7 мин.

5 причин, почему Джокович перестанет быть номером 1

1. Джоковичу нужно защищать слишком много очков

И не просто много, а 6750 – и это только до начала «Ролан Гаррос». На первый взгляд позиции серба во главе рейтинга довольно прочны, он имеет запас в 4035 очков перед идущим вторым Рафой Надалем, а задел относительно третьей ракетки мира Роджера Федерера составляет и вовсе 5460 пунктов. Звучит впечатляюще, но много ли это в действительности? Победа на турнире «Большого шлема» приносит 2000 рейтинговых очков, а титул на соревнованиях категории «Мастерс» ровно 1000 баллов, поэтому между Новаком и дуэтом преследователей вроде бы как минимум два мэйджора и один «Мастерс». Но это заблуждение, поскольку теннисный рейтинг построен на принципе двойного счета – очки приобретаются в случае побед, но они же имеют свойство сгорать в случае поражений.

Стоит Новаку оступиться в любом из пунктов его сумасшедшего триумфального маршрута – Австралия, Дубай, Индиан-Уэллс, Майами, Белград, Мадрид, Рим – очковый запас начнет таять с катастрофической быстротой. Даже проигрывая на всех этих турнирах лишь на стадии финала, Джокович уже потеряет 2700 очков, в случае поражения в полуфинале – 4140. А ведь даже до четверки лучших на таких турнирах как «Мастерс», не говоря уж о мэйджорах, добираться на постоянной основе совсем не сахар. И даже не жареные колбаски.

В случае если тот же Надаль хотя бы повторит свои достижения на том же отрезке – четвертьфинал в Австралии, финалы в Индиан-Уэллсе, Майами, Мадриде и Риме, одержит дежурные победы в Монте-Карло и Барселоне, а Джокович не возьмет ни одного титула и пару раз проиграет раньше финала, к Открытому чемпионату Франции испанец и серб уже будут идти вровень или даже поменяются местами.

Идущему третьим Федереру до Франции защищать всего ничего – 2620 очков, из которых наиболее проблемными видятся полуфинал в Австралии и полуфиналы на «Мастерсах» в Индиан-Уэллсе, Майами и Мадриде. Учитывая, что Надалю защищать на том же этапе 4350 очков, а текущая разница менее полутора тысяч, вполне возможно, что швейцарец уже весной вернется на вторую строчку. Что касается самого «Ролан Гаррос», то здесь у Новака более выгодное положение, чем у конкурентов – поражение в полуфинале оборачивается необходимостью подтвердить лишь 720 очков относительно 1200 за финал у Федерера и 2000 за титул у Надаля. Но это, пожалуй, последний козырь серба в рейтинговой гонке, так как ближе к Олимпиаде у него намечаются нешуточные проблемы.

Джоковичу придется защищать связку «Уимблдон» – Монреаль, а это 3000 очков. Надалю надо за аналогичный период сохранить 1210 очков, а Федереру – 450. Если и это не добьет Новака, на десерт остается Открытый чемпионат США, где нынешнему лидеру рейтинга опять-таки защищать титул, Надалю на 800 очков меньше, а Федереру меньше на 1280 очков, но скорее всего серб покинет первую строчку в августе, причем математически основная угроза его царствию будет исходить даже не от Надаля, а от Федерера. Новаку до августа защищать 10470 очков, Рафе – 7550 очков, Роджеру – 4450 очков. Это при том, что Федерер не показывал никаких сверхъестественных для себя результатов. Да, у швейцарца наверняка возникнут трудности с выходом в финал во Франции и возможно в полуфинал в Мадриде, но это, пожалуй, и все. Повтор остальных достижений не потребует от Роджера прыжков выше головы, а Джоковичу для сохранения позиций придется прыгать выше головы почти каждый раз. Похоже, Гений опять всех перехитрил, no?

При этом, конечно, не стоит забывать, что поздней осенью уже Роджеру придется защищать 3000 очков против 560 очков Новака и 590 очков Рафы, так что ребята внутри Топ-3 опять могут поменяться позициями.

2. Дель Потро снова в деле

Возвращение долговязого аргентинца в строй может оказаться для его соперников похуже визита Майкла Майерса в родной город. Как показал финал Кубка Дэвиса Хуан-Мартин может на грунте очень многое. Неважно, что техника выполнения ударов у дель Потро больше напоминает эксплуатацию мухобойки – аргентинец придает мячам настолько стремительное ускорение, что даже достающий все на грунте Надаль в течение целого сета не мог найти этому артобстрелу противоядия. Пока бомбы дель Потро ложатся в пределах корта, это напоминает стихийное бедствие, которое можно переждать, лишь поглубже закопавшись с головой в песок. Джоковича это может заинтересовать потому, что ему защищать два титула и полуфинал мэйджора на грунте. Дель Потро на данный момент одиннадцатая ракетка мира и вполне может нарисоваться на пути Джоковича в каком-нибудь четвертьфинале. Аргентинец еще не в оптимальных кондициях и на пять сетов его скорее всего не хватит, но в трехсетовом формате на грунте он будет очень опасен.

3. Джокович – живой человек!

У Новака есть проблемы с рабочим плечом, периодически доходят слухи о неприятностях со спиной, временами его беспокоит икроножная мышца левой ноги, а его манера игры на шпагатах формирует серьезную нагрузку на паховые кольца. Ну и как любой человек Джокович иногда выдыхается эмоционально. К тому же у него могут возникнуть серьезные проблемы с мотивацией. Первая половина сезона получилась в буквальном смысле идеальной и при всем желании ее возможно лишь повторить, а не улучшить. Когда проходишь все уровни в компьютерной игре, разве возникает желание проходить их снова тем же самым героем? Убить двух зайцев – выиграть недостающий шлем в Париже в финале лично у Надаля? Отличный стимул. А есть еще? Второй «Уимблдон»? Ну, может быть. Это ведь не значит, что Новак не захочет снова выиграть все турниры, в которых он будет принимать участие. Вопрос в другом – сможет ли он захотеть настолько же сильно, как в этом сезоне.

4. Джокович уже всем все доказал

Детство Новака, как и тысяч других югославских детей, прошло под знаком непрерывно взрывающихся бомб и трассирующих очередей. Он благодарил Бога просто за то, что остался жив. Позднее Джокович неоднократно упоминал, что семья – это самое важное, что есть в его жизни, и ради них он выходит на корт. Но его семья – это не только близкие люди, болеющие за него на трибуне, его семья – это вся Сербия, сходящая с ума от гордости за своего сына. Для сотен тысяч балканских ребятишек именно Джокович олицетворяет сбывшуюся мечту, именно Новак подтверждает тезис, что не так уж и важно, как и где ты родился, главное – кто ты есть внутри и чего ты на самом деле хочешь. Джокович несколько лет провел в тени Тандема, постепенно укрепляя всех в мысли, что его удел – это третья ракетка мира. Такое уже бывало лет пять назад, когда в засаде сидел Николай Давыденко. Но он не посмел замахнуться на большее, а Джокович посмел. И взял. Может, и не свое, но сделал его своим хотя бы на время. Он чемпион, но не такой, как Федерер. Роджер – аристократ, Новак – больше чемпион из народа, из гетто, из масс. Его история про то, как можно и нужно становиться героем, а не о том, как им оставаться. Но Джоковичу и не обязательно выигрывать шестнадцать титулов «Большого шлема» и четыре года ни с кем не делиться первой строчкой, чтобы впоследствии иметь полное право сказать: «Я был лучшим среди лучших».

5. Икс-фактор

Если Джокович смог, нельзя исключать, что его путь сумеет повторить кто-то еще. Маррей, Тсонга, Типсаревич, Томич, Раонич, Харрисон, Димитров, Беранкис, Нишикори? Пусть это будет, например, Фабио Фоньини, который появился на свет в Сан-Ремо на сутки позже Джоковича. Возможно, где-то в энергетическом поле итальянцу и перепала часть неукротимого сербского духа и именно в следующем году она даст о себе знать.

Смазливый сербский балагур – традиционный любимец женской половины теннисного тура, но Джокович вопреки внешним проявлениям моногамен и предан своей обворожительной подруге Елене Ристич. Пара заявляла о намерении официально оформить свои отношения еще летом, но пока не продвинулась в этом вопросе. Возможно, именно следующий год станет для них судьбоносным, а сам Джокович проявит себя не просто любящим мужем, но еще и заботливым отцом. Сам Новак заявлял, что женитьба должна сделать его игру более расслабленной. Отцовство придаст теннису Джоковичу толику ответственности. В конце концов – что может быть лучше, чем наблюдать битву двух расслабленно-ответственных папаш в финале «Уимблдона»?