1 мин.

Нужно ли обсуждать с ребенком его тренировочный процесс? Отвечает спортивный психолог Феликс Шифрин

Вопрос о том, следует ли вести диалог с юным спортсменом о его тренировках кажется риторическим. Что может быть естественнее, чем родительский интерес к увлечениям своего ребенка? Однако в этой естественности кроются сложности, тонкости и, разумеется, возможности для обеих сторон.

Давайте попробуем разобраться в сути вопроса, исследуя его глубже. Наша задача – не просто общаться, а создавать такой диалог, который будет способствовать развитию ребенка, укреплению доверия и поддержке его интересов.

Прежде всего, разговоры о спортивных достижениях и тренировочном процессе – это шанс укрепить эмоциональную связь. Важно, чтобы эти беседы не превращались в допросы. Подходить к ним следует как к дружескому разговору, где вы – скорее союзник, чем судья.

Общение с ребенком о его интересах, в том числе спортивных, – это возможности: понять его мир точнее и улучшить доверие. Еще раз, речь идет не о допросах с пристрастием, суть в легком, ненавязчивом диалоге. Представьте, что вы не родитель, а старший товарищ, который умеет слушать и слышать.

Следующий момент касается содержания обсуждения. Не нужно фокусироваться исключительно на технике и достигнутых результатах. Более ценным будет внимание к переживаниям и чувствам ребенка. Какие эмоции он испытывает в процессе занятий? Как справляется с победами и поражениями? Здесь ключевым является умение находить баланс между поддержкой и давлением, между помощью в росте и навязыванием собственных взглядов.

Подчеркнем: обсуждение тренировочного процесса – это не о разборе каждого движения и не о стремлении пережить свои неисполненные амбиции.

Во время общения важно избегать чрезмерного давления и сравнения с другими. Спорт должен приносить радость и быть источником удовлетворения и здоровья, а не причиной стресса и беспокойства. Дети – это не способ реализовать родительские нереализованные мечты. Их успехи и неудачи – их собственные, а наша задача – помочь им научиться радоваться первым и мудро переживать вторые.

Наконец, весь этот процесс диалога – это упражнение в воспитании понимания. Того, что ребенок – это отдельная личность с собственными стремлениями, опасениями и надеждами. Наш интерес к его тренировкам должен исходить из желания поддержать, а не из стремления контролировать каждый шаг.

Обсуждение тренировочного процесса с ребенком, таким образом, не только полезно, но и необходимо. Правда, делать это следует осознанно, с учетом его чувств, интересов и, самое главное, с уважением к его личному пространству. Мы не гонимся за количеством титулов и наград, нам важнее, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым и уверенным в себе, независимо от спортивных достижений.

В разговорах о спорте с ребенком есть своя изюминка. Мы не просто обсуждаем, как он забил или отдал. Мы учим его смотреть на себя без иллюзий, анализировать падения и вставать. Это, на самом деле, больше, чем спорт. Такие беседы — это его подготовка к большой жизни, где каждый должен уметь стоять за себя и уважать другого. Обсуждая его увлечения, мы помогаем ему вырасти в человека, который уверен в себе, умеет жить в обществе и обладает эмоциональной зрелостью. Ведь в жизни важнее не медали, а умение не терять себя.

Телеграм-канал Феликса Шифрина

Фото: Freepik