Что случилось на Гран-при США: как «Макларен» почти слил «Феррари»? Битва Норриса и Леклера – 🤩
Все обгоны и быстрые мысли.
В Техасе «Ф-1» вышла на новый раунд титульной битвы – с тремя участниками: после серии успехов Макс Ферстаппен подтянулся к Ландо Норрису и Оскару Пиастри в личном зачете, а букмекеры впервые в сезоне назвали пилота «Ред Булл» фаворитом этапа.
Трек предполагал равные шансы команд на борьбу – конечно, при верном выборе настроек и стратегии на весь спринтерский уик-энд.
«Трасса Америк» – настоящий ультратест для болидов «Ф-1»: сложные сочетания скоростных и медленных поворотов, где очень важна стабильность задней оси, длиннейшие прямые для попыток обгонов и зоны жестких торможений, широкое дорожное полотно для разных траекторий, кочки и высокие поребрики для проверки любой подвески, перепады высот, слепые повороты и зоны с риском срезок, где важна точность пилотажа и механическое сцепление.
Найти баланс и настройки под автодром Остина – очень сложно, и преимущество здесь ушло командам с универсальной техникой и продвинутым инженерным штатам.
К сложностям добавился формат с одной практикой, шинные эксперименты «Пирелли» и жара до 34 градусов по Цельсию. Однозначного фаворита не предвиделось.
Почти все команды давно закрыли программу обновлений – улучшения в Техас привезли только две:
● «Мерседес» перебрал форму воздуховодов задних тормозов для лучшего баланса и охлаждения – в точности по новому подходу подготовки к каждой зачетной сессии: теперь все настройки и новые детали подобного рода пробуются не только на симуляторе, но и в «виртуальной аэротрубе» CFD. Да, это отвлекает ресурсы от подготовки к 2026-му, но зато какой прогресс в последних гонках!
● «Хаас» пересмотрел аэрообвес – привез новое днище, закрылки для задних тормозов и рассекатели на корпус. Самое крупное обновление среди всех команд за последние этапы – поскольку американцы решили не вгрызаться в проект-2026, пока правила на следующий год не утрясут окончательно.
Квалификация к спринту и спринт: полный триумф Ферстаппена
В первой же отчетной сессии победили те, кто первыми успели попасть в рискованные, но рабочие настройки – «Ред Булл» и Макс Ферстаппен. В общем хаосе с трафиком и минимальным временем на круг удачные стратегии с выездами вовремя реализовали и «Заубер» Хюлькенберга и «Астон Мартин» Алонсо.
В самом же спринте произошла аннигиляция «Макларенов», Хюлькенберга и Алонсо из-за крэша в первом повороте. Дальше Ферстаппену оставалось только отбиться от Расселла и довести заезд до победы.
«Уильямс» заполучил важный подиум, а Стролл – штраф в 5 позиций на старте основной гонки.
Основная квалификация: Ферстаппен вновь сильнейший
В квалификации Макс показал, почему он – фаворит по версии букмекеров: только он сумел собраться в сложнейших жарких и ветреных условиях, выдав лучший из возможных кругов.
Топ-6 оказался в 0,5 секунды и на расстоянии вытянутой руки от середняков. Леклер и Бермэн идеально раскрыли потенциалы машин, Аджар разбил болид при выполнении первой попытки, Албону списали круг в первом сегменте и не пустили в битву за топ-15. Лоусон активнее всех жаловался на порыв ветра как причину промаха мимо топ-10. Цунода вновь активно жаловался на блокировки от Лоусона.
Перед гонкой
Перед стартом на болиде Норриса сменили руль – ровно как Ландо и просил в квалификации. А болид Аджара фактически пересобрали с нуля – его допустили к старту дополнительным решением стюардов даже после отбывшего штраф Стролла. Лоусону прямо на стартовой решетке перед началом умудрились домкратом сломать переднее антикрыло – пришлось быстро менять на запасное. Повезло, что обошлось без отправки на пит-лейн.
Замес первого поворота в спринте показал, как важно выиграть старт и избежать неприятностей и увязания в трафике. Однако эксперименты «Пирелли» сделали его достаточно предсказуемым: «софт» изнашивался через пару кругов, а «хард» включался только через несколько циклов прогрева и явно годился только на самые длинные отрезки для желающих рисковать с пересиживаниями. Однако «хард» оказался на секунду быстрее расчетного по симулятору «Пирелли», и весь вопрос уперся именно в момент первого (или даже единственного) пит-стопа – эффект подрезки ожидался очень мощным. А температура асфальта в районе 48 градусов по Цельсию (на 15 градусов выше, чем на предыдущем Гран-при Сингапура!) явно не обещала пощады.
В итоге на «софте» решили стартовать очень смелые Леклер, Бортолето и Стролл. «Хард» выбрали Окон, Албон и Аджар, остальные остались на консервативном «медиуме». Перед началом поднялся ветер – причем если на первой части он наблюдался порывистый и лобовой, то после пары поворотов уже хвостовой и боковой.
Старт и первые круги: рывок «Феррари» на внезапной стратегии
Ферстаппен выиграл старт, но Леклер сполна воспользовался преимуществом в шинах – взял самую широкую траекторию в первом повороте, чтобы на следующем же разгоне объехать Норриса. Расселл проиграл позицию Пиастри после стартового контакта с Оскаром.
Повтор с бортовой камеры каждого лидера:
Сайнс на втором круге опередил Бермэна. И через круг Оливера опередил и Цунода – после старта 12-м.
Леклер износил шины уже на первых круга – к 4-му кругу Ферстаппен оторвался на 2,5 секунды, а на «Феррари» насел Норрис. Следом за Ландо – уже Хэмилтон на «медиуме».
Аджар насобирал предупреждений о срезках поворотов до официального предупреждения (после которого следует штраф) уже к 6-му кругу.
На 7-м круге Антонелли вылетел с трека и откатился на последнее место. Сайнс тоже припарковался в зоне вылета. Виртуальный сэйфти-кар.
У Карлоса заблокировались колеса при попытке атаковать «Мерседес» – и Кими просто срезал «Уильямс» при повороте по гоночной траектории.
Албон успел заехать в боксы, а Леклер в режиме сэйфти-кара оторвался на 3 секунды от Норриса – Ландо пришлось нагонять до двух. Шарль достал Ферстаппена до 2,5 секунд.
Погоня до первых пит-стопов и битва «Макларена» с «Феррари» за подиум
На 12-м круге открылось виртуальное окно пит-стопов по расчетам «Пирелли» для обладателей «софта». Леклер отстал от Ферстаппена на 4 секунды, Норрис вновь подъехал в секунду.
На 15-м круге Леклер отстал от Ферстаппена на 5 секунд, а Ландо приступил к давлению. Другой обладатель «софта» Бортолето как раз заехал на пит-стоп.
Ландо атаковал по параллельной траектории, но Леклер нашел такую траекторию, что «Макларен» не сумел воспользоваться преимуществом в разгоне и сцеплении. Но Ферстаппен выиграл на этой битве еще секунду.
И состоялся дебют новой графики с траекториями.
И к 18-му кругу Макс оторвался до 7,5 секунд. Хэмилтон же отстал от Норриса до 1,7 секунды.
На 19-м круге Норрис попробовал еще раз – и вновь Леклер отбился, вынудив Ландо вновь выехать с трека и собрать третий из разрешенных предупреждений. Следующий приведет к штрафу в 5 секунд.
На 20-21 кругах «Макларен» попробовал уже обмануть «Феррари»: сперва зазвал Норриса в боксы «для обгона Леклера», а затем приказал «оставаться». Не сработало – Скудерия не зазвала Шарля в ответ.
И только к концу 21-го круга Ландо наконец-то опередил Леклера на прямой с DRS. И оказался позади Ферстаппена в 11 секундах!
И тут же на 22-м круге на Шарля насел Хэмилтон – с требованиями «пусть он меня пропустит, он меня сдерживает». Леклер отбил атаку Льюиса и заехал на пит-стоп. Вернулся 9-м.
Середина гонки: смена стратегии на экваторе дистанции.
На 26-м круге Норрис сохранил отставание от Ферстаппена в 11 секунд, а Хэмилтон отстал на 5 секунд. Тем временем Албон демонстрировал шикарные обгоны вроде маневра на Колапинто.
На 28-м круге Льюису приказали перейти в режим езды накатом – сбрасывать газ раньше, тормозить и разгоняться позже. Скорее всего, для защиты планки под днищем от чрезмерного износа – чтобы машину не дисквалифицировали.
На 29-м круге Норрис отыграл секунду от Ферстаппена. Все начали обсуждать возможности растянуть первый отрезок и перейти на «софт» для финального рывка – Пиастри вроде бы отказался.
Цунода первым попробовал такую стратегию на 30-м круге – вернулся 11-м.
Пиастри все-таки поставили «софт» на 31-м круге – Оскар вернулся 7-м. Расселл позади сильно заблокировал колесо и потерял разом 0,5-1 секунды на выезд за пределы трека.
Хэмилтон последовал в боксы на 32-м круге – и вернулся 6-м перед Пиастри и 6 секундах за Леклером.
Норрис заехал в боксы следом на 33-м круге – вернулся в трех секундах за Леклером. Вновь не лучший пит-стоп, когда остановка идет подряд – 3,8 секунды. Оказывается, прямо перед остановкой Ландо серьезно заблокировал колесо и потерял около секунды.
Ферстаппен последовал за ними на 34-м круге, как и Расселл. Ферстаппен сохранил лидерство с преимуществом в 6 секунд над Леклером, Норрис – третий.
Вторая фаза гонки: погоня за лидером и новая битва за подиум
На 35-м круге Бермэн попробовал атаковать Цуноду и едва не влетел в зад японца после внезапного торможения Юки и смены траектории – Оливер отрулил, развернулся и провалился на 9-е.
На 36-м круге Норрис уже настиг Леклера до всего секунды отставания. Ферстаппен оторвался на 7 секунд.
На 40-м круге – после преследования Леклера 3 круга подряд – Норрис пожаловался на гибель шин.
«Софт» оказался коварнее ожидаемого: на 43-м круге Норрис отвалился от Леклера на 3 секунды. Цель – попытка охладить покрышки и вернуть их в состояние гоночных и готовых к атаке.
Финальные 10 кругов: битва пелотона с шинами и Леклера с Норрисом
На 46-м круге Норрис пожаловался, что он просто медленный – отставание от Леклера в 2,5 секунды стабилизировалось. Ферстаппен же не отрывался свыше 7 секунд.
На 49-м круге Норрис все-таки вернулся к Леклеру в секундное окно. Расселл же начал настигать Пиастри.
На 51-м круге Ландо все-таки рванул на внутреннюю к Леклеру – но Шарль нашел траекторию для возврата позиции. Но на следующей прямой новая атака все-таки сработала – «Макларен» дотерпел, пока у «Феррари» откажут шины.
На 55-м круге в гонке «Альпин» за 17-е место Колапинто приказали удерживать позицию за Гасли, но Франко атаковал и обогнал Пьера под комментарий: «Но он же медленный!»
Благодаря схватке «Феррари» и «Макларена» Ферстаппен спокойно доехал до финиша первым – и оформил все победы на Гран-при: спринтопоул, спринт, поул и гонка! Норрис и Леклер закрыли подиум, а за ними драма – Хэмилтон с проколом едва успел проскочить перед Пиастри.
Цунода все-таки тоже затащил немного очков для «Ред Булл», и огромный бонус для Бермэна после такого набора трудностей в уик-энде. И Алонсо дособрал-таки балл на неудобной трассе!
Гонщик дня: Шарль Леклер.
Быстрые мысли: «Феррари» вернулась в битву за второе место в Кубке конструкторов, а Ферстаппен – реальный контендер
Гран-при США четко показал: теперь остаток чемпионата полностью зависит от мастерства команд по раскрытию возможностей машин – и от волшебства уклонений от неприятностей. Главное – не попадать в аварии, трафик и всевозможные замесы с неудачными моментами выездов на квалификационные круги, и тогда даже некоторые ошибки с настройками не уничтожат шансы полностью.
Более того, общий консенсус нынешней расстановки сил выразил шеф «Феррари» Фредерик Вассер: «Круги подготовки имеют решающее значение. Подготовка покрышек, доведение их до нужного рабочего окна в плане температуры и давления – ключевой аспект. Он определяет нестабильность результатов гораздо чаще, чем реальный потенциал болида».
«Ред Булл» выжал все возможное из главной фишки болида – аэродинамической эффективности шасси. Благодаря ей Ферстаппену накрутили максимум прижимной силы без потери скорости на прямых, и Макс сполна реализовался в быстрых поворотах. Новые возможности настройки после обновления снизили и уязвимость к ветру, а спокойные отрезки без необходимости кого-то преследовать помогают чемпиону контролировать износ покрышек. Идеальное выполнение уик-энда! А соперники взаимными схватками помогли Максу просто ехать без особенного давления.
Теперь Ферстаппен уже точно-точно в чемпионской схватке. Отыграно безумное количество очков – теперь до Пиастри всего 40 баллов! Всего сокращено 57 очков за 5 Гран-при.
Цуноде же просто повезло – и на спокойную гонку, и на уход от расследования стюардов его спорного смещения на торможении перед Бермэном.
«Макларен» же катастрофически пострадал от выноса в спринте: не дособирал ценных гоночных данных и запутался в настройках. Пришлось консервативно жертвовать прижимной силой и скоростью в быстрых поворотах, чтобы не мешались кочки и поребрики – а с ней ушли и главные фишки болида в виде контроля над температурами покрышек и плюсик к уверенности пилотов в виражах. С осторожными настройками вернулась и уязвимость к порывам ветра. Пиастри явно отвык от управления такой машиной.
«Феррари» воспользовалась особенностями трека другим образом. Соперникам пришлось настраивать машину под «Трассу Америк» примерно так же, как Скудерия гоняет весь сезон, и потому Леклер и Хэмилтон подтянулись – ведь для них эти обстоятельства уже привычные. Проблема тонких настроек осталась: Хэмилтону в квале 8 раз меняли настройки антикрыла, чтобы повысить прижимную силу и убрать недостаток поворачиваемости, но помогла жаркая погода. Она допрогрела шины и добавила механического сцепления – дальше требовалось только вовремя остужать резину. Стратегия Скудерии оказалась блестящей.
Бонус – рывок в Кубке конструкторов.
«Мерседес» сполна отработал новую систему подготовки к Гран-при через прогоны на CFD и победил перегрев – большой шаг для команды, хоть и не позволивший сразу и навсегда бросить вызов «Ред Булл» с «Маклареном». Серебристо-черный болид пока хорош только в чистом воздухе, а при попытках атак снова выжирает покрышки за пару кругов.
«Хаас» все-таки не зря привез новинки на домашний Гран-при: после обкатки в спринте они заработали как минимум на болиде Бермэна и с его подходом к пилотажу. Оливер выступил риск-полигоном, а Окону настроили машину слишком консервативно – вновь под длительные фирменные отрезки и особенные стратегии.
«Уильямс» выдал все возможное на «противоречивой» трассе: с одной стороны, синий болид хорош на скоростных отрезках и в коротких поворотах, а с другой – страдает от боковых перегрузок и ветра. Для результата требовалось идеальное выполнение – баланс, план выезда, стратегия, везение. И Сайнс собрал все в спринте (третий!), но в основном заезде все испортила всего лишь одна маленькая помарка из-за хвостового ветра в самый неудачный момент.
«Астон Мартин» выдал позиции в топ-10 уже абсолютно внезапно – сработали их планы на рискованные тесты настроек на остатке Гран-при. Помогли и неудачи конкурентов от второй машины «Ред Булл» до провалов «Заубера».
Кстати, «Заубер» вновь подтвердил: в сетапе под пик прижимной силы (как в спринте) их машина чрезвычайно опасна даже для топов. Но из-за необходимости поднять днище и немного снизить нагрузку на заднюю часть (чтобы исключить риск дисквала из-за износа планки) Хюлькенберг и Бортолето потеряли часть прижимной силы и вновь попали под влияние порывов ветра.
«Рейсинг Буллз» в теории могли вновь взять управляемостью, стратегией и командной работой, но утонули в замесах с трафиком в квалах и заездах.
«Альпин» вновь просто собирала доступные позиции после ошибок конкурентов как в советской игрушке «Волк и яйца». Ничего другого на трассе с такой зависимостью от мощности французам и не остается – надежда только на завалы, сэйфти-кары и подарки. Сейчас обстоятельств не хватило до очков, но реалистично даже дополнительные 2-3 балла уже не помогут заводской команде «Рено» уйти с последнего места общего зачета.
Или все же прорывы возможны? Узнаем на следующем раунде в Мексике – уже 24-26 ноября!
Что еще почитать о Гран-при США?
- Все результаты и цитаты уик-энда
- «Ф-1» переоделась для американцев! Чья машина теперь самая красивая?
- Грандиозный день Ферстаппена в США: уничтожил конкурентов на фоне трудностей «Макларена»
- Крах «Макларена» на первом же гоночном круге в США: столкновение и двойной сход
- А мы и прогнозировали сюрпризы от Ферстаппена, равную борьбу и выстрелы от «Заубера» с «Уильямсом»!
- «Ф-1» захватывает США: на нее грузят как на Супербоул, UFC и выборы! Откуда такой интерес?
Фото: Gettyimages/Clive Rose