Шоу, скандалы, слезы, драма и народная любовь – так 30 лет назад Найджел Мэнселл стал чемпионом мира
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Старая пословица гласит, что минус на минус не всегда дает плюс. Если кто-то и мог это опровергнуть с огромным удовольствием, то зовут этого человека Найджел Мэнселл. Британец стал чемпионом мира в 1992 году – этого ждали тысячи фанатов по всему миру. Ведь не каждому суждено стать народным чемпионом мира.
Серые тучи сгустились над плечами Мэнселла после двух поражений в борьбе за титул в 1986 и 1987 годах. Но дальше было только хуже. В 1988 году за рулем «Уильямса» ему удалось финишировать лишь в двух гонках сезона. После этого провала Найджел решил попробовать силы в «Феррари», где ему в напарники взяли Алена Проста. Француз так измотал его политическими играми, что британец был уже готов покинуть «Формулу-1».
Но «Уильямс» смог его убедить вернуться к ним. Так уже в сезоне 1991 года Мэнселл стал вице-чемпионом мира, что окрылило его. «Я являюсь одним из немногих пилотов, которые по-настоящему себя могут назвать топовым пилотом». Лучшим же в том сезоне стал никто иной как Айртон Сенна.
В 88-м он финишировал в 2-х из 16-ти Гран-при. Казалось все кончено, но титул в итоге пришел в 92-м
«Уильямс» FW14B – одна из самых доминирующих и инновационных машин в истории. В дополнение к этому «Рено» подготовили прекрасный мотор, а команда разработала прекрасную активную подвеску, коробку передач и контроль тяги. Вместе с напарником Риккардо Патрезе они заняли две первые строчки в личном зачете.
Найджел был преисполнен решимости добиться того, чтобы все зависело только от него. Он сделал первый предупредительный выстрел на открытии сезона в Южной Африке, продемонстрировав великолепный пилотаж, а затем выиграл еще четыре гонки подряд: Мексику, Бразилию, Испанию и Сан-Марино. Его пять побед подряд на старте сезона побили рекорд Сенны предыдущего года. Мэнселл хотел стать лучшим в истории…
На следующем этапе в Монако Сенне удалось одержать победу над своим старым врагом, однако британец был очень близок к ней, но прокол на последних кругах вынудил поехать на пит-стоп, что в итоге позволило миру насладиться борьбой колесо в колесо двух титанов по узким улицам Монте-Карло.
Следующий Гран-при проходил в Канаде, где оба заклятых соперника столкнулись. Найджел на 15-м круге пошел в атаку в стиле все или ничего. Как итог – сход…
Но, хотя аварии Мэнселла были почти такими же определяющими в карьере, как и его победы, в 1992 году они были лишь вспышками, так как затем последовали три победы подряд. Между победами во Франции и Германии был последний случай «Мэнселл-мании» в Сильверстоуне, когда его поклонники побежали на трассу еще до окончания гонки.
Десятки рекордов, несколько побед на родине, тысячи фанатов и сотни гонок, чтобы раньше всех в сезоне стать чемпионом мира
Затем уже на 11 из 16 этапов Найджел смог обеспечить себе титул чемпиона мира. Для этого ему понадобилось провести в «Формуле-1» 13 сезонов, 176 гонок и одержать 29 побед. Британия ждала своего чемпиона 16 лет.
Однако мы не можем не перейти к тем двум особенным годам, когда нам было больно в 1986 и 1987 годах, не узнав, каково было работать рядом с человеком, которого сэр Фрэнк Уильямс называл «занозой в заднице».
Вспомним момент из шикарной книги Эдриана Ньюи «Как построить автомобиль», где рассказывается о том, как «ФИА» объявила в 1992 году, что начнет проводить взвешивание гонщиков. Патрезе тренировался невероятно усердно, чтобы быть в наилучшей форме, однако Мэнселл подговаривал поваров, чтобы те добавляли в еду итальянца кетчуп.
Но это не значит, что британец не был заинтересован в том, чтобы иметь более легкую машину, чем его напарник по команде. На самом деле все вышло с точность до наоборот. Пока Рикардо потел в спортзале Найджел вынимал из шлема различные подкладки, морил себя голодом ради того, чтобы превзойти на взвешивании Патрезе.
«Он был в шоке», - сказал Ньюи.
Мэнселл был лучше своего напарника и потому издевался над ним...
«Рикардо очень гордился тем, что похудел за зиму и был в отличной форме. То, что его обошел Найджел, поглощающий гамбургеры, было огромным психологическим ударом».
Это лишь один из многих примеров игр, в которые Мэнселл тогда играл. На официальных командных совещаниях британец специально дезинформировал напарника, чтобы тот отправлялся на трассу за поиском скорости, в то время как реальное совещание он проводил со своим инженером Дэвидом Брауном.
Найджел специально настраивал неправильно высоту подвески болида, чтобы скрыть свой реальный темп. В Монце вообще заявил, что надо управлять костяшками пальцев, чтобы прибавить в скорости. Вам смешно? Патрезе вернулся в боксы с окровавленными костяшками.
Но в карьере Мэнселла в «Формуле-1» не все складывалось так, как ему хотелось. Два ярких примера тому - сезоны 1986 и 1987 годов, когда он выиграл больше всех гонок в каждой кампании, но в итоге не получил ни одного титула чемпиона среди пилотов.
86-й год запомнился борьбой с Пике, аварией шефа команды и потерей титула за несколько кругов до конца сезона
Перед сезоном 1986 года Нельсон Пике, к тому времени двукратный чемпион мира, перешел в «Уильямс» из «Брэбем», понимая, что он будет бесспорным, безусловным гонщиком номер один, а Мэнселл будет играть вторую скрипку. Эти четко очерченные границы начали стираться уже после двух гонок, когда Мэнселл показал свои качества и достоинства в эпическом столкновении с Сенной в Испании.
После того, как Ален Прост выиграл две гонки подряд в Сан-Марино и Монако, Мэнселл продолжил насмехаться над ярлыком №2, выиграв четыре из следующих пяти гонок. Последняя в этой череде гонка, которая вывела Найджела в претенденты на титул, состоялась на Гран-при Великобритании в Брэндс-Хэтче, не только добавив мистики «Мэнселл-мании», но и создав одну из определяющих глав в этом ожесточенном соперничестве гонщиков.
На протяжении всей 70-круговой гонки между пилотами «Уильямса-Хонды» разрыв никогда не становился более двух секунд. Давление со стороны Мэнселла заставило лидера Пике пропустить передачу на 23-м круге, и когда бразилец попытался загладить свою вину, набросившись на своего партнера по команде, Найджел не только закрыл дверь, но и запер ее на тройной замок. Когда победивший британец предложил бразильцу пожать руку на подиуме, тот отказался.
Ранее же в начале сезона произошло страшное – это авария Фрэнка Уильямса. Лишь спустя несколько месяцев на инвалидной коляске он смог вернуться в «Формулу-1». Первым же вопросом было – а будут ли командные приказы? Но он разрешил им бороться до конца, что стало фатальной ошибкой, позволившей в конце сезона Просту вырвать титул у обоих пилотов «Уильямса».
В сезоне, состоявшем из 16 гонок, Мэнселл был лидером чемпионата мира с девятого по пятнадцатый этап. Он даже был лидером чемпионата мира 64 круга в финале сезона в Австралии, пока у него не лопнуло колесо, что вынудило его сойти с дистанции и попрощаться с титулом.
Напряженность в отношениях между Мэнселлом и Пике была такой, что их боль от того, что они сами упустили титул, была заглушена успехом французского пилота.
Напарник в 87-м стал чемпионом мира, а он пропустил концовку сезона из-за травмы
Сезон 87-го ничего не изменил. Восемь поул-позиций, шесть побед в гонках, еще один культовый момент «Мэнселл-мании», созданный одним из лучших обгонов всех времен на Гран-при Великобритании, и никакого титула чемпиона мира. На этот раз разница была в том, что Найджел победил в битве, а Пике выиграл в войне.
Но если в прошлом году судьба Мэнселла была предрешена всего за несколько кругов до конца чемпионата мира, то в 1987 году она была решена за две гонки до конца.
После победы последнего на 14-м этапе в Мексике между лидером чемпионата мира Пике и Мэнселлом образовался разрыв в 12 очков. По окончании сезона он так и останется 12-очковым.
Во время пятничной тренировки в Японии британец слишком широко войдет в поворот и на скорости около 15 км/ч влетит в барьер из шин, в результате чего получит травму спины, несовместимую с продолжением сезона, что позволит Нельсону в спокойной атмосфере выиграть третий титул чемпиона мира.
Однако бразилец по окончании сезон намеревался перейти в «Лотус», а новым напарником Найджела должен был стать Патрезе. «Я думаю, что с Риккиардо Патрезе я могу позволить ему дружбу, которая не была позволена мне [с Нельсоном]».
Это довольно уместно подводит нас к неприглядной стороне карьеры Мэнселла в «Формуле-1». Желание делать из себя жертву, которая борется со всеми вокруг, принесло ему много поклонников по всему миру, но и привело к появление множества врагов в спорте. В целом карьера была полна и успехов, и неудач.
Перешел в «Феррари» в напарники к Просту. Думал, что вся команда работает на француза
«Он считает, что все и всегда пытаются его подставить», - сказал однажды бывший босс «Уильямса» Патрик Хэд.
Британец был магнитом для драмы и напряжения. Если он не создавал их сам, то все равно никогда не был далек от того, чтобы быть в них вовлеченным.
Найджел считал, что Прост убедил руководство «Феррари» сделать его первым номером команды, поскольку был в ранге действующего чемпиона мира…
«Я был воспитан в духе честной игры, я не разбирался в политике», - вспоминает Мэнселл.
«Айртон был яростным соперником, но в нем было гораздо больше честной игры, чем в Пике или Просте - эти двое были политическими животными. Они были готовы сделать все, что потребуется, и благодаря этому добились большого успеха».
Мэнселл позже расскажет, что обнаружил, что болид «Феррари», который он привел на поул-позицию на Гран-при Франции 1990 года, был отдан Просту на следующий этап в Сильверстоуне.
Даже после предполагаемой замены шасси Мэнселл все равно завоевал поул на Гран-при Великобритании и лидировал большую часть гонки, пока у него не отказала коробка передач. Увидев, как Прост одерживает победу, он настолько разочаровался в жизни в «Феррари», что объявил о своем намерении уйти из команды.
Оформил титул и в «Формуле-1», и в «Индикаре». Отказался возвращаться на полный календарь после смерти Сенны, но выиграл финал 94-го в 41 год
«Люди говорили, что это было решение, принятое под влиянием момента, потому что я был расстроен после поломки машины, - продолжает Мэнселл.
Другие говорили, что это просто уловка в рамках переговорного процесса. Ни то, ни другое не соответствует действительности. Это было искреннее решение. Мы с Розанной [женой] все обсудили перед Сильверстоуном и решили, что нами манипулируют.
Я чувствовал, что у меня больше не будет возможности выиграть чемпионат мира, поэтому я решил больше не выступать».
Однако Мэнселл остался в «Формуле-1» и исполнил свою мечту.
Нравится он вам или нет, но он остается одним из ярчайших пилотов в истории…