9 мин.

Кубик рубика. Что нужно знать о Гран-при Венгрии

У тех, кто ассоциирует «Формулу-1» не только с гонками, но также с гламуром и роскошью, венгерский автодром вызывает легкое удивление. Однако маленькому, пыльному и невзрачному «Хунгарорингу», что расположен неподалеку от Будапешта, уже 28 лет удается удерживаться в календаре чемпионата мира. Своим появлением местный Гран-при обязан навязчивой идее Берни Экллстоуна о проведении этапа «Ф-1» в стране «второго мира» – англичанину очень хотелось устроить гонку в СССР. Однако занавес, отделявший Союз от Запада не зря прозвали «железным» – он оказался Берни не по зубам, и промоутер, махнув рукой на несговорчивых русских, все же устроил Гран-при в соцлагере – но не в СССР, а в Венгрии.

Трассу под Будапештом нельзя назвать шедевром, скорее наоборот – трек, больше напоминающий большой картодром и не имеющий ни одной длинной прямой, получился крайне медленным. Стремление построить максимально безопасную трассу сыграло с организаторами этапа злую шутку – «Хунгароринг» походил на «Монако для бедных», напоминая характером знаменитую трассу в Монте-Карло, вот только не имея и малой толики истории и антуража Гран-при на Лазурном берегу. Мартин Брандл в свое время окрестил ее «трассой на улице без домов». И впрямь – трек получился очень извилистым и узким, помимо этого с близлежащих холмов на асфальт регулярно приносит тучи пыли, плохо сказывающихся на сцеплении болидов с дорожным полотном.

Медленнее «Хунгароринга» только трасса в Монако, так что в Венгрии инженеры будут настраивать машины на максимально высокий уровень прижимной силы. Трасса является очень техничной, нагрузка на тормоза не слишком высока. Обгоны затруднены максимально, как и в Монако – неоднократные попытки перестроить трек не приводили к сколь-либо значимым результатам. Атака возможна в первом повороте, чему будет изо всех сил способствовать DRS, и в двенадцатом, где пилотам придется сильно постараться, чтобы вырваться вперед соперника. «Пирелли» везет в Венгрию «софт» и «медиум» – износ шин не будет высоким, и скорее всего пилоты ограничатся двумя пит-стопами, а кто-то наверняка попробует пройти дистанцию с одной остановкой.

Король Венгрии

Венгерская трасса – это трек Льюиса Хэмилтона. Англичанин всегда был удивительно хорош на узком «Хунгароринге» – на его счету четыре победы. Пятая сделает Льюиса рекордсменом по числу викторий в Венгрии и не даст далеко отпустить немного оторвавшегося в личном зачете Нико Росберга.

Запрет FRIC не особо ударил по «Мерседесу» – болиды немецкой конюшни по-прежнему самые быстрые на всех типах трасс. Медленные повороты «Хунгароринга» не создадут проблем «серебряным стрелам» – неприятности создать в немецкой команде могут только сами себе. Например, завалить квалификацию, что уже случалось в этом сезоне с Хэмилтоном – лихие прорывы из глубины пелотона в Венгрии максимально затруднены, потому Льюису и Нико в грядущем Гран-при как нигде необходимо конвертировать скорость «Мерседеса» в высокие места.

«Уильямс» в Венгрии должен слегка сбавить ход – венгерский трек совершенно не подходит FW36. Скорость конюшни из Гроува во много обусловлена силовой установкой «Мерседес» и аэродинамикой, дающей низкий уровень лобового сопротивления. А вот сцепления в медленных поворотах не хватает – потому, рискнем предположить, что Валтерри Боттасу будет трудно завоевать четвертый подиум подряд.

А вот «Ред Булл» и «Феррари» венгерский автодром должен подойти неплохо – их сильные стороны как раз-таки соответствуют слабостям «Уильямса», что наверняка уравняет шансы этих команд в борьбе с Боттасом и Массой. Высокая прижимная сила, генерируемая болидами «Ред Булл», должна дать австрийской команде лучший шанс добиться успеха до Гран-при Сингапура. На столь «пилотажных» трассах, как «Хунгароринг», действия гонщика играют ключевую роль – сражение между этими командами и, быть может, кем-то еще будет упорным и интересным. Однако в отсутствие форс-мажоров всем трем коллективам далеко до «Мерседеса».

Дождевой хаос

А форс-мажоры нам как раз обещают синоптики – воскресная гонка с высокой долей вероятности пройдет под дождем. В этом случае многие расклады и прогнозы рискуют вылететь в трубу, а шанс побороться появится у не блещущих в этом сезоне коллективов.

Обе дождевые гонки, когда-либо проходящие на «Хунгароринге», выиграл Дженсон Баттон – в 2006 году он одержал сенсационную победу за рулем «Хонды», а в 2011 году добыл красивую викторию в юбилейном для себя Гран-при. За рулем нынешнего «Макларена» посуху Баттону в третий раз подняться на верхнюю ступеньку пьедестала не удастся, однако дождь и искушенность в тактическом мышлении может помочь ему добраться до подиума.

На осадки наверняка молятся и в командах-аутсайдерах – борьба в хвосте пелотона на редкость упорная и протекает достаточно необычно. «Заубер» до сих пор без очков, «Лотус» опережает «Марусю» лишь на шесть баллов, «Катерхэм» рискует второй год подряд очутиться на дне общего зачета – всем коллективам хаос в гонке безусловно на руку. На сухой трассе добиваться успеха никак не получается, зато в дождевом Гран-при можно сорвать куш – в случае осадков в это воскресенье возможно все.

«Формула-1».ру

Обещавшая принести очки гонка в Германии Даниилу Квяту не удалась – сначала столкновение с Пересом, а затем русскому гонщику и вовсе пришлось оперативно выпрыгивать из охваченного огнем болида «Торо Россо». Однако есть и позитив – видимо, запрет FRIC позитивно сказался на форме итальянской конюшни, выглядевшей весьма конкурентоспособно в Хоккенхайме. Квят уже не раз выступал в Венгрии и относит «Хунгароринг» к числу своих любимых трасс. Неистовая поддержка трибун Даниилу обеспечена – в Будапеште наверняка будет традиционно много российских болельщиков.

«Марусе» следует держать ухо востро – недавно именно на трассе, максимально похожей на «Хунгароринг», им самим удалось взять очки, и если действительно воскресная гонка пройдет под дождем – есть шанс развить успех. На медленных треках болиды российской команды выглядят неплохо, а если учесть затруднения с обгонами в Венгрии – успешная квалификация в грядущем Гран-при может стать залогом отличного результата в гонке.

Взгляд в прошлое: Гран-при Венгрии 1997 года

«Зачем действующий чемпион мира Дэймон Хилл перешел в «Эрроуз»?!» – таким вопросом перед началом сезона-1997 года задавались многие. Британская команда-аутсайдер не блистала в течение всех 90-х годов, и в новом сезоне чуда также не произошло. У бело-синей машины не было ни скорости, ни надежности – отчасти причиной тому были шины компании «Бриджстоун», только-только пришедшей в «Формулу-1» и тщетно пытающейся соответствовать высокому уровню конкурентов из «Гудьир». Команды, использующие резину американской компании, выглядели на голову сильнее конкурентов, предпочетших японских шинников.

Однако изнуряющая жара, пыль и асфальт «Хунгароринга» перевернули ситуацию – на Гран-при Венгрии покрышки «Гудьир» работали скверно, в отличие от «Бриджстоуна», что привело к сенсации уже в квалификации. Если первый ряд заняли отчаянно сражающиеся за титул Михаэль Шумахер и Жак Вильнев, то третьим стал Хилл, пилотирующий скромный «Эрроуз», являвшейся одной из команд, использующих «Бриджстоун»!

Проблемы соперников, помноженные на «пилотажный» характер трассы, дали невероятную возможность Хиллу добиться успеха на самом безнадежном «ведре» – такой шанс бывает если не раз в жизни, то раз в сезоне точно, и англичанин не собирался его упускать. Дэймон прошел Вильнева уже на старте, а вскоре настиг и Шумахера, выйдя в лидеры гонки. В «Феррари» в это время страдали от невероятно быстрого износа шин, а «Уильямсу» просто фантастически не везло – ближе к середине дистанции на первую позицию после пит-стопа Хилла вырвался Хайнц-Харальд Френтцен и, казалось бы, понесся к уверенной виктории. Однако вскоре немец пал жертвой отрыва крышки бензобака – фактически уникальная причина схода в «Формуле-1», невероятное невезение стоило Ха-Ха верной победы. Вильнев же, как и Шумахер, страдал от износа резины и не мог приблизиться к вновь захватившему первенство Хиллу.

За три круга до финиша отрыв Дэймона от Жака составлял 35 секунд – зрители не верили своим глазам, а мечты «Эрроуза» становились все ближе к исполнению. Однако «ведро» есть «ведро» и за два круга до финиша в боксах конюшни началась паника – привод акселератора на машине Хилла вышел из строя, и англичанин стал терять время.

Полуминутного гандикапа чемпиону мира не хватило – на последнем круге, едва не вылетев с трассы, Хилла обошел Вильнев и выиграл гонку. Полный расстройства англичанин финишировал вторым, догадываясь, что больше в этом сезоне подобной возможности не получит, а замкнул тройку пилот «Заубера» Джонни Херберт. Тем не менее, Дэймон продемонстрировал блестящий пилотаж, определенно заслужил звание главного героя этапа и доказал всем критикам, что по праву является чемпионом мира.

Цифры этапа

  • 4,381 км – длина круга «Хунгароринга»

  • 5 раз менялась конфигурация венгерского трека

  • 1.19,071 – рекорд круга, установленный Михаэлем Шумахером в 2004 году

  • По 4 раза побеждали в Венгрии Михаэль Шумахер и Льюис Хэмилтон

  • 11 побед на «Хунгароринге» одержали пилоты «Макларена»

Погода

Гонки в Венгрии не балуют переменчивой погодой – дождь скорее исключение, чем правило. Однако в эти выходные пилотам скорее всего придется выступать в условиях мокрой трассы – прогноз обещает дожди и грозы с вероятностью, приближающейся к 100 процентам.

Сказано

Ники Лауда: «Запрет подвески FRIC ничего не изменил. Команды лишь потратили кучу денег».

Жак Вильнев: «Феттель должен уйти из «Ред Булл» как можно скорее. Люди начинают менять мнение о нем – за рулем средней машины он выглядит гонщиком среднего уровня».

Марко Маттиаччи: «Да, мне хотелось бы, чтобы результаты были лучше, но Кими является тем гонщиком, который будет нужен «Феррари» в следующем сезоне. Мы верим в Кими, он чемпион мира и является часть и настоящего и будущего команды».

Кристиан Хорнер: «У «Уильямса» очень быстрый болид, нам нельзя игнорировать угрозу с их стороны. У соперников отличная машина и два очень быстрых гонщика, к тому же Боттас продемонстрировал впечатляющие выступления в последних гонках».

Тото Вольфф: «Все решится в последней гонке, и я буду удивлен, если зрителей не будет больше, чем обычно. Думаю, никто не против победы в чемпионате за счет двойных очков, но тому, кто проиграет, потребуется помощь психолога».