Тормоз перестройки. К чему приведет реструктуризация в «Ред Булл»

Милтон-Кейнс покинули Фетель, Ньюи, Продрому и другие ценные кадры. Дмитрий Агапов прогнозирует скорый спад величия «Ред Булл».

Строго говоря, реструктуризация команды уже стартовала. С тех пор как Питер Продрому договорился с «Маклареном», место главного аэродинамика занял, засобиравшийся было в Уокинг, но вскоре передумавший Дэн Фэллоус. Эдриан Ньюи после 2015 года больше не будет принимать активного участия в создании новых болидов и сконцентрируется на яхтах. За неимением другого гения. «Ред Булл» постарается заменить великого инженера группой технически подкованных сменщиков.

В составе пилотов также произошли изменения. Даниил Квят заменил Себастьяна Феттеля, а Даниэль Риккардо попробует справиться с ролью первого пилота команды. Словом, Хорнер и компания к переменам подготовились, вопрос лишь в том, в правильном ли направлении идет перестройка в «Ред Булл»?

Уход Ньюи

Загружаю...

Нет, конечно, Ньюи уходит не насовсем и не сразу. По условиям подписанного летом контракта англичанин продолжит консультировать инженеров команды, но со временем уйдет в тень – не в последнюю очередь из-за скудных возможностей работы с задней частью машины, предоставленных ограничениями нового регламента. На протяжении четырех лет творения Эдриана пытались оспаривать, всячески препятствуя наращиванию скорости непобедимых болидов, но остановить подлинного мастера не мог никто. И вот настал час поражения — англичанин, как и всегда, построил отличную машину, но проиграл.

Правда, не по своей вине, а в результате халатной работы «Рено», но это сути дела не меняет — интерес Ньюи к гонкам, увы, подрастерял. А для творческой личности нет ничего хуже потери мотивации. В каком-то смысле хорошо, что Эдриан покидает кресло главного конструктора «Ред Булл» именно сейчас, а не через два-три года. В конце концов, он не планировал строить экологически чистые и дорогие болиды «Формулы-1» вечно, а мечтал о проектировании яхт для победы в «Кубке Америки». Желание Ньюи наконец-то осуществилось, но гораздо важнее, чем отставка именитого инженера обернется для «Ред Булл».

Эдриан Ньюи вновь построил отличную машину, но проиграл

Эдриан известен системным подходом к конструированию шасси. На протяжении многих лет соперники упрямо пытались выяснить, в чем секрет успеха болидов австрийцев. Ньюи же каждый раз отвечал, что быстрой машину делает не какая-то волшебная деталь, а правильная концепция в целом. Удачная компоновка болида RB5, построенного еще в 2009 году, во многом повторялась во всех последующих шасси, независимо от изменения правил. Постулаты англичанина известны достаточно давно: максимум прижимной силы (даже в ущерб максимальной скорости), до неприличия компактная задняя часть машины и высочайшая эффективность аэродинамического обвеса, иногда просто поражавшего оппонентов сложностью конструкции.

Загружаю...

И все-таки по генерации гениальных технических решений Эдриану не было равных: выдувные диффузоры, гнущиеся антикрылья, модернизация выхлопной системы, игры с экстремальными режимами мотора. Ньюи определенно был силен в мелочах: любую крохотную деталь он стремился использовать на пользу. Ученики мастера наверняка усвоили основные секреты успеха болидов прошлых лет, но прорывных идей в Милтон-Кейнсе теперь поубавится. У соперников есть сильные кадры и мощные ресурсы: работа Пэтта Симондза видна уже сейчас, реанимировать «Феррари» попробует Джеймс Эллисон, страшно быстрые машины прямо сейчас конструирует Альдо Коста в «Мерседесе», а в «Макларене» грозятся показать оппонентам «кузькину мать». Что же смогут противопоставить конкурентам инженеры «Ред Булл»?

Нерешенные проблемы с мотором

В «Рено» уже лишились половины клиентов. И если от развала «Катерхэма» французам ни жарко ни холодно, то потеря «Лотуса», как еще одной базы для исследования возможностей двигателя, Вири еще может аукнуться. Теперь в качестве полностью испытательной площадки у «Рено» осталась только «Торо Россо», а вот «Ред Булл» ждет от мотористов только качественной, готовой продукции, оптимальной для интеграции в шасси.

Перед французами стоит действительно сложная задача. Двигатель должен потерять в весе не меньше 8 килограммов и прибавить порядка 70 дополнительных л.с., чтобы иметь возможность тягаться с силовой установкой «Мерседеса». По неподтвержденным слухам, на данный момент почти половину отставания в мощности удалось сократить, но что делать с остальной половиной? Ведь немецкие инженеры тоже не стоят на месте и уже знают, в чем можно прибавить.

Загружаю...

У «Ред Булл» нет альтернативного претендента на поставку моторов. Именно поэтому команда теперь так плотно сотрудничает с «Рено» и всячески пытается добиться для французов послаблений в вопросах доработки турбодвигателя. Но что будет в 2016 году, доподлинно неизвестно никому, а прибавлять в результатах надо уже сейчас. Если верить другим слухам, мощность мотора «Хонда» уже сейчас превосходит показатели «Феррари» и «Рено», а значит, у французских мотористов в сезоне-2015 может появиться еще одна проблема.

Неудивительно, что в Вири-Шатийоне заметно нервничают — это видно и по выступлениям в прессе. Управляющий директор «Рено» Сириль Абитебуль недавно внезапно заявил, что инженеры «Ред Булл», дескать, сами виноваты в проблемах в 2014 году. По словам, Абитебуля, болид RB10 был очень чувствителен к настройкам, несбалансирован и зависим от покрышек. Быть может, на машине Феттеля примерно так все и обстояло, но у Риккардо с настройками и покрышками сложностей не возникало. Похоже, французские мотористы пытаются сохранить хорошую мину при плохой игре, правда, получается не очень убедительно.

Состав пилотов

После ухода сначала многоопытного Марка Уэббера, а потом и Себастьяна Феттеля состав гонщиков «Ред Булл» ослаб. И если о Марке благодаря выступлениям Риккардо быстро забыли, то расставание с чемпионом мира, принесшим коллективу львиную долю побед, бесследно не пройдет.

Загружаю...

В таланте Даниила Квята вряд ли кто-либо сомневается, но даже поклонники гонщика наверняка убеждены: переход в «Формулу-1» в 19 лет, а на следующий год — в топ-команду — это слишком быстро. Лучшим вариантом для россиянина было бы провести еще один сезон в «Торо Россо», и только затем штурмовать вершины «королевских гонок». Льюису Хэмилтону в год дебюта было намного легче – новые болиды еще сложнее, чем в 2007 году, а необходимого количества тестов для новичка теперь днем с огнем не сыщешь. Но если с недостатком опыта гонщик в состоянии справиться, то некоторые природные особенности перебороть достаточно сложно.

Небольшой вес Даниила (всего 58 килограммов) дает преимущество перед более увесистым напарником, но также и становится проблемой. Дело в том, что такой вес при росте 180 см — признак худощавого телосложения далеко не оптимален для тяжелых нагрузок. И действительно, несколько раз в сезоне пилоту немного не хватало сил там, где это было необходимо. Скажем, в Сингапуре гонщика подвела система подачи воды, и Даниил достаточно быстро откатился назад, не справившись с дефицитом жидкости в организме.

Нет, нарастить физические показатели вовсе не проблема, и совершенно очевидно, что Квят, оставивший гораздо более цельное впечатление, чем распиаренный прессой Магнуссен, в состоянии прибавить практически во всех областях. Но все-таки пара Риккардо-Квят в ближайший год-два не выглядит претендентом на завоевание титулов. Дуэт молодых гонщиков перспективен, но не настолько, чтобы соперничать с многоопытными соперниками. В конце концов, никто еще не отменял «синдрома второго сезона» ни для австралийца, ни для россиянина.

Загружаю...

Спорное направление реструктуризации

Конкуренты, теряя ценные кадры, немедленно скупают у оппонентов равноценные замены, но коллектив Хорнера ищет опору во внутренних ресурсах. Насколько масштабной выглядит трансферная работа «Феррари» и «Макларена», и насколько замкнута система австрийской команды.

Команда, занимающаяся только внутренними перестановками, проигрывает войну за ресурсы более жадным соперникам

Ньюи, Продрому, Феттель и еще с несколько десятков инженеров уходят. На их место приходят фигуры только из внутреннего резерва. Насколько эффективен такой подход? Пример «Макларена», растерявшего лучшие кадры и надолго отвалившегося от сражения за титулы, до сих пор актуален. Примерно тем же путем после 2007 года пошла «Феррари» – результат тоже известен.

Здесь есть и другая сторона медали. Команда, занимающаяся только внутренними перестановками, проигрывает войну за ресурсы более жадным соперникам. Со стороны создается впечатление, что в Уокинге и Маранелло пытаются ослабить выстроенную систему деловых взаимоотношений «Ред Булл». Опыт показывает, что для того, чтобы оставаться на вершине в таком кровожадном спорте как «Формула-1», необходимо заниматься не только проблемами своей команды, но и вести «подрывную работу» в стане конкурентов.

Что дальше?

Возможны два варианта событий. Первый и наименее вероятный — команда быстро откатится в середину пелотона, повторив печальный пример «Феррари» и «Макларена». Против такого развития событий говорит аккуратная и эффективная структура «Ред Булл», выстроенная Хорнером и Матешицем. Успешные коллективы не разваливаются за несколько месяцев — процесс, особенно если его сдерживать, может продолжаться годами.

Второй вариант выглядит куда реальнее. Глубокого спада в результатах не будет, но и новых триумфов не предвидится. Коллектив останется на плаву и де-факто не потеряет статуса топ-команды. Но очередного доминирования точно ждать не стоит — титул короля официально передан «Мерседесу».

Загружаю...

Статистика говорит о том, что даже величайшие спортивные команды в истории находились на вершине не более пяти лет, а дальше следовал неизбежный спад. У «Ред Булл» было четыре года доминирования, а снижение результатов началось еще в прошлом сезоне. Значит ли это, что место конюшни со временем займут «Уильямс», «Макларен» и «Феррари»? Ответ скоро узнаем.

Фото: Fotobank/Getty Images/Paul Gilham; globallookpress.com/picture alliance/Hoch Zwei

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Спорт без смысла
Популярные комментарии
Diabl0
Эпилог убил. /а снижение результатов началось еще в прошлом сезоне/ Какое нафиг снижение результатов в прошлом году? Феттель выиграл подряд хрен знает сколько гонок под конец, привозя по 2 секунды с круга в Сингапуре и т.д. По Квяту с его 58кг и ростом в 1.80, в будущем ничего хорошего не случится. Он наберет вес так или иначе, что плохо скажется в любом случае, хуже, чем недостаток физических кондиций сейчас. Ну и да, состав пилотов самый слабый у РБ. Даже у Фур лучше, каким бы плохим выступление Кими и Феттеля не было в этом году. Опыта у них хватит в борьбе с тем же Квятом, им же и задавят.
Vladislav Khromov
Как-то слишком апокалиптично. Нельзя забывать что у "быков" один из самых больших бюджетов и долгая победная серия, т.е. кадры подготовленные отлично. Феттель тоже пришел из младшей команды и был, по сути, никем. Чем все закончилось всем известно, а вот сможет ли повториться эта же история будем посмотреть)
TiberiyGrakh
сложилось впечатление, что автор не особо интересуется формулой 1. наверное один из авторов футбольных веток одним глазом присматривающий ф1.
Еще 23 комментария
26 комментариев Написать комментарий