Тренировать «Спартак» должен Сальваторе Боккетти
Так решили Лукомский и Чернявский.
Понедельник в «Спартаке» был очень насыщенным: поменяли гендиректора, а еще гремели инсайды об отставке Деяна Станковича. Сербский тренер в итоге остался, но позиции его точно не самые прочные.
Одна из причин, почему сохранили Станковича, – отсутствие замены прямо сейчас. Насколько известно Спортсу’’, клуб находится в активном поиске.
Глеб Чернявский и Вадим Лукомский сыграли в менеджеров «Спартака» – и попробовали найти нового тренера.
Чернявский: Вадим, привет! Нужно подобрать нового тренера «Спартаку» – хотим своего Фабио Челестини. У команды сейчас идеальный подбор игроков под 4-3-3, да и вообще отличная атака под любую схему. Конечно, надо рассматривать того, кто поедет в Россию и кого клуб потянет финансово. Среди россиян кандидатов не вижу, в условного Сакича тоже не верю.
Кто бы мог приехать и реализовать этот бешеный потенциал впереди?
Лукомский: Привет, Глеб. Первым в голову пришел Жорже Жезуш. У него крутой атакующий футбол, на который приятно смотреть. И он никогда не забивал на работу в периферийных клубах. Везде фанатично отдавался и строил качественные команды. С ресурсом «Спартака» мог бы стать чемпионом.
Правда, его уже трудоустроил Криштиану Роналду в Саудовскую Аравию. Интуитивный вариант не сработал. Мне надо подумать и чекнуть свои заметки.
Чернявский: Времени мало, давай искать скорее! Я вспомнил еще один критерий. Многие ошибочно думают, что в «Спартаке» все решает генеральный директор, спортивный, совет директоров, «Лукойл»... На самом деле тренера давным-давно выбирает переводчик Владимир Иринчеев, основное требование которого – знание итальянского. И я это сейчас докажу.
Иринчеев пришел работать с Ваноли – для итальянца пригласили переводчика, знающего футбольную специфику, ничего необычного.
Но что было дальше?
1. Появляется Гильермо Абаскаль – испанец. И вдруг выясняется, что он идеально владеет итальянским. Иринчеев остается при деле!
2. На смену приходит Деян Станкович – серб. Конечно, первым делом учли, что он говорит на итальянском как на родном и снова подходит.
Вывод один: Ваноли, Абаскаля и Станковича назначали с одобрения Иринчеева. И следующего тренера возьмут только с его разрешения и с условием совершенного владения итальянским.
Лукомский: Тогда у меня два варианта: Раффаэле Палладино и Сальваторе Боккетти. Первый – топовый, работал в Серии А с «Монцой» и «Фиорентиной», но не факт, что поедет. Второй – достойный и спартаковский.
Чернявский: Так-так-так.
Лукомский: Спартаковский бэкграунд Боккетти – ценный уникальный бонус, но есть и чисто футбольные причины.
Сальваторе работал ассистентом Игора Тудора в «Вероне», а после его ухода короткий период руководил командой.
Еще он подхватывал безнадежную «Монцу» после Алессандро Несты. Команда была самой примитивной и безыдейной из всех 96 в топ-5 лигах. С Боккетти появилось больше мысли, только вот спасти ту «Монцу» не мог уже никто.
Сейчас Боккетти в молодежной команде «Аталанты». Пока у него нет осязаемых успехов. Чтобы понимать его потенциал, важно внимательно следить за нишевыми командами, которые он подбирал. Он лез в трудные сценарии, но точно не делал там хуже и приобретал опыт.
Боккетти – адепт персонального прессинга. Сможет сохранить элемент, который на каком-то этапе был самым рабочим и перспективным у Станковича. Пытался играть в сложный интересный футбол, но мешало качество исполнителей.
В плане схемы он чаще использовал 3-4-3, но, вероятно, сможет адаптироваться. Главное – сохранить нужные ему настройки прессинга.
При переходе в российский топ-клуб может сработать эффект Компани – когда тренер после работы с аутсайдером взлетает, получив классных игроков. Схожие идеи по-новому лягут на новый набор игроков. А идеи у него точно есть. Разумеется, это самый оптимистичный сценарий. В этом варианте много серых зон. Он мне кажется красивым, но рискованным.
Чернявский: Вадим, я чувствую, как пульс учащается. Боккетти – это прямо мечта болельщиков. Мне уже не хочется никаких других тренеров. Ты же все это всерьез пишешь, это не розыгрыш?
Лукомский: Нет, не розыгрыш. Хотя рисков достаточно. Главный из них – нет крутых результатов. Приходится додумывать, как показанный им базовый минимум ляжет на более сильную команду. Но я правда считаю его толковым тренером с потенциалом.
Чернявский: Верим! Расскажи на всякий случай про запасной вариант – Палладино.
Лукомский: Раффаэле – топ-вариант под твои критерии из тех, кто без работы. Молодой тренер с прекрасными вводными. Он осязаемо улучшал обе команды, с которыми поработал.
В прошлом сезоне набрал 65 очков с «Фиорентиной» – лучший результат клуба с сезона-2012/13, когда они с Давидом Писарро, Стефаном Йоветичем, Хуаном Куадрадо и даже Лукой Тони отбирались в ЛЧ.
«Фиорентина» убрала его не из-за результатов, а на фоне конфликта со спортивным директором. Еще, возможно, почувствовали запах дешевого популизма в возможности позвать Стефано Пиоли. Сейчас делят 18-е место в таблице при ужасной игре.
Эффект на «Монцу» впечатляет еще больше. Он подхватил команду в середине сезона без опыта работы главным и сделал из нее самого симпатичного середняка.
Вот, что тогда писал наш коллега Андрей Клещенок: «Возможно, Палладино и правда будущий топ-тренер. Никто не дебютировал так ярко, и дело не столько в эффективности, сколько в чистом игровом качестве: Раффа быстро избавился от багажа предшественника и создал особенную игровую модель – сложный синтез собственных идей с базой учителей (в первую очередь Гасперини и Липпи)».
Палладино особенно хорош в раскрытии латералей – только пара из «Байера» Фримпонг-Гримальдо была страшнее Карлоса Аугусто с Патриком Чуррией в его «Монце». Фланговым обострениям предшествовали затяжные и хитроумные розыгрыши. «Монца» очаровывала и сочетала стиль с результатами.
«Фиорентина» – другой случай. Здесь Палладино показал адаптивность. Его схема 3-4-2-1 не зашла. К октябрю перестроился на 4-2-3-1/4-3-3. Еще ему взяли Давида Де Хеа – топ-вратаря без игры ногами. Раффаэле упростил розыгрыши, но не отказался от идей полностью и выжал из испанца мощный сезон.
Палладино – из течения Гасперини, но с самостоятельным осмыслением игры с мячом. Более тонким. При этом точно не догматик. Доказал умение адаптироваться и упрощать, когда привычный набор идей не заходит. При упрощениях не поплыл, а, наоборот, показал отличный результат.
Чернявский: Палладино тоже вполне подходит. Есть важный момент: в «Спартаке» есть два центрфоварда, но они очень разноплановые. Угальде – про подыгрыш, прессинг и хитрые открывания, а Ливай – про умение играть корпусом, борьбу и голевое чуть (правда, в России оно куда-то улетучилось). Я хочу тренера, при котором будет играть Угальде.
Лукомский: Ты слышал про подвиги Мойзе Кина?
Чернявский: Я знаю, что он сидел в запасе в «Эвертоне», а потом перешел в команду, которая раньше любила прикупить чемпионства. А какие подвиги? Он забил 14 голов в 17 турах, как Угальде?
Лукомский: Его потенциал был очевиден с первых матчей за «Юве». Но открылся в полной мере у Палладино. Стал вторым бомбардиром Серии А.
Кин – более вариативный форвард, чем Угальде. Палладино круто нашел к нему подход и реанимировал звездный потенциал, когда все списали.
Очередной подбор гибкости и учета качеств игрока. Рафаэлле умеет ловить такие вещи. Каких-то предустановок по нападающему у него нет. В «Монце» были матчи и с башней, и с ложной девяткой. В «Фиорентине» сыграла ставка на талант Кина.
Чернявский: Выходит, Палладино сможет раскрыть Ливая? А Угальде мы наконец-то продадим в «Манчестер Сити» за 30 млн евро?
Лукомский: Хотел подчеркнуть, что Палладино гибкий в плане выбора нападающего и может круто заточить игру на нужного. Раскроет того, кто способнее. По твоему описанию – Угальде.
Чернявский: Кто лучше выстраивает оборону – Боккетти или Палладино? Станкович совсем запутался: ставит Литвинова левым защитником с рабочей правой ногой. При ком такие эксперименты исключены?
Лукомский: Сейчас Палладино лучше во всех аспектах как тренер. Плюсы Боккетти – потенциал, интересная тренерская школа и спартаковское прошлое. С Палладино высок риск отказа. При этом оба могут оставить рабочие вещи Станковича и дать свежих идей.
Чернявский: Получается, назначить Палладино сложно, поэтому делаем ставку на спартаковский дух и Сальваторе Боккетти?
Лукомский: Получается так. У тебя остался его телефон? Сообщишь ему?
Чернявский: С ним легко связаться. Надеюсь, новый гендиректор «Спартака» прочитает этот профессиональный разбор и сделает правильный выбор.
Малышев в «Спартаке»: ноль трофеев, 120 млн на трансферы, вера в Станковича
Фото: Stupnikov Alexander, Andrea Bressanutti/Global Look Press; РИА Новости/Владимир Песня