16 мин.

Итоги года. «Мерседес», «Феррари»

«Мерседес» (4-е место)

Цели

Перед началом сезона в немецкой конюшне не питали иллюзий относительно собственной конкурентоспособности. Росс Браун и его подопечные прекрасно понимали, что команде предстоит сделать еще несколько шагов вперед, прежде чем у пилотов появится возможность всерьез претендовать на чемпионский титул. Тем не менее, победы в Гран-при являлись одной и задач команды:

«Мы хотим побеждать в гонках в сезоне-2011, это наша основная цель. Возможно, удастся выиграть такое количество гонок, которое позволит побороться за титул. Кто знает. Но это будет следующим шагом. Мы не строим иллюзий, а просто хотим прогрессировать», – заявил Браун во время первых предсезонных тестов, проходивших в Валенсии.

Тесты проходили не столь гладко, как рассчитывали в коллективе. Команде пришлось столкнуться с рядом проблем, связанных, прежде всего, с надежностью болида W02, из-за чего было потеряно много драгоценного времени. К тому же одним из слагаемых успеха должна была стать правильная работа с новой резиной «Пирелли», которая, по словам того же Брауна, должна была «перевернуть гонки вверх дном».

На первых тестах «Мерседес» работал с базовой версией W02, а солидный аэродинамический пакет подготовил к самому концу межсезонья. Благодаря новинкам Михаэль Шумахер и Нико Росберг отлично смотрелись на последних тестах – что вызвало определенный оптимизм в стане руководства, – однако топ-команды также не стояли на месте, и, в отличие от немецкой конюшни, серьезно обновили свои машины к первым гонкам сезона.

Прогресс по ходу сезона

Несмотря на оптимистичный настрой, начало чемпионата «Мерседес» провалил. В Австралии Михаэль Шумахер закончил гонку на 19-м круге из-за отказавшей подвески, а спусти три круга за ним последовал и Нико Росберг, чей болид получил повреждения в столкновении с Рубенсом Баррикелло. Немногим лучше обстояли дела на Гран-при Малайзии, и если Шумахеру в итоге удалось финишировать в очковой зоне, то Росберг закончил гонку 12-м, отстав от лидеров на круг. Невыразительные результат по большей части были связаны с набившими оскомину техническими проблемами (на этот раз по ходу гонки отказала система DRS), не лучшей аэродинамической эффективности машины и не слишком успешной работой с шинами.

Первого серьезного результата удалось добиться в Шанхае. По итогам Гран-при Китая пилоты «Мерседеса» расположились на 5-й и 8-й позициях, причем впереди оказался Нико Росберг, сумевший опередить легендарного напарника. По окончании гоночного уик-энда семикратный чемпион мира отметил прогресс команды и оптимистично оценил шансы на будущее: «Мы сделали большой шаг вперед в развитии машины, она работала хорошо. Теперь мы отправляемся в Европу и планируем внедрить обновления к этапу в Стамбуле, которые помогут нам сделать еще один шаг вперед. Рады покинуть Азию с положительными чувствами».

Последующие Гран-при показали, что в «Мерседесе» действительно зря времени не теряют, что в итоге логично принесло улучшение результатов. В Турции Росберг вновь занял 5-е место, в то время как Шуми набрать очки помешало столкновение с Виталием Петровым, которое отбросило немца за пределы первой десятки. Гран-при Испании принесло команде 6 и 7 места, и на этот раз Михаэлю удалось взять своеобразный реванш, опередив напарника. Однако не миновали команду и провальные гонки. Например, в Монако у Шумахера сгорел мотор, а Росберг закончил гонку на 11-й позиции, отстав от Феттеля на 2 круга.

К середине сезона в команде поняли, что добиться изначально поставленной задачи – побед – будет чрезвычайно сложно, и по паддоку начали распространяться слухи, что в «Мерседесе» решили бросить все силы на работу над болидом следующего сезона. После Гран-при Канады, ставшего настоящим украшением сезона, в команде приняли решение внедрить последний пакет обновлений, который позволил бы стабилизировать результаты, и потом переключиться на разработку болида для сезона-2012.

Однако чуть позже, оценив ситуацию в чемпионате, а также динамику развития, в «Мерседесе» решили все переиграть и по мере возможностей продолжить работу над W02, дабы максимально улучшить возможный итоговый результат. В преддверии Гран-при Европы Росс заявил:

«Нельзя сказать, что мы сосредотачиваемся на сто процентов на следующем сезоне и на ноль процентов на текущем, потому что в следующем году правила так кардинально не изменятся. Поэтому то, чему ты научишься сейчас, будет ценно и в следующем году. Факт в том, что мы усердно работаем над нынешним болидом, и на следующие несколько гонок у нас появятся новинки, которые мы хотим попробовать, и которые будут иметь значение как в этом, так и в следующем сезоне».

В итоге, внедрив еще несколько обновлений, команде все-таки удалось улучшить выступления, тем самым упрочив позиции в Кубке конструкторов.

Лучшая гонка

На уже упомянутом Гран-при Канады, который стал, без сомнения, наиболее зрелищным в сезоне-2011, мы все увидели возвращение того самого Шумахера, которого так давно ждали многочисленные болельщики немца. Конечно, помогли Михаэлю как грамотно настроенный под дождевые условия болид, так и отменная работа команды на мостике, вовремя реагировавшей на изменение текущей ситуации и зазывавшей Шуми в боксы в самые нужные моменты. Но не отметить великолепный пилотаж, отличные обгоны и потрясающую выдержку было бы просто преступлением.

В итоге, несмотря на то, что из-за все той же переменчивой погоды-злодейки Шумахеру не удалось удержаться на подиуме, 4-е место по итогам Гран-при и то, как оно было добыто, сделало выступление Михаэля в Канаде лучшим за весь сезон, а команде принесло, как потом выяснилось, наивысшую ступень в табели о рангах по итогам сезона.

«Покидаю Канаду одновременно и смеясь, и плача, потому что не уверен, должен ли я радоваться или расстраиваться. Находясь на втором месте к концу гонки, очевидно, что очень хотел бы финишировать на этой позиции и снова попасть на подиум. Но даже если в итоге этого не произошло, мы можем быть довольны результатом и тем, что участвовали в большом сражении. Хорошая стратегия после красных флагов сделала это возможным. Поэтому я очень рад за команду», – рассказал Шумахер после того, как выбрался из кокпита болида по окончании Гран-при. Омрачило ситуацию лишь то, что Нико Росберг остановился в шаге от попадания в очковую зону.

С точки зрения достигнутого результата нельзя не отметить этапы в Бельгии и Индии, где пилотам «Мерседеса» удалось дважды добиться наилучшего результата за отдельно взятую гонку (в обоих случаях немецкий тандем завоевывал 5 и 6 места).

Худшая гонка

С точки зрения итогового результата худшими Гран-при для пилотов «Мерседеса» стали уже упоминавшиеся этапы в Австралии и в Монако, ведь по итогам гонок Шумахеру и Росбергу не удалось набрать ни единого очка. Однако нельзя не отметить крайне неудачные Гран-при Венгрии и Кореи. Шумахеру в обоих случая так и не удалось добраться до финиша, а Нико Росберг, на протяжении сезона отличавшийся неплохой стабильностью, хоть и заканчивал гонки в очках, но пропускал вперед себя пилотов на менее быстрых машинах.

Пилоты

В «Мерседесе» наблюдается яркое противостояние молодости против опыта. Подписав по ходу сезона новый долгосрочный контракт с Нико Росбергом, в немецкой конюшне явно дали понять, что рассчитывают на молодого пилота как на главную ударную силу в будущем. Тем более что по слухам различных СМИ, к Росбергу активно подбивали клинья руководители «Феррари». Стоит отметить, что молодой немец неплохо проявил себя в сезоне-2011, демонстрируя прежде всего стабильность в выступлениях.

В итоге Росберг выиграл у многоопытного напарника в квалификациях с умопомрачительным счетом 15-3, а также опередил Шумахера по очкам в личном зачете, хотя здесь преимущество молодости над опытом было не столь явным. Единственным минусом Нико кажется пресловутая неспособность на чудо. Стабильность – это конечно замечательно, но вот то, что Росбергу так и не удалось ни разу «прыгнуть выше головы», оставило небольшой осадок от его выступлений по итогам сезона-2011.

Что до семикратного чемпиона мира, то здесь картина складывается прямо противоположная. Михаэль весь год мучился в квалификациях, частенько оставаясь за пределами третьего сегмента. Во время гонки зачастую Шумахеру удавалось компенсировать неудачи, а его прорывы из подвала пелотона становились настоящим украшением Гран-при, но уже упомянутые невзрачные квалификации, а также большое количество как механических проблем, так и гоночных инцидентов, в результате которых Михаэль был вынужден досрочно завершать выступления в Гран-при, смазали итоговое впечатление от его выступлений.

Остается надеяться, что в следующем году мы все увидим того Шуми, которого привыкли наблюдать ранее – быстрого, стабильного и не прощающего оппонентам ошибок. Ведь если это все-таки произойдет, то от этого выиграют все, и прежде всего зрители. К тому же в случае неудачи, возможно, Михаэль примет решение «повесить шлем на гвоздь». Что-то подсказывает, что такого развития событий не хотелось бы видеть многим поклонникам «Формулы-1», каково бы ни было их отношение к противоречивой фигуре «Красного Барона».

Впечатления и перспективы

Изначальная позиция «Мерседеса» предполагала движение либо вверх, либо вниз по турнирной лестнице пелотона. Вполне логично, что целью было постараться навязать борьбу лидерам последних лет «Ред Булл», а также мастодонтам «Формулы-1» «Макларену» и «Феррари». При этом было важно не увлечься и не подпустить к себе на расстояние атаки прогрессирующих конкурентов в лице «Лотус-Рено», «Форс-Индии» и прочих. В итоге можно сказать, что «Мерседес» совершил скорее шаг вперед, нежели откатился ближе к командам второго эшелона. Команда поступательно прогрессирует, а учитывая ресурсы, стоящие за автогигантом «Мерседес», есть все основания полагать, что в следующем сезоне команда сможет еще ближе подтянуться к лидерам чемпионата. По крайней мере, недостатка в специалистах в технической области, быстрых пилотах и амбиций в немецкой конюшне не наблюдается.

Нужно учитывать и тот факт, что следующий год станет решающим для «Мерседеса» по многим критериям. Если изначальная цель по закреплению в группе лидеров, оспаривающих чемпионский титул не будет выполнена, то будущее команды может оказаться под вопросом, по крайней мере в том виде, в котором ее привыкли видеть болельщики. «Формула-1» – жестокий мир, который ошибок не прощает. Хотя создается ощущение, что в немецкой конюшне это и так прекрасно понимают и сделают все возможное, чтобы в сезоне-2012 оказаться в числе претендентов на итоговую победу.

«Феррари» (3-е место)

Цели

Какая может быть задача у команды, которая является символом и синонимом «Формулы-1»? Естественно, победа, и только победа в чемпионате мира. Перед началом сезона не скрывало амбициозных целей и руководство команды. Так, президент «Феррари» Лука ди Монтеземоло после официального представления нового болида F150 четко обозначил поставленную перед итальянским коллективом цель:

«В этом году мы обязаны выиграть чемпионат мира, и сделаем все ради этого. В команде произошли изменения, и мы с нетерпением ждем возможности помериться силами с оппонентами».

Стоит отметить, что в начале января в итальянской конюшне произошли некоторые перестановки. К команде присоединился Нил Мартин, который возглавил специально созданное подразделение по технологическим исследованиям, кроме того, в коллектив пришел бывший специалист «Макларена» Пэт Фрай, позже заменивший на посту технического директора Альдо Косту.

Новая модель F150 не могла похвастаться революционными новинками. Напротив, автомобиль казался достаточно консервативным, хотя при этом конструкторское бюро пересмотрело практически все узлы прошлогодней машины. Много внимания подопечные Косты уделили работе с шинами и, как следствие, задней подвеске – в ее конструкции по-прежнему использовались толкатели (в отличие от «Ред Булл», который вновь предпочел вариант с тягами). Плюсом такой подвески Скудерии стала аккуратная работа с быстроизнашивающимися покрышками «Пирелли», но минусом – и это стало ясно уже с первых гонок – оказался долгий прогрев шин.

Отвечавший за создание болида Николас Томбасис отметил, что в команде «оценили различные конфигурации задней подвески, а также вариант, предложенный «Ред Булл», и выбрали наилучшее решение:

«Возможно, это не столь заметно, но нам удалось существенно уменьшить объем задней подвески. Нынешняя версия компактнее по сравнению с предыдущими. Уверен, мы достигли того же уровня, что и соперники».

В итоге «Феррари» вступала в сезон преисполненная надежд на итоговую победу.

Прогресс по ходу сезона

Начало года выдалось для Скудерии невыразительным. На открывавшем сезон Гран-при Австралии лидер «Феррари» Фернандо Алонсо финишировал на 4-м месте, уступив позицию на подиуме Виталию Петрову, а Фелипе Масса и вовсе закончил гонку 7-м. В Малайзии ситуация обстояла немногим лучше. В итоговом протоколе пилоты «Феррари» расположились на 5-м и 6-м местах, правда стоит отметить, что по итогам гонки Алонсо получил 20-секундный штраф за столкновение с Льюисом Хэмилтоном, стоившее испанцу места в первой тройке. Пилот «Макларена» вообще стал для гонщиков «Феррари» главным источником неприятностей по ходу сезона, правда, страдал от данных инцидентов в основном Масса.

В первой половине чемпионата главной проблемой «Феррари» стали откровенно слабые выступления в квалификациях, что автоматически усложняло пилотам борьбу за победы – «150-я» не слишком эффективно работала с шинами на одном быстром круге, да и в важной области диффузора болиду, в отличие от «Ред Булл» от резко прибавившего «Макларена», сильно не хватало прижимной силы.

К началу мая в «Феррари» признали, что допустили ошибку при выборе вектора развития автомобиля – подход был слишком консервативным. Перед Гран-при Турции Томбасис заявил:

«В Стамбуле у нас будут новые переднее и заднее антикрылья и модифицированная тормозная система. Мы поняли, несмотря на то, что это неприятно признавать, что в последние годы были чересчур консервативны, не слишком агрессивны при разработке машин и не выдвигали смелые идеи».

Внедрение новых разработок незамедлительно сказалось на результатах. По итогам Гран-при Турции Алонсо впервые в сезоне сумел финишировать на подиуме. После провала в Испании (на домашнем для себя Гран-при Алонсо умудрился отстать от Феттеля на круг), последовало 2-е место на легендарном этапе в Монако. Однако к тому времени борьба за чемпионский титул была практически проиграна, так как немецкий пилот «Ред Булл» успел обеспечить себе серьезное преимущество в личном зачете.

«За последние пару лет мы видели, что если ты выиграл пять или шесть Гран-при, ты практически выиграл чемпионат. Думаю, в настоящий момент догнать Феттеля невозможно», – заявил Алонсо по окончании гонки.

Перед «Феррари» встала дилемма – продолжать бороться или плюнуть на сезон-2011 и начать активную работу над болидом следующего года. В итоге, в итальянской конюшне приняли промежуточное решение, и для начала решили провести реструктуризацию технического штаба. После Гран-при Турции пост технического директора команды покинул Коста, стоявший за спиной успехов команды в предыдущие сезоны, а его место занял Фрай. Вдохновленные успехом в Монако и неплохим результатом с точки зрения борьбы за чемпионский титул на эпическом Гран-при Канады, в команде решили повременить с решением бросить все силы на следующий год и посмотреть, как будут обстоять дела на ближайших этапах.

«Мы добились большого прогресса за последние несколько месяцев. Думаю, это можно было увидеть в последних нескольких гонках. Надеемся, что эта тенденция продолжится», – сообщил все тот же Томбасис в преддверии Гран-при Европы.

Команда приняла решение опробовать в действии последний пакет обновлений для болида в этом сезоне после Гран-при Европы, в котором Алонсо вновь сумел финишировать вторым. К тому же претерпел изменения технический регламент чемпионата на следующий сезон, запрещавший использование выдувных диффузоров.

Лучшая гонка

Несомненно, лучший Гран-при в году удался «Феррари» на легендарном «Сильверстоуне», ведь Фернандо Алонсо сумел одержать первую, и как потом оказалось единственную победу в сезоне. Обновления позволили команде серьезно улучшить гоночный, да и квалификационный темпы, да к тому же команде серьезно помогли перемены в регламенте в области диффузора, на время выключившие конкурентов из борьбы. Все это в итоге логично конвертировалось в столь долгожданный триумф. Омрачало ситуацию лишь то, что Фелипе Масса по-прежнему испытывал серьезные проблемы, заканчивая гонки за пределами первой тройки.

Худшая гонка

Если в начале сезона не попадание на подиум можно было списать на неконкурентоспособность болида, то после внедрения пакета обновлений, позволившего пилотам «Феррари» серьезно улучшить результаты, финиш вне первой тройки можно было расценивать как неудачу. Тем более обидно, когда подобная неудача случается на одном из старейших и наиболее зрелищных Гран-при Бельгии, а один из конкурентов (в данном случае Марк Уэббер), совершает против Фернандо Алонсо грандиозный обгонный маневр в самом красивом и пилотажном повороте всего чемпионата «Красная вода». Проводивший очередную невзрачную гонку Фелипе Масса и вовсе финишировал на 8 месте.

Пилоты

Фернандо Алонсо выиграл дуэль у Фелипе Массы что называется в одну калитку. Бразилец провел совершенно невыдающийся сезон, запомнившийся разве что многочисленными «гоночными инцидентами» с Льюисом Хэмилтоном. Масса так и не сумел приспособиться к капризной резине «Пирелли», и весь сезон не гонялся, а скорее мучился от многочисленных проблем. Максимальное 5-е место по итогам гонки, коих в итоге набралось опять же 5, не тот результат, на который перед началом сезона рассчитывали как сам бразилец, так и в «Феррари». Алонсо же, напротив, после получения пакета обновлений на болид, сумел вкатиться в сезон. В итоге на счету испанца 10 попаданий на подиум, в том числе единственная победа Скудерии в сезоне.

Впечатления и перспективы

Сезон-2011 можно смело считать проваленным, однако есть все предпосылки к тому, что в 2012 году «Феррари» сумеет восстать аки феникс из пепла и вновь навязать борьбу за лидирующие позиции Феттелю и компании. В команде вовремя поняли, что избрали тупиковый вариант развития болида, кардинально изменили подход к процессу и достаточно рано начали работу по подготовке болида следующего сезона.

К тому же, последние гонки сезона активно использовались для тестирования разработок, которые могли бы пригодиться в следующем году. Конечно, далеко не все получалось и работало так, как того ожидали в команде, но уже одно то, что в «Феррари» публично признали собственные ошибки, а также все тот же пресловутый запрет на использование выдувных диффузоров, который скорее всего намного больнее ударит именно по «Ред Булл», может позволить Скудерии в следующем году всерьез претендовать на борьбу за победу в каждом Гран-при.

Сезон-2012 станет определяющим для Фелипе Массы, которому недвусмысленно намекают на то, что если бразилец вновь не начнет регулярно добиваться серьезных результатов, то может лишиться места в команде. Так что Фелипе будет предельно мотивирован. Что до Алонсо, то тут можно быть спокойными. Испанский чемпион давно приучил болельщиков к тому, что способен выжимать из болида все, что только можно.