Майкл Джексон от Аделии Петросян – номер с двойным дном. Что зашифровала команда Тутберидзе?

В выходные Аделия Петросян выходит на второй подряд этап Гран-при – в Омске.

На этот раз придется побороться: в соперниках у нее Алина Горбачева – даже при снятии Вероники Жилиной конкуренция повыше, чем в Уфе. Тем более, что на первом этапе получилось далеко не все, что было в плане. Особенно не вышла произвольная программа: впечатление смазали падения, а судейство, несмотря на победу, обсуждалось.

Судьи оценили компоненты Аделии выше, чем позволяют правила при грубых ошибках. При этом вопросы к передаче образа оставались бы и без девяток в протоколах. Нежный «Февраль» пока выходит у Аделии резким и стремительным, не попадая в настроение музыки.

Загружаю...

Но совсем другое дело короткая программа – здесь Петросян максимально органична. Скорость – ее козырь, а энергичные узнаваемые движения короля поп-музыки хорошо сели на ее природную пластику.

Костюм под стать – красный пиджак, явно стилизация под красную концертную куртку, известную по Beat it и выступлению Джексона на олимпийском стадионе в Мюнхене в 1997 году.

Отличный образ – небанальный и контрастно смотрится на льду. К тому же красный не обременен суевериями золота или серебра – эти цвета Джексон тоже часто использовал в костюмах. Да и Этери Тутберидзе любит красный.

На первый взгляд все сошлось. Заводная, развлекательная постановка без особого смысла, но со ставкой на фирменные жесты Майкла: лунная походка в дорожке, антигравитационный наклон, слайд на коленях с вращением – все вплоть до финальной позы – это отсылки.

Загружаю...

Еще одна особенность: программа сделана по мужскому лекалу, и это необычно смотрится на девочке. Прием с попурри в женских соревнованиях берут редко, якобы это плохо сочетается с привычными амплуа, которые ожидают судьи – в общем, условности.

Еще на прокатах в сентябре я решила: бодро и оригинально, окей. Но теперь не могу воспринимать эту программу иначе как манифест.

Косвенно постарались танцоры: из-за темы сезона треки и хореографические фрагменты танцев Майкла Джексона встречаются постоянно. Я пересмотрела сначала один клип, потом другой. И теперь программа Аделии заиграла для меня новыми смыслами. 

У Майкла много сюжетных песен, много танцевальных, но есть и мощные протестные. И сразу заметно, что у Аделии, несмотря на формальное попурри, именно с текстом использованы только такие. А если ставит в том числе Этери Тутберидзе, то вопросов, насколько обращали внимание на английский текст, не возникает.

Цитировать целиком не буду, но:

«Как же все то, что 

Должно было быть у нас?

Ты хоть раз остановился, чтобы взглянуть

На кровь, пролитую нами ранее?»

<...>

«Все озлобились.

Обстановка ухудшается,

Вокруг ложные обвинения –

В суде, в новостях.

Я хочу сказать лишь одно:

На самом деле им наплевать на нас...»

И тут такой простор для интерпретаций. Для Аделии важна история военного конфликта Азербайджана и Армении, для самого тренерского штаба – отстранение атлетов и судебное разбирательство по Валиевой.

Спецэффекты, нарезанные внутри постановки – это тоже не просто вау-звуки из клипов, они дополнительно нагнетают аудиоряд в противовес видеоряду. 

Загружаю...

Из They Don’t Care About Us использованы в том числе звуки стрельбы, самолетов, сбрасывающих бомбы (тут), ритм, который не попадает на фрагменты с текстом, – это удары дубинок. 

А вот крик и звон стекла использованы из клипа Black Or White – той части, где Джексон появляется в образе черной пантеры и идет крушить (тут) – больше из этой песни не берут ничего.

Слышали, как Аделия Петросян кричит в прокате? Кажется, это из песни-протеста Майкла Джексона

Причем интересно, что в They Don’t Care About Us тоже слышен крик, но его не взяли. И более того, у Джексона есть композиция Scream – крик, понятное дело, раздается и там, но и его не берут, хотя песню используют микрокусочком. Слышны только слова Джанет Джексон «Вся эта несправедливость» (тут), а самого Майкла из Scream в программу Аделии не вставили (но для понимания контекста: «Я устал от несправедливости, устал от схем. Это настолько отвратительно»).

В общем, трудно игнорировать мысль, что всей этой нарезкой (с музыкальной точки зрения не самой изящной) хотели что-то сказать. Ведь монтировать крик из одной песни с конкретным посылом в другую песню с подобным же посылом в развлекательных программах не обязательно, однако тут прямо не поленились.

Но и с возражениями в духе «ну какой тут эзопов язык, это просто совпадения, и важнее, что на поверхности зажигательное катание и хореографические находки» я бы спорить не стала.

Так как подтекст и спрятан уж очень надежно, и рассчитан будто не на российского зрителя. Для западной аудитории Джексон – часть культурного кода, слова песен и то, ради чего они написаны, там понятны однозначно.

Загружаю...

Однако будут ли думать российские зрители над уже которой по счету программой под Джексона в этом сезоне? Вот это вопрос интересный. Так что тренерскому штабу Тутберидзе нужно подавать еще какие-то сигналы, кроме пасхалок, зашитых в аудиоряд.

Больше текстов о фигурном катании в телеграм-канале автора

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович, Александр Вильф

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
На лед приглашается
Популярные комментарии
timaristo
Прекрасный номер, великая композиция, мурашки по коже от просмотра. Фигурное катание это больше чем спорт, это искусство
Yaroslove
А может не стоит искать черную кошку в темной комнате, особенно если её там нет?))
*** Monik ***
Что-то в этом есть) Этери любит закладывать глубокий смысл в свои программы, разговаривать ими с публикой, так что все возможно) А Автор прям заморочилась, интересно было читать Я больше склоняюсь к тому, что это протест против того что происходит в международном спорте. Ее команда так много работала, чтобы быть сейчас заслуженно на вершине, соперничать с миром, а не внутри страны, и, несомненно, это их удручает
Еще 61 комментарий
64 комментария Написать комментарий