обладает сверхпроводимостью, хотя мы понимаем, что в реальности такой температуры не бывает. Одна из проблем автомобилей марки Tesla как раз в том, что в определенных условиях его аккумуляторы подвержены перегреву.

Как видите, современные двигатели не требуют прогрева, тем более когда они работают вхолостую. И все же нагружать автомобиль сразу после пуска не следует. Стартуйте медленно и поезжайте спокойно, таким образом двигатель плавно дойдет до необходимой температуры, как и все остальные узлы автомашины.

Итак, ключевые моменты:

  • двигатель не нуждается в прогреве, его работу поддерживает электроника;

  • современные масла стали лучше и больше приспособлены к низким температурам;

  • двигатель быстрее прогревается в движении, а не на холостых оборотах;

  • в сильные морозы начинать движение нужно плавно, особенно на полноприводных автомобилях.

Прогревать или нет двигатель, зависит от вас самих и от зимних условий в том регионе, где вы проживаете. Хуже автомобилю от того, что вы его прогреете не будет, но в большинстве случаев вы попросту зря потратите время.