4 мин.

Судить нельзя помиловать

Наибольшую полемику у болельщиков вызвал эпизод, случившийся в первом повороте сразу после старта. По мнению арбитров Федерации, по ходу атаки виража пилот «Макларена» Льюис Хэмилтон выдавил с трассы представителя «Феррари» Кими Райкконена, лишив того возможности корректно пройти участок трассы по намеченной траектории. Так ли это было на самом деле? Вопрос интересный. Ответ же на него попробуем дать максимально обстоятельный, для чего закрутили до дыр все возможные записи инцидента.

Итак, что мы имеем? Старт, безупречно выигранный Райкконеном. Какого бы мнения вы ни были об этом пилоте, финну следует отдать должное: «под сигнал» с первой линии решетки он уходит практически идеально на любом автодроме. Во всем пелотоне по оперативности срабатывания рефлексов и четкости движений Айсмена превосходит, пожалуй, лишь Фернандо Алонсо. Японский старт это вновь подтвердил: Кими отменно рванул по длинной прямой, получив гандикап перед Хэмилтоном. Британец, однако, потерю поула на старте воспринял как сигнал к контратаке, воспользовался слип-стримом и выскочил из-за заднего антикрыла «Ферарри». К точке торможения он уже поравнялся с соперником. Далее происходит следующее. Льюис в схожей для него манере пилотирования прибегает к позднему брэйкингу, но промахивается мимо точки торможения.

В подобной ситуации пропорции вины человека и неидеальности техники разумно разделить в соотношении 50 на 50. Дело в том, что непрогретые покрышки очень слабо реагируют на механические действия гонщика (об этом говорил и Алонсо на пресс-конференции после гонки), провоцируя блокировку передней оси. Собственно, это и произошло. После чего шедший по внутреннему радиусу болид Хэмилтона устремился в травяную зону. Двигавшийся параллельным курсом Райкконен начал оттормаживаться вовремя. Но вот беда – машина британца перекрывала ему путь к нормальному вхождению в вираж. Кими вынужденно продлил прямую движения еще на несколько метров и предпринял отчаянный, но весьма толковый маневр – жесткое выкручивание руля вправо с последующим выставлением шасси в направлении, предписываемым траекторией. И здесь бы финну праздновать успех – освободившееся справа пространство позволяло вернуться на трассу вровень с Кубицей и впереди Алонсо…

Но! Просмотрите покадрово следующий эпизод. В момент, когда Райкконен готовится довернуть руль вправо, аккурат в непосредственной близости с его болидом… выныривает машина Хейкки Ковалайнена! Парадокс, но второй пилот «Макларена» даже не пытался уйти в вираж. Судя по записям с верхних воздухозаборников и выложенным японскими журналистами фото, движение по прямой финн изначально избрал в качестве приоритета! Посему не суетился, оказавшись борт о борт с F2008, и прежде чем вернуться на трассу оттеснил соперника вглубь зоны вылета. Похож ли маневр на злой умысел, сознательный «теракт» – судить читателям. Но факт остается фактом: у Ковалайнена была возможность уйти не только от столкновения – даже от соседства с «красным» соотечественником. Заслуживал ли маневр наказания? Уж наверняка, обосновать и объяснить сей штраф было бы куда проще, нежели проезд по пит-лейн, выписанный Хэмилтону…

В еще двух спорных эпизодах главную роль исполнил Фелипе Масса. Но если степень его вины в контакте с машиной лидера чемпионата мира мы определили сразу после гонки, нынче есть смыл поговорить о бразильце как о потерпевшем. Речь об инциденте, случившемся на 50 круге, после того, как Себастьян Бурдэ вернулся на трек с дозаправки. Француз логично занял внутренний радиус (ближний к выезду с пит-лейна) и готовился к атаке злополучного первого виража. Параллельным курсом по треку несся пилот «Феррари», прикидывавший идеальную траекторию аналогичного маневра. При подходе к апексу двум железным коням стало тесно в одной борозде, после чего STR3 «пристыковалась» к F2008. Исход ЧП известен: Бурдэ получил «плюс 25 секунд» к итоговому времени и вылетел за пределы зачетной зоны, отдав одно очко бразильцу.

Прежде чем браться за рассуждения, верен ли вердикт, позволим себе небольшую ремарку. Коллизии вовсе можно было избежать, окажись человек, претендующий на чемпионский титул, чуть более осмотрительным. Динамика хода позволяла Массе оставить сопернику чуть больший зазор нежели тот, что имелся. Получи Себ оперативный простор для доворота руля и возможность выловить задок на выходе – никакого контакта не было бы и в помине! Мало того, Фелипе наверняка сумел бы добиться желаемого в следующей связке виражей, поскольку его темп был на порядок выше (на легком болиде южноамериканец летел по трассе, штампуя быстрые круги), нежели у соперника, шедшего на непрогретой резине.

Что касается непосредственно вердикта, позиция стюардов вновь не выглядит бесспорной и непререкаемой. Да, судьи стремились защитить – хотя бы постфактум – одного из быстрейших гонщиков в пелотоне на тот момент. Плюс, видимо, хотели покарать француза за агрессивный, судя по картинке, нырок при входе в вираж. Однако, уважаемые присяжные заседатели, неужто в современной «Формуле-1» вовсе не осталось места здоровому риску? Чем плох был маневр Бурдэ, по сути копировавший атаку Нико Росберга на Дженсона Баттона? Разве эта попытка не напоминала многочисленные ситуации с участием Дэвида Култхарда в нынешнем сезоне? Наконец, разве год назад не вы позволяли все тому же Массе и Роберту Кубице вовсю резвиться на японском полотне, закрывая глаза на взаимные выталкивания пилотов в траву?!

Если уж следовать принципиальной линии до конца, то стюардам следовало бы вслед за Себом оштрафовать и Марка Уэббера, на длинной прямой едва не впечатавшего Фелипе Массу в ограждение вдоль боксов. Согласитесь, австралиец защищал позицию весьма своеобразно: во время слип-стрима соперника попробовал использовать переднюю ось в качестве шлагбаума. То бишь или ты сбросишь скорость и останешься позади, либо в стремлении избежать столкновения качнешь руль вправо и ушарашишь болид о стену… Что и говорить, подход, восхищающий своей гуманностью!

Напоследок отметим, что чрезмерная жестокость в оценках убивает спортивную борьбу как таковую. Вердикты последних месяцев могут стать ужаснейшим прецедентом, ведь, если заниматься казуистикой и задаться целью, теперь практически каждый маневр можно опротестовать. И далеко не факт, что через год-другой основное внимание болельщиков будет приковано не к событиям на трассе, а к перепалкам адвокатов в зале суда.