Что случилось на Гран-при в Бразилии: как Ферстаппен прорвался на подиум с пит-лейн?!

Все обгоны и быстрые мысли.

Формула-1» накатила на бразильский «Интерлагос» с волной титульной интриги. После разборок в Мексике в чемпионате сменился лидер – Ландо Норрис вышел вперед с преимуществом в 1 балл, Макс Ферстаппен тоже подтянулся до 36 баллов.

«Ред Булл» требовалась победа для сохранения реальных шансов на пятый титул «Ф-1» подряд, а Пиастри срочно нужно было побеждать напарника – и прервать неудачную серию.

Кому благоволили расклады, условия трека и котировки букмекеров – мы подробно описывали здесь.

А уже перед первыми тренировочными заездами интрига раздулась еще сильнее: на всю субботу в Сан-Паулу объявили штормовое предупреждение с ливнями и ветром до 70 км/ч. На воскресенье – без осадков, но с порывами до 50 км/ч.

Загружаю...

При этом команды впервые за весь сезон не привезли новинок и даже особых деталей для адаптации к автодрому – пелотон понадеялся на склад деталей и сборку достойной комбинации из старых версий машин. Все-таки последняя волна улучшений закончилась буквально этап назад, а «Ф-1» навестила уже достаточно разнообразных треков.

Все о спринтоквале и спринте можно изучить здесь: в итоге дождь стих перед стартом, но трек оказался достаточно влажным для массовых крэшей и аварии недавнего лидера чемпионата Оскара Пиастри.

Квалификация: крах Ферстаппена и наименьшие разрывы в топ-10 за всю историю «Ф-1»

После аварий в спринте «Альпин» выдала Колапинто новое шасси и коробку передач, но поставила старую силовую установку.

«Заубер» поменял шасси Бортолето – Габриэл развалил старое на скорости 339 км/ч с перегрузкой 34G при первом ударе и 57G при втором ударе. Но машину для квалы так собрать и не успели.

«Феррари» подкрутила моторы, выдав больше мощности, и поставила менее загруженные антикрылья – поскольку в предыдущих заездах Леклер и Хэмилтон страдали на прямых без понятной причины. Дополнительная нагрузка прижимной силой не могла перейти в такую катастрофическую потерю скорости, по признанию Леклера.

 «Ред Булл» изменил настройки после спринта – но, кажется, сделал только хуже: оба пилота вылетели в первом же сегменте!

 

Загружаю...

 «Интерлагос» доказал реноме «великого уравнителя» с шансом для середняков – топ-10 уложился в 0,5 секунды, а второй сегмент закончился с разрывом в 0,3 секунды. Это история – зафиксирован рекорд по наименьшему разрыву за все годы проведения «Ф-1».

Перестановки перед гонкой: Ферстаппен отправился на пит-лейн

После провала в квалификации «Ред Булл» осознал безнадежность ситуации и пересобирал машину Ферстаппена всю ночь в нарушение правил «закрытого парка». В итоге ему поставили полностью новую силовую установку и перенастроили болид с нуля.

«Хаас» также поставил Окону новый ДВС и поменял настройки – Эстебан отправился на пит-лейн за Максом. «Астон Мартин» тоже поменял весь набор силовой установки на болиде Стролла – но в ход пошли уже использованные и омологированные компоненты, так что №18 обошелся без штрафа.

Ночью и утром в Сан-Паулу вновь прошел дождь и освежил асфальт, смыв накатанную за спринт и квалификацию резину. Перед самым стартом прошелся еще один короткий ливень. Уровень сцепления вновь упал.

Оттуда – и разнобой по шинам для старта: «софт» взяли Антонелли, Аджар, Лоусон, Бермэн, Гасли, Хэмилтон и Сайнс. «Медиум» – Норрис, Пиастри, Леклер, Расселл, Хюлькенберг, Албон, Колапинто и Албон. Остальные пошли ва-банк и рискнули с «хардом» – по холодному полувлажному треку!

Старт и первые круги: моментальный крах «Феррари»

Норрис выиграл старт, а за лидерами блестящий рывок выдали «Рейсинг Буллз»: Аджар атаковал Леклера, а Лоусон обогнал Расселла!

Загружаю...

Бортолето добавил к аварии в спринте вылет на первом круге и в гонке – столкнулся со Строллом и разбил антикрыло и подвеску о барьер. Сэйфти-кар.

Хэмилтон тоже разбил переднее антикрыло в столкновении с «Альпин». Льюис заехал в боксы для ремонта и смены шин – вернулся последним. Цунода тоже побывал на пит-стопе.

Загружаю...

Хэмилтон получил 5 секунд штрафа за этот момент.

Рестарт на 5-м круге – Норрис вновь его выиграл, Антонелли проспал рывок, Пиастри нырнул на внутреннюю траекторию при попытке выйти на вторую позицию – и приехал в «Мерседес»! Кими отлетел в Леклера и вынес «Феррари», алая машина сошла. Включился режим виртуального сэйфти-кара.

Повторы с бортовых камер:

Загружаю...

Оскару прилетел штраф в 10 секунд за столкновение.

Ферстаппен проколол колесо и вынужден был остановиться в боксах на 9-м круге – откатился на 16-е.

Рестарт на 9-м круге – на этот раз без происшествий.

На 11-м круге Расселл обогнал Аджара и вернул 4-ю позицию.

Цунода получил 10 секунд штрафа за столкновение со Строллом.

На 12-м круге Бермэн атаковал Лоусона и вырвал 6-е.

Первая половина гонки: Гонки «Макларенов», прорыв Ферстаппена 

На 13-м круге Ферстаппен обогнал Хэмилтона и пробился на 15-е.

Хэмилтон заехал на второй пит-стоп на 17-м круге – «хард» совершенно не сработал. Норрис тем временем сохранял отрыв от Пиастри в 2,5 секунды, Оскар оторвался от Антонелли на 2 секунды.

Загружаю...

После пит-стопов Берэмна и Сайнса на 18-м круге Ферстаппен поднялся на 9-е. Норрис оторвался от Пиастри на 4 секунды.

На 19-м круге Аджар и Гасли тоже заехали в боксы – Изак вернулся позади Бермэна, а Макс поднялся на 7-е.

На 21-м круге Ферстаппен ворвался в топ-5 мимо Албона, а Хюлькенберг опередил Алонсо. 

Пит-стоп Антонелли на 22-м круге – Кими вернулся 12-м, едва впереди Бермэна. Расселл остался позади Пиастри в 5 секундах. Макс – уже 4-й.

На 26-м круге Норрис оторвался от Пиастри на 5,5 секунд, Оскар уехал от Расселла на 7 секунд. 

Норрис заехал на пит-стоп на 31-м круге – вернулся на прикатанном «софте» на 4-м позади Ферстаппена: 15 секунд до Пиастри, 40 кругов до финиша. 

Вторая половина гонки: Норрис против Ферстаппена, преследование Пиастри со штрафом

На 32-м круге Ландо настиг Ферстаппена и приступил к давлению. Круг спустя «Макларен» облетел «Ред Булл» на прямой.

Хэмилтон заехал на очередной пит-стоп на 33-м круге. Цунода получил еще 10 секунд штрафа за неправильное отбытие предыдущего штрафа.

Хюлькенберг красиво обогнал Албона в битве за 6-е место на старых шинах – на 34-м круге!

Загружаю...

Расселл и Ферстаппен побывали в боксах на 35-м круге – Расселл выехал позади паровозика Хюлькенберга, Макс – в трафик 10-м. Норрис выпустился в чистый воздух в 11 секундах от Пиастри. 

Пиастри заехал в боксы на 39-м круге – вернулся на «софте» 7-м, в 27 секундах позади Норриса. После волны пит-стопов Бермэн оказался 4-м,, Лоусон – 6-м.

Финальная фаза гонки: погоня Ферстаппена и Пиастри за подиумом

Бермэн побывал в боксах еще раз на 43-м круге и выпустил Ферстаппена и Пиастри в топ-5 – в 22 секундах. В топ-10 оказались Лоусон, Окон и Хюлькенберг. Макс и Оскар отыгрывали по секунде с круга у Ландо.

Антонелли заехал на второй пит-стоп на 48-м круге и вернулся прямо в схватку с Лоусоном на 6-м. Отставание Пиастри от Ферстаппена – 2 секунды, от Норриса – 18 секунд.

Расселл последовал на пит-стоп на 49-м круге – и выехал 6-м в 2,5 секундах после напарника.

На 49-м круге Бермэн полкруга атаковал Хюлькенберга – и все-таки вырвал у «Заубера» 7-е.

На 50-м круге Норрис заехал на второй пит-стоп – получил прикатанный «медиум» и вернулся 3-м! В 4 секундах позади Пиастри и в 8 секундах за Ферстапенном. 

Пиастри внезапно последовал за напарником на 52-м круге – и вернулся 7-м: позади Бермэна с Лоусоном и сзади «Мерседесов», и в 25 секундах за Норрисом! 

Сам Ландо остался в 7,5 секундах от Ферстаппена. 

Ферстаппен побывал в боксах на 55-м круге – и вернулся 4-м: позади «Мерседесов», но впереди Пиастри, которого сдержал Лоусон! Норрис вновь вышел в лидеры с преимуществом в 14 секунд.

Пиастри опередил Лоусона только на 56-м круге через полкруга после выпуска Ферстаппена.

Рывок к финишу: «Мерседес» в битве за подиум!

Бермэн опередил Лоусона в битве за 6-е на 57-м круге.

За 10 кругов до финиша Ферстаппен настиг Расселла и въехал в его крыло DRS. Пиастри все еще старался настичь их в 4,5 секундах.

И на 63-м Ферстаппен подготовил атаку на главной прямой – и облетел «Мерседес» в битве за подиум при старте с пит-лейн! Просто выбрал альтернативную траекторию и оказался в 10 секундах за Норрисом. 

Загружаю...

На 67-м круге Ферстаппен настиг уже Антонелли и ворвался в его зону DRS. 

Пиастри настиг Расселла только на 70-м круге. 

Норрис спокойно довел гонку до победы – все-таки никто не осмелился бросить ему вызов альтернативной стратегией. Антонелли ошибся на последнем круге и подпустил Ферстаппена – но на последовавшем техничном секторе не уступил и дотянул до подиума.

Загружаю...

Расселл выдержал напор Пиастри – Оскар умудрился в итоге не выиграть позицию.

А Лоусон довез паровозик из быстрейших машин до финиша на 7-м месте – массивный триумф «Рейсинг Буллз».

Гонщик дня – Макс Ферстаппен. Действительно: прорыв с пит-лейн в топ-3 – ничем не хуже прошлогоднего рывка с 17-го к победе, ведь сейчас у него не было помощников в виде сэйфти-каров, зато медленный прокол разнес всю тактику.

Быстрые мысли: секреты прогресса Норриса, печальный итог краха «Феррари»

Главным квестом Гран-при – помимо быстрого поиска настроек – стало распределение комплектов шин между днями с учетом прогноза погоды. Важность попадания в комплект и его быстрого прогрева показал спринт: малейшая ошибка на влажном покрытии гарантировала аварию и безвозвратную утрату шансов. Невысокая температура асфальта требовала особой магии для прогрева резины и быстрой подготовки к кругу, а резкий порывистый ветер требовал от пилотов дополнительного мастерства контроля и удачи.

Загружаю...

Потому этап на «Интерлагосе» превратился скорее в соревнование личностей – весомые разрывы замечались даже среди одинаковых машин.

И сильнее всех выступило сочетание Норриса и «Макларена». Оранжевая команда вновь быстрее всех раскрыла потенциал болида – улучшенная подвеска позволила Ландо быстрее «включать» шины, лучше противостоять ветру и чувствовать сцепление даже в сложных условиях. И сам №4 уже не промахнулся – ведь особенной оппозиции от гаража рядом не поступило.

Пиастри в середине сезона отказался от использования апгрейда подвески, поскольку не почувствовал принципиальной разницы между версией старта сезона. Тогда он решил не трогать то, что работало, но именно в сложных условиях американских треков свойства апгрейда проявились ярче – а теперь у Оскара нет этого инструмента. Он попал в сложную полосу, снизил аппетиты к риску – и на фоне ускоренного Норриса и прогресса пелотона разрыв между напарниками по «Макларену» кажется все больше. Теперь он ярче всего отразился и в зачете пилотов.

Загружаю...

«Ред Булл» требовалось быстро найти настройки к их сложной машине – и спринтерский формат все испортил. При переменчивой погоде и под сильным ветром команда промазала с балансом под спринт, а перед главной квалификацией быстрые правки сделали только хуже. Риск не оправдался – хотя вроде бы Цунода целый спринт катал с экспериментальными версиями. Гений Ферстаппена же не может срабатывать вечно – даже у Макса есть предел. Особенно когда ошибается и команда – например, со стратегией на выезд в квалификации. Команда собралась только в решающий момент перед воскресеньем – удалось погасить штраф за мотор почти без потерь и дать наконец Ферстаппену что-то рабочее. А на будущих Гран-при этот фактор еще может выстрелить.

«Мерседес» же капитализировал прохладную полудождевую погоду – в таких условиях им всегда проще искать баланс, поскольку именно W16 агрессивнее всех прогревает покрышки и выдает больше механического сопротивления. Антонелли выглядел даже быстрее Расселла по той же причине – благодаря более агрессивному пилотажному подходу его шины «включались» и держали температуру быстрее и стабильнее.

«Феррари» настроилась под противостояние ветру и прижимную силу, но перестаралась – а перед основной квалификацией быстро перестроиться вышло только в смысле достижения половины потенциала. Нынешней Скудерии нужно чуть больше времени и наката для поиска оптимального баланса между скоростью прогрева шин и гоночным темпом, да еще и постоянные операционные ошибки в боксах раз за разом выбивают пилотов в алом из реальных претендентов. На этот раз механики Хэмилтона слишком рано сняли ему грелки с покрышек перед решающим кругом – в итоге резина остыла, Льюис не успел ее включить и остался за пределами десятки. Дальше №44 ждала классика плотности пелотона и близких схваток – пара тычков превратились в штрафы и аварию. Леклеру же просто не повезло.

Загружаю...

Прощайте, шансы на второе место Кубка конструкторов?

«Рейсинг Буллз» разыграл классический фирменный уик-энд: воспользовался ошибками и слабостями конкурентов и показал пример работы с хорошо управляемой машиной. Сочетание такого болида с быстрым в квале Аджаром и стабильным гонщиком длинных дистанций Лоусоном – всегда крайне опасна.

«Хаас» наслаждается преимуществом болида с самым большим последним обновлением – на среднескоростных коротких треках белая машина особенно хороша, когда пилотам удается включить шины. Окон здесь пострадал от более мягкого пилотажного стиля.

«Заубер» застрял в типичном лимбе достаточно хорошего середняка: машина по уровню – на грани топ-10. Для шанса на очки требовалось ждать ошибок соперников и пересиживать их на трассе.

«Астон Мартин» воспользовался удобным треком с большими требованиями к прижимной силе – пара очков будет как раз кстати. Алонсо вновь напомнил, насколько стабилен и в 44 года.

«Уильямсу» трек изначально не слишком подходил – особенно в дождь. Английская команда просто пережидала неудачное место и минимизировала потери.

«Альпин» дождалась-таки наименее неудобного трека – и уволокла пару бонусных баллов. Даже маякнула в топ-10 квалы силами Гасли вместе с парой обгонов в гонке! Но изменит ли этот успех финальный расклад? Вопрос риторический – ведь ни в качестве машины, ни в силе команды изменений нет. 

Загружаю...

Следующий раунд – улицы блистательного Лас-Вегаса 20-22 ноября. Место прошлогоднего краха «Макларенов» – повторится ли история? 

Что еще почитать о Гран-при в Бразилии?

 

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson

Популярные комментарии
Krizex
Чего я так и не понял, так это зачем Пиастри заставили сидеть на медиумах 40 кругов, чтобы потом все-равно отправить на 2 питстопа. Могли бы подержать еще кругов 5-10 и отправить ехать на софте до конца
burefan
Ночной апгрейд, новый движок,, два сейфтикар, смена шин под одним из них, штраф пиастри, вынос Леклера. Повезло. Р. С. Автор, ваши слова «не было помощников в виде сейфтикаров» - это такое себе конечно. Вы гонку смотрели??
Антон Казанский
Дама из штаба "Ред Булл" в очередной раз доказывает, что наголову выше остальных коллег. На месте "Феррари", я бы готовил самый большой чемодан с деньгами и какого-нибудь самого красивого "итальяно веро". Это будет лучший трансфер в истории итальянского спорта XXI века!
Еще 9 комментариев
12 комментариев Написать комментарий