6 мин.

Блатт 2.0. Зачем Фотис Кацикарис вернулся в Россию

Когда Фотис Кацикарис только приехал в Россию, его первым делом начали сравнивать с Блаттом, тогдашним предшественником в санкт-петербургском «Динамо». Главный правдоруб российского баскетбола Владимир Родионов не скупился на авансы и подчеркивал самые разные преимущества нового любимца – ему он казался моложе, порядочнее, профессиональнее, в общем, привлекательнее во всех отношениях.

Было и другое сравнение, уже не со стороны Родионова. И оно наверняка запомнилось Кацикарису на всю жизнь.

В последнем матче регулярного чемпионата-2005/6 в Санкт-Петербурге – местное «Динамо» при драматичных обстоятельствах проиграло московскому Душана Ивковича – к нему подскочил неизвестный, приставил к горлу некий предмет («похожий на нож») и сказал по-английски: «Убирайся отсюда, не то убью».

Кацикарис, несмотря на стресс и последующие бессонные ночи, доработал сезон до конца. А перед началом следующего вроде бы готов был продолжить работу (хотя оба его помощника были уволены). Но стороны все же расстались по «причинам личного и профессионального характера».

Нож здесь был совершенно не причем. Вскоре «Динамо» прекратило существование, а Кацикарис уже через пару месяцев выводил на паркет свою новую команду – испанскую «Валенсию». И продолжил свой путь тренера-путешественника.

***

Этот путь действительно имеет много общего с карьерой бывшего тренера российской сборной. Как и Блатт, Кацикарис был средненьким разыгрывающим. Как и Блатт, учился в Америке. Как и Блатт, зарекомендовал себя тренером, умеющим выжать максимум из средних команд. Как и Блатт, так и не получил возможности показать себя с большими ресурсами. И, как и Блатт, время от времени терпел объективные и субъективные неудачи, перебираясь с места на место.

Совершенно не случайно, они оба работали сначала с «Динамо» и потом с «Арисом». Ну и со сборной России. Кацикарис и Блатт принадлежат к той небольшой прослойке добротных гарантирующих результат тренеров, которые и олицетворяют основные идеалы европейского баскетбола – акцент на защиту, командные ценности, самопожертвование со стороны игроков, психологическая опора со стороны тренера. В общем, все то, что кажется бесконечно скучным и не имеющим никакого значения ровно до того момента, как начинает приносить золото Евробаскета, бронзу Олимпиады и так далее.

«В баскетболе все начинается и заканчивается защитой, – говорит Кацикарис. – Оборона как банк, в котором вы храните деньги. Она гарантирует вам безопасность. Нападение же можно сравнить с игрой на фондовом рынке».

Если убрать из этой метафоры финансовый бэкграунд Кацикариса, то, наверное, можно представить, что что-то подобное мог бы сказать и Блатт.

Между ними можно найти и очень много различий, но вполне понятно, что привлекло в Кацикарисе РФБ. Его главное достоинство – то, что он по сути является двойником Дэвида Блатта и может – при прочих равных условиях (и за меньшие деньги) – продолжить его дело. В России таких тренеров просто нет: привлечение условных Пашутина, Базаревича и Карасева неминуемо означало бы изменение курса. РФБ же явно настроена продолжать двигаться дальше на прежних активах, с Кириленко и Хряпой во главе. А выбор между Бауэрманном, Здовцем и Кацикарисом не так уж принципиален. (Понятно, что мы все как один за Базаревича, но нас никто не спрашивал).

Вопрос в другом – что привлекло Кацикариса в сборной России?

***

Когда-то первое сравнение с Блаттом – естественно, в пользу Кацикариса – озвучил Владимир Родионов. Получилось оно несколько комичным, но запомнилось:

– Я вздохнул с облегчением… При всех своих плюсах Дэвид – сложный человек. Хотите пример? Хозяин квартиры (Кацикарис жил в квартире, которую до этого снимал Блатт) признался мне на днях: «Не знаю, какой из него специалист, но по человеческим качествам Фотис даст сто очков форы бывшему главному тренеру».

Это впечатление – добродушного стильного парня, эдакого молодого профессора, делающего все, чтобы быть ближе к своим студентам – сопровождает Кацикариса всю жизнь. Бесконечные джеймсбондовские костюмы, хипстерские очки, UCLA за плечами, финансовое образование, неизменная улыбка – харизма тренера настолько велика, что даже куцая греческая борода не в силах никого отпугнуть.

Самое главное – что Кацикарис меньше всего похож на тренера. В его голосе нет металлических ноток. Он не смотрит на любого собеседника сверху вниз. При общении с ним не чувствуется того ореола лидера, капитана корабля, главнокомандующего, ответственность на плечах которого укрепила его настолько, что сделала его выше всех остальных. Он не делится знанием, а просто рассказывает свое видение, не философствует на отвлеченные темы, а старается быть максимально понятным.

В общем, на кого-то он даже может произвести впечатление милого человека, которого просто подставили. Дэвид Блатт ушел на пике, поняв, что дальше будет только хуже: Кириленко и Хряпа на сходе, отмена лимита лишит молодых баскетболистов (которых и так можно сосчитать на пальцах одной руки) игрового времени, а ожидания, напротив, выросли пропорционально всем бедам. А отвечать этим ожиданиям придется теперь улыбчивому греку, не разобравшемуся, во что он ввязался.

***

Если вы хоть раз видели, как играют команды Кацикариса, вы никогда так не подумаете. Водка, мартини (shake, not stirred) – удовлетворив жажду, мило поболтав и закрепив общение запатентованной улыбкой, в том же самом костюме он выходит на паркет, садится на корточки и следит за тем, как выполняются его установки: там не берут пленных, не сдаются и не просят о пощаде. Команды Кацикариса дерутся, не признавая авторитетов. Дерутся порой в прямом смысле этого слова – не боясь нанести сопернику травму, не чураясь подлостей и грязи. Дерутся, ложась костьми друг за друга и понимая, что делают что-то общее, нечто, что важнее, чем «я».

Тогда еще в «Динамо» Кацикарис всех удивлял своим стрессовым методом – доводил игроков на сборах, заставляя их вставать на час раньше обычного, запрещая улыбаться целыми днями, устраивая грозные многочасовые выволочки – короче, муштруя, хуже, чем в армии (где он, кстати, тоже побывал). В прошлогоднем «Бильбао» это было видно лучше, чем где бы то ни было еще: отряд лихих десантников огорошил в плей-офф чересчур расслабленных армейцев.

***

Так вот, главное сходство между Кацикарисом и Блаттом заключается не в том, что оба они «микро-тренеры». Наоборот, в том, что они оба стратеги, которые видят чуть больше, чем остальные.

Вся карьера грека иллюстрирует это очень хорошо. Кацикарис не испугался поехать в Россию – это была его первая серьезная работа (в АЕКе он тренировал команду, собранную из молодых игроков). В 2006-м, уже понимая, что ждет «Динамо», и видя новые перспективы, он оказался в «Валенсии». Осенью 2009 он рискнул взять тонущий «Арис», откуда ушел уже в январе – сказав, что не смог найти контакт с игроками и пришел не в то время и не в то место – и через несколько дней встал у руля «Бильбао».

Кацикарис работает там, где ему интересно, там, где он понимает, что сможет не только взять, но и дать команде что-то, вывести ее на новый уровень, помочь раскрыться тем, кто в этом нуждается, и самому научиться чему-то новому. И сейчас сборная России ему настолько интересна, что он готов поставить на карту и заработанную с «Бильбао» репутацию, и даже пойти на немного не понятную аферу с «летним» контрактом.

Кацикарис не испугался сравнений с Блаттом и взял команду, чтобы продолжить его дело – он вернулся в Россию. Он прекрасно понимает, что будет дальше. На вопрос Вовы Спивака он так и сказал: теперь я поговорю с Кириленко и Хряпой, и тогда мы решим, что будем делать на Евробаскете – побеждать или наигрывать молодежь. Он готов и к тому, и к другому. У него нет иллюзий, и, как и Блатт, он точно сделает все, чтобы потом не было стыдно.

У него может и не получиться – но даже тогда не нужно будет браться за ножи.