4 мин.

Отступники

Похожие и разные

По футбольным меркам Тотти и Неста еще относительно молоды. Оба родились в 1976 году и по всем прикидкам способны провести как минимум по пять лет на самом высоком уровне. Однако отныне – только на клубном. Кроме того, что отказники являются ровесниками, в их биографиях есть немало иных общих деталей. Они появились на свет в Риме, в раннем возрасте проявили незаурядные способности и быстро завоевали репутации наиболее перспективных футболистов всей Италии. С юношеских пор столичные рагацци отлично знали друг друга, играли вместе в сборных разных возрастов, пока окончательно не пересеклись в главной команде страны.

С другой стороны, в карьере обоих немало различий. Помимо разных амплуа римляне изначально были представителями различных футбольных лагерей. Ческо с детства грезил «Ромой», а на пути Сандро до недавних пор стоял лишь «Лацио». Для Несты все началось в сентябре 1984-го, когда он со своим отцом и братом Фернандо наведался в медицинскую клинику.

На осмотре оказалось, что у брата проблемы со спиной, и, дабы исправить недуг, врачи посоветовали заняться спортом. Фернандо выбрал кальчо, и отец записал его в футбольную секцию. Сандро решил не отставать и последовал примеру. Вот так, довольно случайно, началась футбольная карьера Алессандро.

Он с детства выступал на позиции либеро. Его игра сразу привлекла пристальное внимание скаутов, и 9-летнего Несту заприметили селекционеры нескольких клубов. Первыми, кстати, поторопились люди из «Ромы», но отец Джузеппе, ярый приверженец «Лацио», и слышать ничего не желал. Чуть позже руководство «бьянкочелести», переживавших в середине 80-х сложные времена, решило сделать ставку на молодежь, и дало объявление: «Римский «Лацио» ищет молодые таланты. Ждем вас на тренировочной базе». Откликнулось около 300 юных футболистов, среди которых был и Алессандро. Он великолепно проявил себя и попал в детскую команду «бьянкочелести».

Клубы и сборная

В отличие от Тотти, продолжающего хранить верность «Роме», патриотизм Несты оказался не настолько силен, и пять лет назад он перешел в «Милан». Сам защитник говорит, что «Лацио» – это часть его жизни, за которую не стыдно, и добавляет: «Я получил отличное образование, стиль жизни, и у меня остались прекрасные воспоминания. А «Милан» – это сюрприз, о котором не думал и которого не ждал. Римляне считают северную столицу сплошным туманом. Неправда! В Милане есть все для хорошей жизни. Здесь идеально для человека, стремящегося работать и прогрессировать. Люди не назойливые. Правда, что касается архитектуры, Рим – уникален. Вечный город вне конкуренции».

Характеры у отступников также разные. Неста, как и большинство представителей его амплуа, как правило, спокоен и уравновешен. Тотти же зачастую называют гением и злодеем в одном лице. Противоречивая натура, зачастую по ходу матча несколько раз меняющего облик (от решительного вожака до плаксивого ребенка), сочетается с похвальным неприятием дешевой популярности. Пупоне («Pupone» – малыш), как иногда кличут Ческо, все эмоции выплескивает на поле, и не в пример иным звездам неприметен в скандальных хрониках светской жизни. Капитан «Ромы» – словно ребенок, которому вручили маршальский жезл, но забыли объяснить, как его применять. Феноменальные шедевры порой граничат с откровенной глупостью. Однако Рим все прощает, и это легко объяснить: Тотти – уменьшенная копия Вечного города со всей его гаммой чувств и спектром эмоций.

Кстати, Неста дебютировал в сборной 5 октября 1996 года, когда «Скуадра адзурра» на выезде победила молдаван – 3:1. Первый же матч Тотти состоялся двумя годами позже: 10 октября 1998-го итальянцы на своем поле переиграли швейцарцев – 2:0. В общей сложности защитник провел 78 игр, а форвард – 58.

Травмы и мотивация

Франческо объясняет, почему отказался от сборной: «Во время чемпионата мира чувствовал, что могу показать максимум. По крайней мере, только-только восстановившись после перелома ноги, настраивался играть на пределе возможностей. Приходило в голову и то, что германский мундиаль, вероятно, станет для меня последним. Всегда стремился отдавать всего себя сборной. Пенальти, забитый мною в матче с Австралией, был ключевым – все-таки первый гол после той злосчастной травмы в феврале 2006-го. Вероятно, как раз тогда команда осознала, что способна выиграть титул. А затем... Я объяснил свое решение тренеру и руководству сборной. Моя совесть чиста. Понимаете, выходить на поле с металлической пластиной и 11 болтами в ноге совсем нелегко. В современном футболе матчи, как правило, проходят через три-четыре дня, и необходимо хотя бы иногда отдыхать. От чего-то мне нужно было отказаться, и я выбрал «Скуадру адзурру». Естественно, не мог покинуть «Рому», которая для меня всегда на первом месте. Но в любом случае по-прежнему считаю большой честью носить футболку национальной команды».

Мотивы Несты примерно схожи, причем за время карьеры Алессандро чаще Тотти находился в лазарете. Теперь решил снизить нагрузку, дабы продолжить выступать на высшем уровне как можно дольше. Вдобавок поговаривают, что у римлян холодные отношения с наставником сборной Роберто Донадони. Не стоит принижать и фактор мотивации. Очевидно, достигнув главной футбольной вершины, футболисты посчитали миссию завершенной. Хотя, конечно, не стоит исключать обратных действий. Мировой футбол знает немало примеров уходов-возвращений...

Денис ОРЛОВ