9 мин.

«Когда смотришь наш чемпионат, возникает ощущение, что жизнь проходит зря»

Создание второй сборной России

С кем должна играть резервная национальная команда, знает обозреватель «Новой газеты» Владимир Мозговой.

«Наша первая сборная свое отношение к контрольным матчам выразила достаточно определенно — после «подвигов» во встречах с Бельгией, Ираном, Катаром и Камеруном Россия опустилась в рейтинге ФИФА на десяток позиций и, соответственно, потеряла место в первой корзине перед жеребьевкой отборочного турнира ЧМ-2014. Теперь вроде как в соперники будут подбираться более серьезные команды — вот с ними пусть под флагом первой и играет вторая сборная. И проверка у резерва будет настоящая, и ходить по полю пешком футболисты не будут. А любимцы Адвоката выйдут биться с Эмиратами или Буркина-Фасо, где им самое место. Так, может, возникнет подобие здоровой конкуренции и за место в основном составе первой сборной, и за место тренера этой самой команды (почему бы и нет, ведь если Россия останется без Евро-2012, то и держать дальше Адвоката бессмысленно)», – полагает автор.

Плюсы и минусы переходного сезона

Подводя итоги первого круга чемпионата России, колумнист «Ведомости. Пятница» Евгений Зуенко находит в нем массу эксцентричного.

«Резко сменилась внутренняя иерархия: в главных героях числятся серб Лазович, украинец Воронин и ивуариец Думбия, от которых ждали в лучшем случае исполнения ролей второго плана, а целый выводок молодняка вдруг разом превратился в игроков основных составов — и очень крепких игроков, надо заметить. В нашей лиге точно бывали сезоны с большим числом звезд или с более красивой игрой. Но более занимательные — вряд ли. (Вопрос о том, что такого количества скандалов тоже давно не было, оставляем в стороне — он не имеет отношения к футболу.)

Разумеется, неочевидно, что именно календарные реформы С.А. Фурсенко вызвали к жизни этот неожиданный всплеск народного творчества. Но на всякий случай стоит запланировать повтор этого эксперимента года через три-четыре, ближе к чемпионату мира. Будем проводить турниры длиной в полтора года, менять тренеров десятками, по три раза за сезон полностью обновлять составы команд и ждать каждого тура с изумленным предвкушением: а теперь-то что невероятного случится?

Все веселее, чем обычно», – резюмирует шеф-редактор журнала PROспорт.

У обозревателя «Спорт день за днем» Кирилла Легкова, напротив, превалирует тягостное впечатление.

«Что есть наш чемпионат: «Сад земных наслаждений» Босха или «Страшный суд» Микеланджело? Или что-нибудь из творчества Саврасова вроде «Грачи прилетели», когда непонятно, то ли зима, то ли весна, и уныние пейзажа перемешано с чувством оптимизма, надеждой на обновление? <…> Такое впечатление, что трясемся в каком-то поезде, от которого по ходу движения отваливаются вагоны, а за окном сплошные гати да болота. Смотреть не на что.

<…> С игрой — проблемы большие. Давайте перечислим команды, у которых она есть. ЦСКА, «Зенит», «Динамо» Силкина, «Рубин», «Кубань», «Краснодар», две последние — с натяжкой. Не густо. Не то что не густо — просто караул можно кричать.

<…> Где игроки? Воронин, Думбия, Вагнер Лав, Данни, Кержаков, Марцваладзе — и это все. Вдумайтесь! В 16 командах премьер-лиги числятся по 25–30 игроков, и на ум приходит всего пяток фамилий, когда мы пытаемся кого-то из них вспомнить. Для кого играется этот чемпионат? Какой продукт мы создаем и куда пытаемся его продать?

Есть два (максимум) матча в каждом туре, которые можно смотреть, не испытывая желания делать одновременно что-то другое. Иначе просто возникает ощущение: жизнь проходит зря. Даже у спортивных журналистов.

Зато сколько в нашем футболе наносного, ненужного! Фанаты, бананы, электрошокеры, детекторы лжи, кодексы чести, комиссии по этике, профсоюзы, теперь вот еще одну сборную придумали — вторую по счету. А что, у нас первая есть?

Если собрать наш чемпионат во что-то целое, получится картина Сальвадора Дали «Испарившийся череп садомизирует рояль на коде».

Посмотрите. Интересно», – иронизирует Легков.

Футбол под пиво или футбол без пива?

Размышляя об извечной болельщицкой дилемме, корреспондент «Спорт-Экспресса» Дмитрий Зеленов ставит социально-этический аспект выше коммерческого.

«Как говорят специалисты, введение в 2004 году первых серьезных ограничений на рекламу пива никак не отразилось ни на его производстве, ни на потреблении. Единственный эффект – на прилавках перестали появляться новые марки, и происходил лишь так называемый ребрендинг. Таким образом была искусственно сужена свобода потребительского выбора и снижена конкуренция.

Федеральный закон 2006 года «О рекламе» все это закрепил, и рынок стабилизировался, что, безусловно, совпало с интересами крупнейших компаний. Иными словами, ужесточение законодательства усилило позиции монополистов. Продажи росли, цены увеличивались, а новых игроков на горизонте не появлялось.

Возникает справедливый вопрос: а для чего тогда вообще принимался закон? Вроде пить меньше не стали, интересы пивоваров никак не пострадали, а рекламу, если очень надо, все равно покажут – хоть днем, хоть вечером.

И все-таки, даже учитывая все это, я бы не стал призывать к поправкам в закон, чтобы дать пиву зеленый свет на стадионы и в телетрансляции. Если закон не работает, его надо не отменять, а дорабатывать, возможно – ужесточать. Футбол же, думаю, как-нибудь проживет и без пива. Не настолько это обделенный финансами вид спорта, чтобы его служители жаловались на плохих дядей из парламента, ущемляющих их интересы. Прибыль прибылью, но, когда вырастет поколение сегодняшних школьников, для которых пара бутылок пива в день – норма жизни, никакие коммерческие успехи будут уже не важны», – убежден автор.

Хронометраж матчей на ЧМ-2022

Редактор отдела спорта интернет-портала Собеседник.ру Петерс Покровскис высмеивает идею Международной федерации футбола проводить игры в удушливом Катаре в формате «три тайма по 30 минут».

«Что ж, ФИФА организация гибкая. Жаль, что только в одну сторону. Ведь 45-градусную жару могут признать природной особенностью региона, а вот русские морозы в дни еврокубков почему-то вызывают у всех панический ужас.

Так давайте, господин Блаттер, мы будем проводить 9 таймов по десять минут?! Или 18 по пять? Ну, чтобы варяги не успевали замерзнуть… Или разрешим всем «для сугреву» пить водку в перерывах. Тем более для большинства команд Старого света это не станет открытием – многие уверены, что подобные вещи и так происходят регулярно.

Или пусть во время летнего смога футболисты бегают в противогазах. Ведь за последние годы из-за природных пожаров дым стал полноценным «климатическим условием», или как там у вас это было сформулировано?

А почему бы соперникам вообще не играть в касках и бронежилетах? Ну, чтобы защитить спортсменов от летящих с трибун кресел или милиционеров с электрошокерами. Это, между прочим, тоже почти что природная особенность нашего региона – дикие люди у нас на стадион ходят, никуда не деться… Да мало ли чего можно придумать!

Конечно, хочется верить, что за идею ФИФА выдается чья-то шутка. Но большой спорт уже давно гонится за большими деньгами. Кто платит, тот и заказывает музыку, а уж ведомство Блаттера в этом смысле – одно из самых меркантильных. И если нужно, чтобы денежка капала, несмотря ни на какие капризы природы – тут не то что футболисты, само телевидение, как говорится, подвинется», – подчеркивает Покровскис.

Блогер The Guardian Мэтт Скотт переводит разговор в практическую плоскость.

«Маркетологи ФИФА наверняка в курсе, что за 30-секундный ролик, показанный во время прямого эфира Super Bowl-2009, было заплачено 3 миллиона долларов, а в четыре периода матча по американскому футболу легко вмещаются 48 минут рекламы. Так что желание прощупать почву по поводу возможного переформатирования хронометража продиктовано скорее жаждой наживы, а не заботой о здоровье футболистов. В конце концов, 17 лет назад Рэй Хафтон [полузащитник сборной Ирландии] получил желтую карточку от арбитра ФИФА за то, что пытался утолить жажду», – отмечает автор.

Месси и Ко на Кубке Америки

Бледный старт Аргентины на домашнем турнире вновь актуализировал тему неудачного выступления Лионеля Месси в составе национальной сборной. Почему лучшего игрока планеты не любят на родине, а у команды Серхио Батисты все идет наперекосяк, повествует корреспондент «Советского спорта» Иван Тарасенко.

«Месси не любят в Аргентине по двум причинам. Во-первых, он уехал в Барселону в 13 лет, а значит не играл ни в одном аргентинском клубе в зрелом возрасте. А во-вторых, в сборной Аргентины он не показывал и десятой доли того, что каждую неделю демонстрирует в «Барселоне».

Месси забил 17 мячей в 58 матчах за сборную – неплохая статистика для среднего футболиста, но никак не для Лео, который забивает по 50 голов за сезон в клубе. На ЧМ-2010 Месси так и не отличился, а Марадона не смог вписать своего маленького преемника в командную игру.

Новый главный тренер Батиста, пришедший на смену Марадоне, пообещал построить игру вокруг Лео, сделать все, чтобы Месси чувствовал себя, будто он играет в «Барселоне». «Мы дадим Месси свободу», – объявил Батиста и поставил Лео на ту позицию, где он привык действовать в «Барселоне», – оттянутого центрфорварда.

Но оказалось, что дать Месси свободу недостаточно. Лео, привыкший к молниеносным перемещениям его партнеров по «Барсе», привыкший, что у него есть сразу несколько вариантов продолжения атаки, просто не может найти адресата в сборной Аргентины. 37-летний Дзанетти не способен бегать так же быстро, как правый защитник Даниэл Алвес в «Барселоне». А Банега, Камбьяссо и Маскерано не в состоянии так же регулярно снабжать Лионеля мячами, как это делают в «Барсе» Хави, Иньеста и Бускетс», – констатирует Тарасенко.

Корреспондент «Спорт день за днем» Руслан Семенеев между тем указывает на неумение распоряжаться атакующими козырями.

«Нападающие — природные богатства Аргентины. Звездные Игуаин, Агуэро, Ди Мария выходят на замену. Диего Милито не играет вообще. Нужно делать сложный выбор, которого олимпийский чемпион-2008 Батиста лишен. Сколь яркий, столь и скандальный игрок Тевес выходит в основе по указке президента футбольной федерации. Еще Аргентина — заложница системы, при которой куда менее статусные игроки проходят десятками через сборную, чтобы потом их можно было бы с выгодой продать в Европу. Эдак можно позавидовать куда менее богатой на таланты Колумбии. Чем больше звеньев в цепи, тем она ненадежнее.

История Аргентины — история про бедных аборигенов и про родную страну, про увешанных бриллиантами и оставшихся с голым задом», – заключает автор.

Если Насри перейдет в «Манчестер Юнайтед»…

Последствия возможного трансфера полузащитника «Арсенала» Самира Насри в «МЮ» оценивает «Евроспорт».

«Поговаривают, что «канониры» готовы ударить по рукам, если «красные дьяволы» предложат 25 миллионов фунтов – отличная цена за игрока, срок контракта которого истекает уже через год. Но для Венгера такой вариант развития событий, поверьте, будет унизительным. Ведь именно он привел Насри в Англию и вылепил из него одного из лучших хавбеков чемпионата, а теперь тот собирается покинуть своего наставника-соотечественника, откликнувшись на приглашение сэра Алекса Фергюсона – человека, с которым у Венгера давние счеты, как в той поговорке «чем ближе знаешь, тем меньше почитаешь».

Если Насри в итоге все же окажется на «Олд Траффорд» – это будет особенно тяжелым ударом по французу, которому и без того нынче несладко», – считает интернет-портал.