В «Ф-1» внезапный дебютант: сын легенды MotoGP. Ради его тестов выгнали бывшего лидера

Дикие решения «Альпин».

В последнее время в «Формуле-1» каждый день возникают скандалы: перед заключительным Гран-при сезона в Абу-Даби четырехкратный чемпион мира Макс Ферстаппен и глава Ассоциации пилотов Гран-при Джордж Расселл внезапно обменялись оскорблениями и обвинениями через прессу. Их ссора поглотила другую неприятную историю, развернувшуюся накануне: дикое разрешение дилеммы с пилотами «Альпин». Если вкратце: ради новичка высадили бывшего лидера команды – уходящего в «Хаас» Эстебана Окона – в нарушение всех договоренностей. С шантажом и угрозами.

Загружаю...

Еще летом французская заводская организация, казалось, определилась с выбором: после исключения желанного варианта с Карлосом Сайнсом (испанец из «Феррари»  предпочел «Уильямс») место отдали 21-летнему резервисту Джеку Дуэну – ему позвонили через несколько часов после официального подтверждения Карлоса.

«Джек станет первым боевым пилотом, вышедшим из Академии «Альпин». Это особенно приятно для команды и ее молодежи», – отметил руководитель Оливер Оукс.

К моменту заключения сделки из свободных и реально заинтересованных во французском кокпите пилотов конкуренцию Дуэну составляли только Мик Шумахер (сейчас пилотирует за «Альпин» в мировых гонках на выносливость) и Валттери Боттас (пилот с опытом в свыше 250 Гран-при и с 67 подиумами, 10 из которых победные). Но оба уже не котируются на трансферном рынке как серьезные варианты: первого давно списали, а второй ушел в самопиар и шоу-бизнес, и потому «Альпин» дала дорогу выходцу из своей Академии. Во многом от безысходности.

Причем дебютирует Дуэн раньше времени: после Гран-при Катара стало известно, что в финальной гонке сезона Окон уступит место молодому австралийцу. Это часть странного и довольно спорного соглашения между французом и исполнительным советником (фактическим главой) команды Флавио Бриаторе (тем самым, что когда-то раскрыл таланты Михаэля Шумахера и Фернандо Алонсо, а потом прослыл мошенником из-за подстроенной аварии в Сингапуре в 2008 году – «Ф-1» даже запретила ему появляться в паддоке, хотя позже смягчилась и назначила послом серии и ответственным за поиск новых локаций для Гран-при).

Окон должен был выступить на послесезонных тестах за «Хаас» – в который перешел из «Альпин» после решения французской команды не продлевать с ним контракт. И изначально команды спокойно договорились, однако Бриаторе внезапно изменил условия: запретил Эстебану участие в тестах с американцами, если тот не освободит кокпит в Абу-Даби.

Загружаю...

Все потому, что Флавио не особо верит в талант Дуэна (даже ходили безумные слухи, будто контракт на 2025-й рассчитан только на первые пять Гран-при) и хочет сперва посмотреть на него в деле против раскатавшегося Пьера Гасли и на обновленной машине. Хотя шеф команды Оукс все отрицает и концентрируется именно на пользе, параллельно поддевая Эстебана:

«В наших интересах посадить Джека в машину гораздо раньше. Для нас это победа. Многие раздули из этого больше, чем нужно. Полагаю, в этом сезоне мы увидели, что лучше сажать новичков в болид раньше. С двумя или тремя такими командами мы будем сражаться в следующем году, и мы действительно должны были поступить правильно. Ранний дебют Джека – большое преимущество для нас.

Мы боремся с командой, куда уходит Эстебан, за шестую позицию [в Кубке конструкторов], так что есть и элемент здравого смысла. Если посмотреть на последние несколько уик-эндов, не будет ошибкой сказать, что большого риска в замене Эстебана на Джека в плане результатов нет. Может, он уже выписался, может, обновление ему не подошло – кто знает».

Но оправдана ли такая смена?

Дуэн начинал в молодежке «Ред Булл», но ушел в «Альпин» ради больших возможностей

Джек – сын легендарного австралийского пятикратного чемпиона мотогонок в классе 500сс Мика Дуэна: настоящей суперзвезды на своем рынке и даже в США. Как рассказывал сам пилот, он вполне мог пойти по стопам отца, однако сломанная нога в детстве после катания на байке заставила передумать. К тому же Джек опасался давления, с которым определенно столкнулся бы в мотогонках на фоне отцовского наследия.

Загружаю...

Путь Дуэна относительно обычен: после победы в картинговом чемпионате Австралии отправился в британскую «Ф-4», а в 2018-м оказался в молодежной программе «Ред Булл». По итогам сезона Джек занял четвертое место, а титул отдал другому протеже «быков» Деннису Хаугеру, хотя в зачете новичков все же победил.

На следующий год Дуэн устроился в азиатской «Ф-3» за «Хайтек» – команду Оливера Оукса, директора нынешней «Альпин». За два сезона (второй Джек провел уже в другом коллективе) – два вице-чемпионства. Этого оказалось достаточно, чтобы податься в основную «Формулу-3», где Джек провалил дебютный год и не заработал ни одного очка.

«Ред Булл» устроил Дуэна в конкурентоспособный «Тридент», и второй сезон в «Ф-3» завершился серебром в личном зачете (титул вновь забрал Хаугер) и победой в командном – ее принес триумф Джека в финале сезона в Сочи. Однако австралиец тут же покинул систему австрийской корпорации.

Причин было несколько: слабое взаимодействие с руководством, мало возможностей и слишком плотная борьба за место в «Ф-1» (где о главной команде с лидером в виде Макса Ферстаппена, казалось, и вовсе можно было и не мечтать, Хаугер тогда еще считался фаворитом, да и юниорская программа доктора Марко почти постоянно полна потенциальными талантами).

Так в 2022-м Дуэн и попал в воссозданную академию «Альпин», где на тот момент впереди него был только один гонщик – Оскар Пиастри. Правда, в середине года Оскар со скандалом покинул программу: «Альпин» даже объявила о контракте с пилотом на место Алонсо в «Ф-1», но юный гонщик все опроверг в соцсетях; дальше был суд, поражение французов и переход Пиастри в «Макларен».

Загружаю...

В результате Дуэн оказался одним из главных активов Академии. Он провел два сезона в «Формуле-2» за команду «Виртуози» с победами, подиумами и в целом более-менее стабильными выступлениями, закончившимися бронзой в личном зачете 2023 года. Ничего сверхвыдающегося, но в целом работой спортсмена остались довольны. К тому же парню понравилось в «Альпин» больше, чем в «Ред Булл»: с первого сезона его активно привлекали к работе команды «Формулы-1», давали возможность поработать на симуляторе и поучаствовать в тестах, а в 2023 году и вовсе сделали резервистом.

«Их подход к адаптации пилотов в команде «Формулы-1» чрезвычайно ценен и важен. В других академиях многие гонщики, которым удалось попасть в «Ф-1», не имели достаточного опыта работы с командой и машиной. У них не было возможности наладить связи с коллективом. Однако «Альпин» предоставляет своим пилотам возможность проводить время в команде и создавать прочные отношения. Кроме того, они обеспечивают гонщиков возможностью прокатиться на трассе за рулем болида «Ф-1».

Мои первые тесты в «Формуле-1» состоялись через три месяца после того, как я присоединился к Академии. К тому времени я уже успел поработать на симуляторе, принять участие в деятельности основной команды и провести некоторое время с ее инженерами. Такие возможности нельзя купить, и их нельзя упускать», – рассказывал Джек.

Собственно, вовлеченность Дуэна в работу «Альпин» и помогла ему заполучить место в «Ф-1».

Загружаю...

Сильная сторона – работа с инженерами. В команде пилота называют «невоспетым героем»

Когда Джек говорит о вкладе в развитие «Альпин» в «Ф-1», к его словам нужно относиться максимально серьезно: в этом году австралиец приезжал с командой на каждый европейский этап в качестве пилота симулятора, а в серьезных перерывах между Гран-при мог проводить 10-11 дней тестов за рулем болида 2022 года – в «Ф-1» можно заниматься тестами только на технике двухлетней давности.

Яркий пример работы Дуэна – уик-энд в Монако. После неудачной пятницы он провел 10 часов в симуляторе, чтобы помочь команде хоть как-то исправить ситуацию и найти новый правильный вектор настроек. И получилось! В условиях кошмарного старта сезона Пьер Гасли сумел финишировать 10-м. Команда оценила Джека как «невоспетого героя» после всех его «титанических» усилий.

Достойная оценка – вполне отражает подход австралийца. Он прекрасно понимает ожидания: грамотную обратную связь с инженерами, которые пытаются понять, в каком направлении настраивать, развивать и дорабатывать болид.

«Довольно просто запрыгнуть в симулятор и показать быстрый темп. У тебя нет страха, нет риска попасть в аварию, можно слегка расслабиться. Нет скользкой трассы, нет типичных условий с ветром или разными комплектами резины – буквально идеальный расклад. Так что ездить довольно просто. Но есть и отличие: работая с командой, ты должен быть максимально точен в обратной связи. Когда не знаешь, то не знаешь, но когда понимаешь, в чем проблема, то нужно с уверенностью объяснить ее», – рассказывает пилот.

Загружаю...

В то же время Дуэн использовал любую возможность, чтобы продемонстрировать «Альпин» свой потенциал. В частности, речь о тех самых тестах на А522 между этапами.

«Здесь в первую очередь речь идет о развитии болида, но в то же время это часть подготовки. Мы проводим две симуляции квалификации, а потом симуляцию 73-круговой гонки с двумя пит-стопами со стратегией «софт»-«хард»-«хард». С нами работает команда спецов по аэродинамике и инженеров, ответственных за резину. Они видят, если я работаю с шинами не так, как им нужно, или если я не выношу максимум из работы аэрообвеса.

Есть несколько факторов, из-за которых я намного быстрее ожидаемого или намного медленнее – скажем, если условия трассы не совсем хорошие или очень хорошие. Здесь не идет речь о том, чтобы скрывать темп, а потому это отличная возможность показать, на что я способен, а также шанс подготовиться к выступлениям в «Ф-1», – пояснял Джек.

При этом он отлично понимает, что все еще далек от идеала, и осознает свои недостатки. В частности, Дуэн убежден, что все еще слаб с ментальной точки зрения, и поэтому активно работает над этим:

«Я был очень эмоциональным и увлеченным своим делом – мне нужно было вести себя сдержанней. Я много работал с ментальными тренерами, приводя голову в порядок. Я явно обладаю рядом сильных сторон, но я стараюсь улучшать их каждый день. Я бы сказал, что это касается не только всех аспектов моей жизни, но и моего пилотажа. Я все еще могу стать лучше, ведь нельзя сказать, что кто-то из нас достиг совершенства. Всегда есть области, в которых я могу продолжить учиться и прогрессировать».

Загружаю...

С таким подходом Джек кажется вполне неплохим выбором для «Альпин»: вот только в команде все-таки не совсем доверяют юниору – потому и постарались выслать Окона пораньше.

«Альпин» все еще не верит в Дуэна и рассматривает новую суперзвезду «Ф-1»

Удивительно, но когда речь заходит о решениях Флавио Бриаторе, не стоит удивляться. Несмотря на уже подписанный контракт, место Джека Дуэна под угрозой. С самого начала австралиец оказался в команде только из-за масштабной перестройки. Руководству было не до решений о втором пилоте — сначала нужно было разобраться со структурой, техническим штабом и процессом внедрения обновлений. Да и вообще, сын австралийской легенды получил место только потому, что не было никого сильнее на горизонте — остальных проект французской команды не слишком интересовал.

На старте сезона «Альпин» тонула в слабых результатах и была по факту худшей в пелотоне. Уже после первого Гран-при ушли технический директор Мэтт Харман и глава отдела аэродинамики Дирк де Бер, а вскоре за ними последовал консультант Боб Белл (один из творцов чемпионств Фернандо Алонсо). Ближе к этапу в Испании завод-владелец «Рено» («Альпин» – суббренд спорткаров) назначила Бриаторе советником по вопросам «Ф-1» – фактически негласным главой проекта. Итальянец пообещал, что в 2026-м «Альпин» превратится в топ-команду и будет выигрывать гонки – и, вероятно, все это для того, чтобы подороже ее продать (ведь «Рено» уже отказалась от собственных моторов).

Загружаю...

А потому Бриаторе с самого начала не особо заботил второй пилот, были дела поважнее:

«В данный момент задача заключается в том, чтобы собрать команду, выстроить ее – с коммерческой точки зрения, технической составляющей, менеджмента. Гонщик сейчас не имеет значения. Значение гонщики будут иметь в 2026, 2027, 2028 году – тогда, когда гонщики смогут обеспечивать разницу.

Если у вас есть хорошая машина, вам нужен хороший гонщик. Если же ваша машина не работает… В данный момент наша задача заключается в том, чтобы направить усилия команды на техническую составляющую. Чтобы болид «Альпин» становился все лучше и лучше, чтобы он стал лучше в следующем году. Я верю в то, что в 2026 году мы увидим совершенно новую команду «Альпин», – заявлял Флавио.

Но осенью ситуация изменилась: под конец сезона французы доработали болид и улучшили процессы в гоночных условиях – даже удалось взять двойной подиум в Бразилии. Пьер Гасли и дальше раскрывал новый потенциал А524: квалифицировался третьим в Лас-Вегасе и приехал пятым в Катаре. Во многом благодаря последним результатам «Альпин» теперь борется за шестое место в Кубке конструкторов, хотя прежде могла только мечтать о таком раскладе.

Соответственно, требования к пилотам изменились: от «неважно кто» до «пусть будет неплохой пилот». И здесь Дуэн оказался в неприятном положении – во многом из-за юниора «Уильямса» Франко Колапинто, который заменил в «Уильямсе» уволенного по ходу сезона Логана Сарджента. Дебют Франко впечатлил: аргентинец несколько раз финишировал в очках и превратился в настоящую новую суперзвезду с интересом со стороны «Ред Булл». Еще за его спиной привлекательный латиноамериканский рынок и куча классных спонсоров: IT-компания Globant, аукционный маркетплейс Mercado Libre и множество других локальных спонсоров. Дуэн ничего такого предложить не может.

Загружаю...

Последняя перед Абу-Даби проверка Дуэна прошла в ноябре в Катаре: команда сравнила австралийца с основным пилотом Гасли на тестах болида образца 2022 года. Опыт не новый – летом Джек проходил подобные испытания с Миком Шумахером – и оказался быстрее немца на быстром круге, но уступил в гоночном темпе. В этот раз инсайдеры говорят о примерном равенстве результатов, но, похоже, полной уверенности в Дуэне все равно нет.

Что интересно – свежие выступления Колапинто заметно снизили его стоимость: аргентинец несколько раз попадал в серьезные аварии, перестал демонстрировать высокую скорость, и, похоже, разочаровал «Ред Булл».

Зачем же тогда вся эта затея с уходом Окона перед Гран-при Абу-Даби? Видимо, опция с Колапинто все еще привлекает «Альпин», а потому Бриаторе хочет посмотреть на Джека в гоночных условиях: австралиец – отличный пилот симулятора, но насколько хорош на практике – пока вопрос. Ведь в настоящих гонке и квалификации будет совсем другое давление, что может сказаться на темпе и поведении пилота.

«Я стараюсь выкладываться на полную и не ставить себя в неловкое положение. Возвращаюсь к таким простым вещам, как отложенный старт, который, как мы видели, вызвал недоумение в Бразилии. Я изучаю даже те аспекты, которые уже знаю, но это не мешает мне получать новые знания. В остальном команда подготовила меня достаточно хорошо. Чувствую себя комфортно, я готов к уик-энду. Я распечатал спортивный регламент», – сказал Дуэн в преддверии дебюта.

Загружаю...

Однако в квалификации он не успел на быстрый круг из-за трафика и вылетел в первом сегменте, а в гонке возился в середине пелотона против машин уровня «Астон Мартин» Стролла... И финишировал 15-м из 16-ти.

Всего один Гран-при решит его гоночную судьбу. Впечатлилась ли команда?

Что еще почитать про «Альпин»: 

Фото: Gettyimages/Peter Fox; FabioFerrari, Panoramic, Xavi Bonilla / Dppi/Dppi/Keystone Press Agency, IMAGO/Xavi Bonilla, IMA/Global Look Press

Популярные комментарии
Ингвар
"Аукционный маркетплейс Mercado Libre" - это Авито местный, или OLX для тех кто не из России. Аукциона я там раньше не замечал, это доска объявлений №1 во многих странах Латинской Америки. Недвижимость, новые и старые автомобили, мебель продают там. Еще там куча бывших в употреблении вещей, и куча новых вещей.
vizl
Бриаторе. И этим всё сказано. Не понимаю, зачем его пустили обратнов Ф1, да еще разрешили на руководящей должности работать.
gandalf
«Выгнали лидера» это сильно, Окон не был лидером, Альпин давно уже поставили на Гасли и по очкам это тоже видно
Еще 8 комментариев
11 комментариев Написать комментарий