Этот сезон у фигуристов – провальный по судейству. Можно ли ему верить на Олимпиаде?
В фигурном катании не принято ругать судей, но неожиданно это правило рухнуло именно в олимпийский сезон.
Топовые танцоры открыто выговаривали арбитрам из-за унизительных баллов и предвзятости. Претендующий на золото Гийом Сизерон даже поставил под сомнение профессионализм главы техкома – Шона Реттстатта.
Иван Ригини назвал оценки Михаила Шайдорова ограблением. Спустя 3 недели Евгений Плющенко заявил, что Макара Игнатова незаслуженно лишили медали.
Впрочем, самым взрывоопасным в России оказалось парное катание. Максим Траньков признал закулисными играми обнуление поддержки Таисии Гусевой и Даниила Овчинникова, а Александр Галлямов сравнил судейство на национальном чемпионате со скандальным матчем «Барселоны» и «Челси».
Свежий пример – ламбьелевское «вы убиваете фигурное катание» сразу после оценок Дениса Васильевса в короткой на Евро. Почему вежливое согласие с баллами сменилось жесткой критикой? И ждать ли кульминации на Играх?
После Олимпиады – смена поколений и правил. Фигуристам нечего терять
Проблемы с судейством копились много лет. ISU старался их решать, но довольно нетривиальным способом – бесконечно меняя правила.
Стоимость ультра-си постоянно корректировалась: вместо того чтобы бороться с подменой оценки за компоненты технической, чиновники почему-то пересматривали ценность четверных. Значимость чистых прокатов пытались увеличить через расширение шкалы надбавок – но это лишь усилило субъективизм судей.
Какое-то время спорные результаты пытались объяснять внешними факторами: адаптацией к изменениям правил, слишком низким возрастным цензом и, конечно, пророссийским лобби. Но подростков (как и Россию) убрали с турниров – а проблемы остались.
Более того, судя по инсайдам о запланированных реформах, чиновники так и не поняли сути проблемы. Она не в том, что условный Малинин не оставляет шансов Брауну или среднему европейскому фигуристу, а в постоянном поощрении судейской предвзятости.
Наказывают арбитров крайне редко и только в вопиющих случаях. Почти всегда к работе можно вернуться после небольшого бана – например, на олимпийском отборе в панели сидела грузинка Саломе Чигогидзе, которую в 2021-м отстраняли за очевидную лояльность к Морису Квителашвили.
Китайский судья Фенг Хуанг, наказанный после Пхенчхана-2018 за предвзятость в парном турнире, сел в бригаду уже через год. Сейчас он и вовсе ушел на повышение и работал на предолимпийском чемпионате четырех континентов техническим контролером.
Одним из триггеров также явно стала предстоящая смена поколений. Многим из тех, кто критиковал арбитров, нечего терять – Васильевс, Гиллес/Пуарье, Гиньяр/Фаббри наверняка завершат карьеру после Олимпиады.
Кроме того, вечная проблема блокового и политического судейства никуда не делась.
Меняются только группы по интересам: если раньше, например, в объединении вокруг себя небольших федераций обвиняли Россию, то теперь центром притяжения стала Монреальская академия в танцах.
Как работает блоковое судейство? Разбираемся на примере танцев на льду
Списки стран, отправляющих арбитров на Олимпиаду, ISU опубликовал еще осенью. При этом многое зависит от жеребьевки, которая пройдет перед произвольной программой и заменит часть судей.
В танцах своего арбитра получили все страны, претендующие на медали – Франция, США, Канада, Италия и Великобритания. Так бывает не всегда: у Японии не будет судьи в мужском катании, а американцы остались без него в 3 из 4 видах командного турнира.
Не все страны, впрочем, готовы откровенно тянуть земляков и топить конкурентов. Например, итальянский арбитр на Евро обошелся с Шарлен Гиньяр и Марко Фаббри даже хуже коллег по бригаде, зато британцы не стеснялись весь сезон. Французы и американцы обычно тоже судят достаточно агрессивно, если речь идет о медалях.
Когда каждый тянет одеяло на себя, решающими становятся баллы от остальных членов панели. В танцах это Южная Корея, Грузия, Германия, Финляндия, Испания, Чехия, Китай и Австралия.
Что гипотетически может повлиять на их выбор?
1. Неформальная договоренность о взаимопомощи в другом виде (условно, Грузия помогает Франции в танцах, а та ей – в парном катании).
2. Связь с другой страной через своего ведущего спортсмена, тренирующегося там (это дает огромное преимущество Монреалю, собравшему у себя в академии полмира).
3. Другие прочные контакты – например, ведущая финская пара работает с бывшим партнером Барбары Фузар-Поли, что повышает лояльность к Италии.
Из стран «нейтральной» восьмерки взаимоотношения с Монреальской академией имеют Грузия, Китай, Испания, Южная Корея и Австралия. Последние три не претендуют на медали в других видах, соответственно, заинтересовать их какими-то взаимовыгодными договоренностями сложно.
Условной оппозицией к самой сильной школе мира выступают Финляндия, Чехия и Германия – и многое зависит от их протоколов.
Например, на финском этапе по оценкам всех трех судей из этих стран победили Пайпер Гиллес и Поль Пуарье, а не Лоранс Фурнье-Бодри и Гийом Сизерон. В Японии финский судья отдал предпочтение Гиньяр и Фаббри (на самом деле выиграли Лайла Фир и Льюис Гибсон – причем с преимуществом в 7 баллов), а вот Германия и Чехия итальянцев откровенно топили.
Еще один важный фактор – результаты командного турнира. Взяв там бронзу накануне, Италия явно снизила шансы на личную медаль Гиньяр и Фаббри.
Гуменнику повезло с судьями больше, чем Петросян? Считаем расклады у одиночников
Важная деталь – ISU не раскрывает заранее фамилии олимпийских арбитров, только их федерации. Но у некоторых стран есть только один судья подходящей категории (их списки публикуются каждый сезон) – а значит, именно он работает в Милане.
Например, в мужской бригаде точно будет Юрий Клюшников – экс-украинский арбитр, который последние годы числится за Азербайджан. Раньше он был довольно лоялен к россиянам: на этапе Гран-при 5 лет назад даже поставил Камиле Валиевой четыре десятки из тогда возможных пяти.
Он же дал Александре Трусовой самые высокие компоненты в произвольной Пекина-2022 – больше, чем судья из России. Правда, на олимпийском отборе Клюшников был достаточно строг к Аделии Петросян – по его протоколам она проиграла и Луне Хендрикс, и Анастасии Губановой.
Хуже всех с Гуменником на его единственном в сезоне международном старте обошлись судьи из Великобритании и Южной Кореи. Первого в Милане нет, а второй скорее топил Петра ради своего спортсмена, ставшего тогда вторым.
Кроме того, в бригаде у мужчин окажутся судьи из Грузии и Казахстана. Обе федерации всегда были лояльны к россиянам – впрочем, прямая конкуренция Михаила Шайдорова с Гуменником может повлиять на баллы Петра.
Явный минус – то, что в пул попали и Франция, и Италия. Обе гипотетически метят на подиум (правда, последние прокаты Даниэля Грассля заставляют в этом сомневаться), а значит, будут всячески придерживать конкурентов – в первую очередь, Гуменника. Зато в бригаде оказался дружественный – а главное, не претендующий на медали – Китай.
У Петросян ситуация чуть сложнее. Во-первых, своего судью получили и Япония, и США – и если первая обычно ведет себя сдержанно, то вторые с большой вероятностью попробуют максимально отодвинуть соперниц от Эмбер Гленн и Алисы Лью.
Во-вторых, в целом женскую бригаду вряд ли можно назвать нейтральной по отношению к России: нет ни одной причины, по которой Франция, Великобритания, Румыния, Литва и Польша могли бы предпочесть Аделию, а ни одну из японок или американок.
Пророссийскую позицию в панели могут занять разве что Казахстан и Израиль – последний, впрочем, был на предолимпийском отборе и не давал Петросян особых преференций.
Как ни странно, на руку может сыграть расписание. Женщины разыгрывают медали последними – а значит, если, например, США к тому моменту уже заберут золото в двух или трех разрядах, их шансы слегка снизятся.
Важно понимать, что придержать Петросян и Гуменника могут не столько из-за паспорта, сколько из-за неудачного стартового номера. Первая разминка – приговор для высоких компонентов и надбавок за элементы. Есть редкие исключения – вроде Лоранс Фурнье-Бодри и Гийома Сизерона, которых не придерживали даже на старте сезона – но нейтральным атлетам таких преференций не дадут.
Очевидно, что единственный шанс на медаль для наших одиночников – это контент на пределе возможного. И если Петр уже выработал план, то Аделия до последнего была в поисках.
Чаще всего судейские скандалы происходят как раз на Играх. Интересно, станет ли Милан исключением?
Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора
Фото: ISU