13 мин.

Полуфинал ЦСКА – «Химки». 8 вещей, которые нужно знать

Эта серия должна была стать лучшей

Искаженное сознание руководителей лиги ВТБ иногда преподносит неожиданные сюрпризы: из календаря, явно составленного под действием сразу нескольких наркотических веществ, могла бы родиться лучшая серия между двумя лучшими командами последнего десятилетия и, возможно, вообще лучшая серия в истории российского баскетбола.

Естественно, так не было задумано. Все сложилось случайно, но совпало одно к одному.

Во-первых, по ходу сезона ЦСКА проиграл два раза «Жальгирису» и, отдав литовцам первое место, нарушил течение баскетбольного дня сурка: традиционный финал «Химки» – ЦСКА был перенесен в полуфинал. Это обстоятельство оказалось важным сразу по двум обстоятельствам: с одной стороны, после «Финалов четырех» Евролиги красно-синие обычно долго приходят в себя и возвращаются на пик формы только к финалу, с другой – ставки оказались максимально повышены, так как для «Химок» на кону стояла путевка в Евролигу (для этого им нужно было занять место выше обладателя Еврокубка «Локомотива»).

Во-вторых, мало того что у «Химок» оказалось преимущество площадки, так еще они с армейцами подошли к серии в диаметрально различных кондициях – дошло до того, что «Химки» сами себя считали фаворитами (а это значит, что по объективной шкале у ЦСКА и вовсе не было шансов). У фаворитов были: расслабленный календарь, практически полностью здоровый состав, куча времени подготовиться к сопернику, команда на ходу, восстановившийся и посвежевший Планинич, голодные до побед болельщики (перед которыми весь сезон размахивали деликатесами, но в итоге дали разве что понюхать) и лишний стимул в виде нелепого розыгрыша титула чемпионов России, который в итоге оказался у соперников. У ЦСКА за плечами оказались: посттравматический шок от произошедшего в «Финале четырех», крайне сомнительная со всех точек зрения серия с «Крыльями», травмы у троих игроков стартового состава (Каун на одной ноге, Уимс, начавший напоминать баскетболиста только к 5-му матчу, и кое-как проведший полтора матча и выбывший до конца сезона Теодосич), Хряпа, у которого, как сказал Мессина, «болит все», неготовые из-за усеченной ротации Мессины по ходу сезона резервисты и вообще атмосфера, издали похожая на упадническую. Пока «Химки» должны были продемонстрировать власть имущим, что клуб и команду нужно сохранить, многие игроки ЦСКА уже могли задуматься и о следующем сезоне в другой команде.

В-третьих, «Химки» и ЦСКА едва ли не главные антиподы в европейском баскетболе: бегущие плетущие узоры пик-н-роллов ставящие систему над индивидуальными достоинствами «химчане» против академичных размеренных максимально замедляющих игру и выжимающих все из лидеров красно-синих.

Ну и так далее. Эта серия должна была стать захватывающей и, возможно, даже видоизменить представления о российском баскетболе. Собственно, первая игра и дала это немного почувствовать: в полном соответствие с раскладами «Химки» заработали преимущество, а ЦСКА организовал достойную погоню, которая завершилась на перехвате Дэвиса. Что-то доселе невиданное уже висело в воздухе, это можно было ощутить…

и тут абсурд восторжествовал – сломалось табло.

Но не стала

Табло, конечно, традиционно добавило антуража, но вообще оно-то, как и отстраненный горе-секундометрист, как раз не причем. Абсурд восторжествовал, когда ЦСКА победил во втором матче (благодаря еще более ценному из-за травмы вкладу Теодосича красно-синие накопили 10-очковое преимущество и сумели дотерпеть до концовки). Когда всех усилий хозяев и Фридзона совсем чуть-чуть не хватило, чтобы отыграться, приключился самый нелепый момент сезона: при счете 74:72 армейцы грамотно двигали мяч и не давали «Химкам» даже нарушить правила – Папалукас на Мицова, Мицов на Хряпу, Хряпа на Мицова, Мицов на Крстича, Крстич на Хряпу, Хряпа на Папалукаса – тот отдал Воронцевичу прямо под кольцо… но Андрей промахнулся, и «Химки» забрали подбор. Если бы хозяева забили (у них оставалось для этого куча времени), то, наверное, Воронцевича бы линчевали прямо в раздевалке ну или подвергли какой-нибудь изощренной итальянской пытке.

Но все обошлось. За этим был удивительный момент с проходом Фридзона – Виталик мог сравнять счет, но промазал. При этом подтвердил существование людей-невидимок: оказывается, в этот вечер они мало того что решили тоже сходить на игру ЦСКА – «Химки» (вот как популярна лига ВТБ!), так еще и в том эпизоде били его в спину и толкали в бочину. Поскольку невидимок, кроме Фридзона, больше никто не видел, то нарушения не свистнули.

И вот как раз тут, когда казалось, что ситуация не могла уже быть более нелепой, себя проявили химкинские руководители (урок на будущее прост: никогда не стоит недооценивать российских чиновников). Ладно игроки пожаловались на арбитраж после обидного проигрыша. Это нормально, со всеми бывает. Но здесь... Хорошенько подумав (?), или как там у них это называется, химкинские боссы набросали петицию в лигу «с просьбой проанализировать судейство». Текст данного обращения уже попал во Всемирный музей глупости, но бессмертные цитаты из него остались:

«Считаем, что игровые эпизоды, которые мы попросили рассмотреть, не повлияли на итоговый результат матча, но хотелось бы, чтобы лига обратила внимание на такой компонент игры, как судейство».

Теперь, внимание, вопрос: что это вообще было? Понятно, что требовать от баскетбольных начальников разбираться в баскетболе, это уж чересчур, но все равно хотелось бы понять: что конкретно они хотели сказать этой фразой? Если эпизоды не повлияли на результат, к чему все это? Если лига не обращает внимания на такой компонент игры, как судейство, как вы вообще попали в состав ее участников и почему молчали раньше? И еще – если матчи обслуживают судьи, работавшие на финале Евролиги, кого конкретно нужно привлечь для того, чтобы судейство было удовлетворительным? Потому что шутки Мессины про губернатора «Химок», гендиректора «Химок» и главного тренера «Химок» не кажутся после этого такими уж натянутыми.

Повисший в воздухе тяжелый запах идиотизма – это еще полбеды. С легкой руки руководства «Химок» вся серия в итоге свелась к обсуждению судейства и сыграла с их командой злую шутку: если вы сами сомневаетесь, что судьи дадут вам победить, то это ощущение не может не передаться игрокам. Проваленный третий матч и три проигранных четверти матча четвертого не выглядят случайностью, а напрямую вытекают из подхваченного «синдрома УНИКСА» (казанцам когда-то действительно не дали победить, и с тех пор они потеряли веру в саму возможность победы, но зато не упускают случая всякий раз попенять на судейство).

Лучшие три минуты изменили многое

Тут надо бы извиниться перед Фридзоном, потому что в серии было ровно 10 минут, когда лично я был уже близок к тому, чтобы пересмотреть все, что мы о нем знаем. После первой половины четвертого матча лицо химкинского клуба уходил в раздевалку, споря с судьями и преувеличенно держась за руку: «синдром УНИКСА» накрыл «Химки» с головой, и в основном они переключили внимание на судей, доказывая, что 10 фолов против 3 за 20 минут – лучшее доказательство всеобщих подозрений, а не их вяловатой игры. С отставанием в 10 очков и ощущением полной безнадежности желто-синие вышли на четверть, которая должна была бы стать последней в серии. И тут Фридзон выдал три лучшие минуты в прошедшем сезоне для российского баскетбола: команда стала играть на него, а Виталик не промахивался, набрав 10 очков подряд.

Стоило «Химкам» поверить, что никто никого не убивает (вообще им надо бы брать пример со своих болельщиков, которые перемежают кричалки про судей с призывами привезти ЦСКА 20 очков и не видят тут никаких противоречий), как уже у ЦСКА возникли проблемы.

Неожиданно «Химки» победили, а Фридзону не дали даже начать послематчевое интервью: после сирены УСК ЦСКА сотрясался от криков «ВИТАЛИК! ВИТАЛИК!». Так что вывод тут простой: никогда не сомневайтесь в лучших российских баскетболистах, потому что их нужно только безмерно уважать.

Когда Планинич бывает в порядке

Когда Планинич бывает в порядке, «Химки» превращаются в баскетбольное оружие массового поражения.

Когда Планинич бывает в порядке, его невозможно остановить.

Когда Планинич бывает в порядке, на паркете оказывается невиданный феномен доминирующего разыгрывающего, который без промаха атакует сам, активно играет на своих «больших», выходит поцентрить, хладнокровно ведет игру и кладет победные броски ровно в тот момент, когда это нужно.

Зоран в одиночку выиграл первый матч, но затем устал и подсдулся. Именно на нем неудачный календарь отразился больше всего, и провал «Химок» в пятом матче напрямую связан с тем, что хорвата не хватило.

Но на концовку четвертого Куртинайтис его сберег: Моня и Планинич вышли только на экваторе последней четверти – Сергей положил важнейшую «треху», а Зоран решил исход встречи броском через Крстича.

Это была невероятная тренерская серия

Тренерская дуэль – не в затасканном смысле этого словосочетания, а в самом что ни на есть прямом – главное украшение этого полуфинала. И нельзя даже сказать, что Куртинайтис проиграл, настолько оба тренера были хороши.

Мессина долго искал средство против Планинича и нашел способ сделать его менее эффективным; использовал сильные стороны Хряпы на третьем номере; варьировал большую пятерку с Крстичем, Хряпой и Воронцевичем/Эрцегом и пытался угнаться за быстрыми «Химками» с помощью маленькой и связкой Хряпа – Воронцевич/Эрцег; играл в два разыгрывающих, объединяя Теодосича и Папалукаса/Джексона; использовал на месте первого номера Мицова; вводил в состав изначально травмированного Уимса и глубоких резервистов, выбирая между Вороновым, Зозулиным и Понкрашовым.

Куртинайтис каждый раз смело отвечал – пытался выгадывать дополнительные минуты отдыха для Планинича, менял традиционную для команды быструю пятерку с Моней на четвертом номере более массивной, нашел более значимую роль для Огастина, который очень помог в четвертом матче своей энергией и подборами; играл без разыгрывающих с Риверсом на номинально первом номере; умудрился все же получить отдачу от потерявшегося по ходу сезона Лончара.

Они стоили друг друга не только на площадке, но и на послематчевых пресс-конференциях. Каждого отличал свой стиль: едкий Мессина отпускал саркастические комментарии, а Римас травил анекдоты, непринужденно уходя от неловких провокаций журналистов. Но обоих объединяли харизматичность и подавляющая уверенность в собственной правоте. В общем, они оба были прекрасны.

Мессина вернулся

Армейские болельщики ждали этого весь сезон, и вот это произошло: старый и совсем не добрый импульсивный играющий в шахматы и выжимающий максимум из того, что есть под рукой, Мессина вернулся. Край пропасти – лучшее место для того, чтобы покинуть тренерское кресло и вернуться к опровергаемым весь сезон постулатам: весь год он говорил, что «ЦСКА Мессины» – понятие неверное, что ЦСКА – это команда игроков, а он просто сидит на скамейке и помогает им быть немного лучше. Победа в этой серии – исключительно заслуга главного тренера, потому что эта команда – ЦСКА Мессины, что бы там он ни говорил.

Дело не в том, что армейцы попали в сложную ситуацию из-за травм: Мессина едва ли не в первый раз за сезон показал, что очень хорошо понимает, какой именно материал находится у него под рукой и как его нужно использовать. Он получил практически все от Теодосича, благодаря которому армейцы вернулись в первом матче и выиграли второй. Он положился на Джексона, неожиданно надежного и хладнокровного: меняя его минуты за четыре до конца четвертого матча, Мессина трогательно обнял своего основного разыгрывающего. Он не зря убедил Папалукаса остаться, зная, что в решающий момент опыт того окажется бесценным: здесь уже были объятия с поцелуями. Списанный всеми Мицов неожиданно превратился в самого агрессивного игрока серии, бесстрашно идя в проходы. Бесконечные споры с Воронцевичем – тоже невероятно трогательные, когда они оба махали друг на друга руками в силу отсутствия других аргументов – не помешали Андрею стать одним из основных действующих лиц серии: его энергия на подборе, помощь в защите и сложившаяся постепенно иррациональная уверенность в собственном броске – самые запоминающиеся компоненты армейской победы. Он мог бы, наверное, больше выжать из Крстича, но и так получил немало. Он дал шанс Зозулину и Понкрашову, но сохранил терпение только на Воронова, которого в пятом матче даже не стал менять после нарушения комбинации в нападении (хотя жестко предупредил). И да, когда колено Кауна окончательно помешало тому быть полезным, он не побоялся поставить Соколова в старт и получить от него ровно столько времени, сколько потребовалось для победы.

А сам был с командой каждую секунду, возмущая болельщиков «Химок» вздорными прыжками по краю площадки. Именно этого тренера все так ждали.

Виктор Хряпа – MVP серии

Ну и конечно, ничего бы не было без армейского капитана, компенсировавшего все недостатки, которые остались после работы Мессины.

Именно на него с вылетом Кауна упала вся нагрузка в защите: Хряпа сыграл так, что, будь на его месте человек-паук, у него вряд бы получилось лучше. Его заставляли держать превосходящего в массе Огастина и разыгрывающего Планинича, бросали на периметр против Мони и оставляли функции страхующего (Хряпа сделал едва ли не все самые значимые перехваты серии) – даже в самых неудачных ситуациях Хряпа умудрялся оставаться самым полезным и сильнее других влияющим на ход матча игроком на площадке.

Именно на него с вылетом Теодосича и по сути Уимса упала вся нагрузка в нападении: расчерчивающие зону передачи Хряпы – главный козырь позиционной атаки ЦСКА, а его броски в ключевые минуты – единственная причина, по которой армейцы вообще остались в серии. Не передерживая мяч и не ища инициативы, а даже напротив иногда требуя больших усилий от Эрцега и Мицова, капитан оказался бесценным и здесь.

Если учесть, что «у него все болело», то можно лишь удивиться, как Мессина не завершил серию какой-нибудь ритуальной церемонией в честь капитана. Ну, чтобы просто показать, что болельщики должны на него молиться.

Пятый матч скрасил весь негатив

Благодаря Фридзону серия дожила до пятого матча, который несколько сгладил все неприятные ощущения: забыты были четыре технических, идиотская петиция, судейские ошибки и «синдром УНИКСА» – все решалось здесь и сейчас, перед полным залом, видеокамерами и вип-болельщиками. Когда после журналисты упорно спрашивали о судействе, все настолько удивлялись, как будто дискуссий предыдущей недели и не существовало.

Пятый матч подтвердил, что эта серия должна была стать лучшей. У него было уникальное для баскетбола ощущение, когда игровое время раскалывается на сотни калейдоскопом прокручиваемых моментов и за счет этого бесконечно удлиняется. Еле передвигающий ноги, но старающийся успеть Соколов, постоянно подсказывающий Папалукас, ожидающие, но не верящие в похороны ЦСКА болельщики «Химок», разбитая голова Лончара, злой Дэвис, сошедший с ума Воронцевич и точка с восклицательным знаком, поставленные Уимзом (тот пожал плечами, показывая, что ждал именно этого момента, чтобы заиграть), после которых армейские болельщики уже не замолкали ни на секунду, а Андрей Ватутин сбросил навалившиеся за неделю 15 лет одним зажигательным танцем. Смертельная усталость, слезы, дикая радость, прощальные объятия, неожиданное шампанское у ЦСКА, вполне закономерный коньяк у Куртинайтиса – концовка получилась смятой, но подтвердила, что им некуда не деться друг от друга: злейших друзей и лучших врагов.

Лишь когда вы по-настоящему начнете ценить это, то перестанете говорить о судействе и придумывать конспирологические теории, чтобы сделать реальность более симпатичной. Пока же эта серия лишь могла бы стать лучшей, но так и не стала.

Фото: bckhimki.ru, cskabasket.com