11 мин.

Клод-плей

Драфт НХЛ 2006 года в Ванкувере. 22-й порядковый номер. На сцену поднимается генеральный менеджер Боб Кларк, чтобы озвучить свой выбор. «Клуб «Филадельфия Флайерс» с гордостью сообщает о том, что выбирает игрока «Гатино» из Юниорской лиги Квебека… М-м-м… Забыл... (обращаясь к стоящему позади помощнику) Эй, как его там?.. Клода Жиру!» Болельщики «летчиков» должны быть благодарны Полу Холмгрену, за то, что подсказал своему забывчивому боссу имя будущего лидера команды.

Канадский городок Херст примечателен по трем причинам. Во-первых, в этом поселении, которое насчитывает около 6000 жителей, живут в основном франкоканадцы, что довольно нехарактерно для англоговорящей провинции. Во-вторых, это самый северный населенный пункт Онтарио, куда можно добраться на машине. Дальше пути нет, только по воздуху. Ну а в-третьих – это родина Клода Жиру, который служит главным оправданием того, что мы вообще знаем о существовании Херста.

По словам Жиру, в его родном городе не так много занятий в свободное время. Либо охотиться, либо играть в хоккей. Клод выбрал второе, и, учитывая его снайперские способности, зверушкам в окрестных лесах откровенно повезло. Большинство жителей Херста были выходцами из окрестностей Монреаля, и неудивительно, что Жиру в детстве болел за «Канадиенс». Когда Клоду было 14 лет, его семья переехала в пригород Оттавы Орлеанс, где Клод продолжил играть в хоккей. Но когда подошел возраст выставлять свою кандидатуру на юниорский драфт, на него не обратил внимания ни один клуб хоккейной лиги Онтарио.

На семейном совете было принято решение попробовать свои силы в «Гатино». Тем более, что этот город находится всего в получасе езды от Орлеанс, буквально через речку. Собрав вещи, Жиру отправился на просмотр в «Олимпикс» без всяких гарантий попадания в команду. «Уже после первой тренировки я был под впечатлением от его игры, – вспоминает главный тренер и генеральный менеджер «Гатино» Бенуа Гру. – Не было никаких сомнений в том, чтобы предложить ему контракт и подписать в качестве свободного агента. И это решение принесло свои плоды».

В своем первом сезоне в Юниорской лиге Квебека Жиру в 69 матчах забросил 39 шайб, набрал 103 очка и заработал показатель полезности «+30». Этой статистики было достаточно, чтобы стать самым результативным новичком лиги и войти в символическую сборную дебютантов по итогам регулярного чемпионата. Скаутам всех команд лиги Онтарио впору было подавать заявление об увольнении.

Перед драфтом 2006 года Жиру котировался примерно в начале второго раунда, но «Филадельфия» решила рискнуть и сделала очень нехарактерный для себя выбор. «Как правило, мы стараемся обращать внимание на габаритных, физически сильных игроков, – признается Пол Холмгрен. – Но Клод высоко котировался в наших списках. Он обладает отличным сочетанием техники и игрового мышления, и при этом жаждет всегда выигрывать. По сути, он идеальный игрок для новой НХЛ».

Даже если бы Жиру не провел ни одного матча в лиге, он уже вписал себя в историю драфтов новичков – настолько комично смотрелся охваченный внезапным приступом амнезии руководитель «Флайерс». «Кларк назвал мою команду, но потом остановился. Я думал, что он передумал. Даже не знал, что мне делать – вставать или садиться, – говорит Жиру. – Мне припоминают о том событии несколько раз в год, но тогда для меня это не имело никакого значения. Я просто был счастлив, что меня задрафтовали. Сейчас это все уже в прошлом». Молодой игрок с охотой принял извинения Кларка, сообщив, что его имя довольно непросто запомнить. Еще бы, в нем ведь целых четыре буквы (для произношения)!

В тренировочный лагерь «Филадельфии» перед началом сезона-2008/09 Жиру отправлялся в ранге чемпиона Юниорской лиги, самого ценного игрока плей-офф (51 очко в 19 матчах) и с золотой медалью молодежного чемпионата мира за пазухой. Но, как оказалось, великолепная карьера в юниорах не гарантирует автоматического попадания в основу. В особенности в основу такого сильного клуба, как «Флайерс». Да и свой первый серьезный шанс закрепиться в НХЛ, Клод упустил, ничем не впечатлив руководство команды на предсезонных сборах.

«Я очень многому научился в фарм-клубе, – говорит Жиру. – Я понял, что на профессиональном уровне все зависит только от тебя. Я понял, как нужно готовиться к матчам. Научился быстро забывать о неважно проведенной смене или плохом матче. Узнал как правильно отмечать заброшенные шайбы и как реагировать на свои успехи». Именно в составе «фантомов» Жиру перевели с края в центр нападения, открыв новые грани его таланта. Он научился лучше видеть площадку, стал чаще использовать партнеров, но что самое главное, волей-неволей был вынужден учиться играть в обороне. Из бомбардира, который привык играть только на чистых шайбах, за небольшой промежуток времени игры в АХЛ он начал превращаться в настоящего универсального форварда. Некоторое время ушло на адаптацию к новой роли, но когда после Рождества раздался звонок с вызовом в «Филадельфию», Жиру был уже полноправным лидером фарм-клуба. На этот раз он был готов.

«С момента его дебюта в основном составе можно было заметить, что у этого парня помимо волшебных рук, есть еще и очень серьезное отношение к делу. И он не потерял эти качества, даже сейчас, когда окончательно закрепился в лиге», – говорит Скотт Хартнелл, нынешний напарник Клода по ударному звену «Филадельфии». Но для того, чтобы стать своим среди больших дядей, предстояло пройти еще через много испытаний.

В свое время Горди Хоу называли главным «привратником» лиги, потому что ни один молодой игрок не мог сказать, что он попробовал в НХЛ все, пока не потолкался у борта и не заработал пару синяков (а то и пару сломанных ребер) от прославленного игрока «Детройта». Клоду Жиру выпала честь быть встреченным самим Кори Перри, а точнее его локтем, после столкновения с которым форвард «Флайерс» пропустил пять матчей. Правда, вскоре после восстановления от первого сотрясения в своей карьере, он уже открыл счет заброшенным шайбам в НХЛ.

«У нас в составе много классных игроков, и я пока пытаюсь только вписаться в команду, – говорил Жиру во время своего первого полного сезона в НХЛ. – Какую бы роль мне не предложили, я с радостью приму ее». Но умудренные опытом ветераны видели, что их команду пополнил не просто очередной вызванный из фарма юнец.

Симон Ганье – один из тех игроков, на которых в детстве равнялся Клод Жиру – не скупился на авансы молодому партнеру: «Наверное, еще рановато проводить сравнения с Петером Форсбергом. Но я выходил на лед с Фоппой, и Жиру играет в очень похожем стиле». Вторил ему и Йэн Лаперрьер: «Джи – очень талантливый парень. Я каждый день повторяю ему, что он особенный. Он должен осознать, насколько хорош, и если сделает это, мы получим невероятного игрока на долгие годы вперед». Время показало, что это была не просто франкофонская солидарность.

С каждым новым годом результативность, игровое время и авторитет Клода росли. Все это увенчалось великолепным сезоном-2010/11, в котором он набрал 76 (25+51) очков и с большим отрывом стал лучшим бомбардиром команды. По признанию одного из членов руководства «Флайерс», если провести голосование среди крайних нападающих, с кем бы они хотели выходить на лед, то Жиру набрал бы немало голосов. При всем уважении к Майку Ричардсу и Джеффу Картеру, которые в тот момент еще были в составе «Филадельфии». Да что там, даже главный тренер был не прочь провести несколько смен со своим подопечным: «Я бы хотел играть с ним в одном звене. Я недостаточно хорош для этого, но я бы хотел».

Если продолжать разговор о Картере и Ричардсе, то многие крутили пальцем у виска и предрекали скорую отставку Пола Холмгрена, когда «Филадельфия» решила в один присест избавиться от двух своих ведущих центрфорвардов. Но руководство «летчиков» знало, что делало, потому что в обойме у них был игрок, который способен заменить любого из них. А в хороший день и обоих сразу. Жиру как будто сочетает в себе лучшие качества ушедших лидеров: технику и нацеленность на ворота Картера и жесткость и цепкость Ричардса. Жиру проделал долгий путь от мягкотелого снайпера из квебекской лиги, и сейчас не раздумывая бросается под шайбу, без устали работает в углах площадки и не боится сойтись плечом к плечу с игроками, которые на голову его выше и на десяток килограммов тяжелее.

«Для меня самой характерной чертой Клода, помимо очевидного мастерства, является его жажда борьбы, – говорит главный тренер «Филадельфии» Питер Лавиолетт. – Думаю, что это стали замечать все. В лиге хватает талантливых игроков, но когда сражаешься, так же, как он, выходишь на совершенно другой уровень». Но все же стихией Жиру является атака. Он идеально вписывается в игровую модель Лавиолетта, который предпочитает яркий хоккей: со времен последнего локаута его команды трижды становились самыми результативными в лиге, и только однажды заканчивали сезон вне десятки по количеству голов в среднем за матч.

Если пару лет назад Жиру был рад тому, что является твердым игроком основного состава, и был готов исполнять любую роль, то сейчас он безоговорочный лидер команды. И это при наличии в составе «Филадельфии» Яромира Ягра, который поднимал над головой Кубки Стэнли, когда маленький Клод еще ходил под стол пешком. «Его понимание игры – одно из лучших, да что там, лучшее, что я когда-либо видел, – говорит Жиру о Ягре. – Он со всеми легко находит общий язык и старается, чтобы все действовали в одном русле. Каждый день, что он проводит на катке, он счастлив. Для него это не работа, а просто шанс хорошо провести время с ребятами».

«68-й» также не скупится на комплименты в адрес молодого партнера: «Я обожаю играть с ним. Не берусь утверждать, что он лучший игрок лиги на данный момент, но в тройку входит – это совершенно точно. Никогда бы не подумал, что на исходе своей карьеры буду выходить на лед с игроком такого уровня». Именно с приходом легендарного чеха «летчикам» удалось сформировать свою ведущую тройку, в которой трудно собрать более непохожих игроков. Будущий член Зала хоккейной славы, восходящая звезда и добротный силовик, который ни в одной из своих команд не был на ведущих ролях.

Заезженная в скаутских отчетах фраза «делает своих партнеров лучше» в данном случае идеально подходит, чтобы описать то, что Жиру значит для своих крайних форвардов. Ягр в 39 лет обрел неизвестно какую по счету молодость, а свою знаменитую реплику про «нови уровень» он может смело адресовать Скотту Хартнеллу. Обладатель одной из худших причесок в НХЛ в этом сезоне твердо намерен побить собственные рекорды результативности, и получил абсолютно заслуженное приглашение на Матч всех звезд.

Туда же второй год подряд отправился и Клод Жиру, который в этом сезоне в полный голос заявил о себе как о настоящей звезде лиги. И его фамилию упоминают в одном предложении с Сидни Кросби не только по причине сотрясений. В детстве Клод Жиру хотел быть похожим на Дуга Гилмора, но у его партнеров по команде другие ассоциации, в которых явно прослеживается «пингвиний» оттенок. «Он немного напоминает мне Евгения Малкина, – говорит Максим Тэлбот, перешедший из «Питтсбурга» в «Филадельфию» в межсезонье. – Не хочу их сравнивать, но он также бережно обращается с шайбой и способен вести игру на очень высокой скорости. Когда он набирает скорость, то нет никакой возможности обороняться против него. И у Клода есть такое же желание и страсть стать настоящим элитным игроком в этой лиге».

Яромир Ягр берет куда выше. «Он похож на Марио Лемье, – не стесняясь говорил Ягр перед началом этого сезона. – Немного поменьше ростом, но также хорошо видит площадку. Нужно всегда быть готовым, потому что он в любой момент может доставить шайбу тебе на крюк». Но до Лемье Жиру вряд ли дотянуться, а вот с Евгением Малкиным 24-летний канадец попробует в этом сезоне поделить несколько индивидуальных призов. Помимо гонки за звание лучшего бомбардира, оба претендуют на приз самому ценному игроку.

В «Филадельфии», которая вынуждена проводить этот сезон без травмированного капитана и лидера обороны Криса Пронгера, имеет в своем распоряжении, мягко говоря, нестабильную вратарскую бригаду, и очень сильно подвержена игровым перепадам, Клод Жиру является островком спокойствия. Несмотря на четыре пропущенных матча из-за сотрясения, вряд ли кто-то из партнеров сможет оспорить его лидерство по очкам. Он является ключевым игроком команды при реализации лишнего и при игре в меньшинстве, никто из нападающих «Флайерс» не проводит на площадке столько времени и не приносит столько пользы.

Если «Филадельфия» в этом сезоне сумеет побороться за лидерство в дивизионе, что автоматически гарантирует ей высокий посев в конференции, то у Жиру есть все шансы, чтобы повторить путь легендарных «летчиков» Бобби Кларка и Эрика Линдроса, которые в свое время признавались самыми ценными игроками лиги. Он уже идет проторенной своими предшественниками дорогой: Клод стал лучшим спортсменом Филадельфии 2011 года по версии пишущих журналистов. Подобного признания удостаивались только два хоккеиста: все те же Бобби Кларк (трижды) и Эрик Линдрос.

Нападающий «Флайерс» превращается в настоящую звезду и вне хоккейной коробки. Участие «Филадельфии» в Зимней Классике сделало Жиру героем самого популярного хоккейного реалити-шоу «24/7» канала HBO, и на протяжении четырех серий молодой «летчик» был одним из главных действующих лиц. Он наконец-то переехал от Дэнни Бриэра, у которого жил в прошлом сезоне, в собственную квартиру, и в гараже у него покоится Porsche Cayenne.

Совсем недавно открыл аккаунт в твиттере, где за первый день собрал более 50 тысяч подписчиков. «Скотт Хартнелл и Мэтт Карл подбили меня на это, – признается Жиру. – Они все время пишут в твиттер что-то веселое, а я еще пока только привыкаю к этой штуке». Случаются у него и забавные эпизоды с болельщиками, как и у каждой звезды. «Однажды мы сидели в ресторане, и ко мне подошла одна девушка, – вспоминает Жиру. – Пару недель назад я расписался у нее на плече, и она хотела показать, что сделала татуировку с моим автографом».

Никто не знает, не испортят ли все эти перемены Клода, для которого по-прежнему на первом месте остается хоккей – достаточно посмотреть в интернете пару видео с его летними тренировками. Неизвестно, пополнит ли он коллекцию личных призов после этого сезона, и какими будут турнирные успехи у его клуба. Но в одном можно не сомневаться точно – теперь имя Клода Жиру уже никто не забудет.